Цирк и балет
Могут спросить, почему я, балетмейстер Большого театра, пошел в цирк и в мюзик-холл? Причин много. Главная из них — неудовлетворенность тогдашним состоянием академического балета.
Я глубоко убежден: что не развивается — то не живет. А тогда ревнители уже однажды найденных, музейно зафиксированных форм классического балета всячески противились поискам новых выразительных средств. Вадим Шершеневич очень точно сострил тогда: «Зовут Голейзовского на зад к Петипа». В цирке и в мюзик-холле я получил полнейшую возможность экспериментировать, искать новые формы, соответствующие новому содержанию танцев. Ну и потом была еще одна причина — совсем немаловажная: попробовали бы вы отказаться, когда вас просит сам Луначарский... Что и говорить! Это были годы великого вдохновения. Работали мы тогда до изнеможения. Порой без всякой платы. На одном энтузиазме. Вспоминаю об этом с неумирающей радостью.
Цирк привлекал и до сих пор привлекает меня своей исключительной универсальностью. В цирке я научился прыжкам и джигитовке. С клоуном Альперовым мы делали целые номера, писали тексты, создавали образы. Цирк оказал колоссальное влияние на мое творчество. Именно в цирке я впервые по-настоящему понял, что все должно быть подчинено основной идее: что все движения обязаны предельно соответствовать музыке, а костюмы — характерам героев, что все компоненты спектакля должны выражать общий замысел. Цирк — великое искусство. Нигде так многогранно, так универсально не раскрываются все безмерные возможности человека. И когда я читаю похвалы себе, я твердо знаю: именно цирк воспитал во мне умение работать. В цирке никогда не останавливаются на достигнутом: то, что сделано вчера, сегодня должно быть обязательно превзойдено. Самое главное: «Человек может все!». И еще: школа — только средство. Техника существует только для того, чтобы проделывать движения без видимого усилия.
Я всем сердцем люблю цирк. И мне радостно видеть, на какую необыкновенную высоту поднялось сейчас цирковое искусство. Когда я работал в цирке, у нас многого не было, мы были очень бедны, о многом мы могли только мечтать. А сегодняшняя молодежь, идущая в цирк из Государственного училища циркового и эстрадного искусства, — молодежь изумительно талантливая — получает сразу все необходимые условия для раскрытия своих способностей. Нет никакого сомнения, что на смену мастерам идет достойная молодежь. И я, старый друг цирка, шлю ей самый сердечный привет и наилучшие пожелания.
Касьян ГОЛЕЯЗОВСКИЙ, заслуженный деятель искусств Литовской ССР
Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
оставить комментарий