Цирк на школьной арене - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк на школьной арене

Бурное оживление царило в этот день с утра в школе № 102 Октябрьского района Москвы. — К нам цирк едет... — слышались разговоры среди ребят.

— Сюда...   в   школу? — удивлялись   одни.
— И львов привезут? — спрашивали другие.
— Привезут... — утверждали   наиболее   сведущие.

А в это время комсомольцы готовились встретить цир­ковых артистов — устанавливали в актовом зале скамейки и стулья, убирали со сцены все лишнее. Наиболее любо­пытные из младшеклассников уже задолго толпились в ве­стибюле, желая своими глазами удостовериться, каких привезут   зверей. Но ребята так и не увидели, как другим ходом непри­метно в школу прошли артисты с чемоданами я руках. Их было немного — восемь человек. Среди них находились, как потом оказалось, и клоуны, и акробаты, и «укротители» львов и «дрессировщики» собак, и фокусники, и музыкаль­ные   эксцентрики. Начало спектакля — в три часа дня. Но зал, битком на­битый ребятами, уже задолго гудел от нетерпеливого ожи­дания. Все поглядывали на занавес сцены, за которым слышались голоса артистов, чье-то рычание, звон каких-то колокольчиков   и   стук   молотка.

Попав, в этот день в школу, я тоже решил остаться на спектакле, ознакомиться с программой детского цирко­вого представления коллектива № 5 московской группы «Цирк на сцене» Союзгосцирка, как было написано на афише.К своему удивлению, получил немалое удовольствие, увидел настоящий цирк на крохотной школьной сцене. Удачно составленная программа все время держала не­терпеливых юных зрителей в состоянии радостного напря­жения. После каждого номера раздавались бурные апло­дисменты. Началось представление монологом, который читала ведущая артистка Л. Милюкова, и торжественным парадом всех   артистов,   участвующих   в   спектакле. Темпераментно выступил жонглер Н. Тепляшин, поко­рив юных зрителей своим мастерством. Появление на сце­не коверного Птичкина (артист В. Клешков) и рыжего клоуна Стрижа (артист А. Стржелецкий) вызвало бурную реакцию зрителей. Смеялись они от души, аплодисмента­ми отзываясь на каждую остроту и выходку веселых клоунов, которые умело исполнили несколько цирковых номеров.

Неожиданно в зале погас свет, и на темной сцене по­явился «Цирк светящихся марионеток и кукол». Необыч­ность и красочность этого своеобразного номера заста­вила не только юных зрителей, но и взрослых позабыть, что они находятся в школе. Они увидели перед собой сверкающий переливами красок миниатюрный цирк. На его арене выступали покрытые специальным светящимся составом   куклы — жонглер,   танцовщица    на    проволоке, гимнаст на трапеции, велофигуристы, укротитель с дрессированными зверя­ми. Это был наиболее эффектный номер, так сказать, гвоздь програм­мы. Благодаря мастерскому владе­нию куклами артистов Л. и Н. Милю­ковых и В. Ионина он оставил неза­бываемое впечатление - игровая реприза «Факир» в исполнении коверного Птичкина и «Загадки» -, которые предлагала ребятам веду­щая — Л. Милюкова, снова заставили зрителей перенестись в школьный зал. Они спокойно слушали выступление му­зыкальных эксцентриков М. Альпин и А. Стржелецкого. Но появление на сцене непременных цирковых «живот­ных»— льва и собаки, — которых удачно имитировали ар­тисты А. Стржелецкий и В. Клешков, снова вызвало бур­ную реакцию ребят. «Лев» как всамделишный рычал и бил хвостом, а огромный «пес-барбос» лаял. У ребят го­рели глаза от восторга. Но зато следующий номер — эквилибрист «на слабо натянутой проволоке В. Валяев — за­ставил юных зрителей, затаив дыхание, следить за каждым его   движением.
Эквилибрист на проволоке В. ВаляевЭквилибрист на проволоке В. Валяев

— Свалится... Ой, свалится, упадет... — слышались тре­вожные голоса. Однако артисту удавалось удерживать рав­новесие в очень сложных положениях. Он, например, балансировал, сидя на стуле, который только двумя ножками стоял на проволоке. Мастерство эквилибриста покорило зрителей.

Сидевшие рядом со мной два вихрастых паренька в расстегнутых гимнастерках и без пионерских галстуков,— как я потом узнал, из «гвардии неисправимых и отпетых» (термин многих педагогов) — шептались друг с другом:

— Я буду учиться ходить на проволоке... а ты?
— Я   тоже...

Мне невольно пришла мысль — а почему бы не органи­зовать в школах кружки друзей цирка и не попытаться научить ребят простейшим приемам эквилибристики и клоунского мастерства, акробатике и несложным фокусам. Может быть, такие кружки помогут оторвать наиболее неисправимых и «отпетых» от тлетворного влияния улицы и хулиганствующей компании, дать выход бьющей клю­чом энергии ребят, иногда не находящей должного при­менения. Ведь цирк не только развлекает, но и воспиты­вает. Он утверждает ловкость, смелость и силу. Кто из ребят не мечтает быть таким же сильным и ловким? Не обязательно, чтобы из такого кружка выходили профес­сионалы-артисты, но увлечь ребят он сможет. Занятие цирковым искусством доставило бы им много радостных и веселых минут и обогатило бы их. Веселые минуты принесла ребятам и сценка «Школьные частушки» в исполнении артистов Л. Милюковой, В. Клешкова и М. Альпин. Однако хотелось бы чтобы их текст звучал острее и был построен на материале дан­ной школы. Думается, что при желании это сделать не трудно.

С огромным напряжением следили дети за выступле­нием иллюзионистов Л. Милюковой, В. Ионина, Н. Милю­кова. Находившиеся в передних рядах ребята неудержимо устремились к сцене, стараясь раскрыть тайну мастерства артистов. И я снова подумал о школьном кружке дру­зей цирка, о школьной труппе юных иллюзионистов, акро­батов и эксцентриков. Артисты приглашали ребят на сцену самим выполнить тот или иной номер, например подержать на пальце крутящийся шар. Какой радостью озарялись лица приглашенных и с какой завистью к счаст­ливчикам следили за ними в переполненном зале. После иллюзионистов, вызывая взрывы смеха, работа­ли акробаты-эксцентрики В. Валяев и неугомонный Птичкин, ставший общепризнанным любимцем юных зрителей. Вот и весь спектакль. Ровно полтора часа длилось представление. Срок небольшой. Но сколько оно принес­ло радости ребятам! Они все время аплодировали от ду­ши, не жалея ладоней. Ведущая Л. Милюкова вполне удачно соединяла отдельные сцены в единое художест­венное действие. В этом чудесном спектакле (постанов­щик-режиссер Н. Безносик) много актерских удач. Чув­ствовалось во всей работе коллектива подлинное творче­ское содружество энтузиастов, влюбленных в свою про­фессию.

Большим и нужным делом заняты эти артисты. Хочется сказать от души им — спасибо! Обидно, что работа коллектива не пользуется вниманием нашей общественности. О ней почему-то молчит пресса. Но зато имеется множе­ство похвальных отзывов юных зрителей. Ведь для них цирк — один из наиболее любимых видов искусства. Кол­лектив для детей почти единственный а системе Союзгос­цирка. Хочется верить, что будет создано еще несколько подобных коллективов. Им необходимо открыть зеленую улицу.  Подобные коллективы должны работать в тесном контакте со школьными, пионерскими и комсомольскими организациями. Ведь цирк, повторяю, не только развле­кает,   но   и   воспитывает. После спектакля мне удалось побеседовать с дирек­тором московской группы «Цирк на сцене» С. Эльдаровым   и   режиссером   Н.   Безносиком. выяснилось, что коллектив, обслуживающий детей, су­ществует с 1959 года. За это время он дал несколько сот представлений. Коллектив полностью оправдывает себя в финансовом отношении и даже приносит доход государ­ству. За каждый выездной спектакль школа платит при­мерно 130 рублей. Несомненно, такая значительная сум­ма для скромного школьного бюджета непосильна. При­ходится собирать деньги с родителей учеников, устанав­ливать цену билета 30—50 копеек, обслуживать не всех ребят,  которые захотели  бы  присутствовать  на спектакле.

Артистка Л. Милюкова с куклой «дирижер»Артистка Л. Милюкова с куклой «дирижер»

Следует серьезно подумать об удешевлении циркового представления для детей, чтобы сделать его более до­ступным любому школьному коллективу, в особенности в сельской местности. Возможности для этого есть. Представления для детей не должны облагаться налогом. Получать прибыль от мероприятий для детей наше госу­дарство не заинтересовано. Можно довести стоимость та­кого спектакля примерно до ста рублей. Нуждается коллектив артистов и в своем собственном транспорте. Думает­ся, иметь для цирковой труппы для детей свой небольшой автобус вполне выполнимая мечта. Это позволит цирку на школьной сцене проникнуть в самые отдаленные угол­ки области, где зачастую ребята знают только понаслыш­ке о цирковом искусстве. Следует подумать и о репер­туаре цирковых представлений для юных зрителей. Нужно привлечь для этого дела лучших наших детских писа­телей. Когда я уходил из школы, на дворе встретил своих но­вых знакомых вихрастых пареньков. Окруженные группой ребят, они что-то оживленно рассказывали, очевидно о виденном, жестикулируя, изображая то клоунов, то фокусников. Я подумал — вот и своя школьная цирковая труппа налицо, стоит только комсомольской организации з&няться этим делом, а цирковым работникам, в свою оче­редь, помочь ребятам. Издательство ЦК ВЛКСМ «Моло­дая гвардия» могло бы выпустить для школьной аудито­рии серию брошюр о том, как поставить на сцене неслож­ные цирковые номера. Центральной студии телевидения следует в будущем популяризировать такие самодеятель­ные   школьные   цирковые   группы.

Цирк на школьной сцене должен получить широкое распространение в нашей стране.
 

Василий  СМИРНОВ

Журнал Советский цирк. Май 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования