Цирк на школьной арене
Бурное оживление царило в этот день с утра в школе № 102 Октябрьского района Москвы. — К нам цирк едет... — слышались разговоры среди ребят.
— Сюда... в школу? — удивлялись одни.
— И львов привезут? — спрашивали другие.
— Привезут... — утверждали наиболее сведущие.
А в это время комсомольцы готовились встретить цирковых артистов — устанавливали в актовом зале скамейки и стулья, убирали со сцены все лишнее. Наиболее любопытные из младшеклассников уже задолго толпились в вестибюле, желая своими глазами удостовериться, каких привезут зверей. Но ребята так и не увидели, как другим ходом неприметно в школу прошли артисты с чемоданами я руках. Их было немного — восемь человек. Среди них находились, как потом оказалось, и клоуны, и акробаты, и «укротители» львов и «дрессировщики» собак, и фокусники, и музыкальные эксцентрики. Начало спектакля — в три часа дня. Но зал, битком набитый ребятами, уже задолго гудел от нетерпеливого ожидания. Все поглядывали на занавес сцены, за которым слышались голоса артистов, чье-то рычание, звон каких-то колокольчиков и стук молотка.
Попав, в этот день в школу, я тоже решил остаться на спектакле, ознакомиться с программой детского циркового представления коллектива № 5 московской группы «Цирк на сцене» Союзгосцирка, как было написано на афише.К своему удивлению, получил немалое удовольствие, увидел настоящий цирк на крохотной школьной сцене. Удачно составленная программа все время держала нетерпеливых юных зрителей в состоянии радостного напряжения. После каждого номера раздавались бурные аплодисменты. Началось представление монологом, который читала ведущая артистка Л. Милюкова, и торжественным парадом всех артистов, участвующих в спектакле. Темпераментно выступил жонглер Н. Тепляшин, покорив юных зрителей своим мастерством. Появление на сцене коверного Птичкина (артист В. Клешков) и рыжего клоуна Стрижа (артист А. Стржелецкий) вызвало бурную реакцию зрителей. Смеялись они от души, аплодисментами отзываясь на каждую остроту и выходку веселых клоунов, которые умело исполнили несколько цирковых номеров.
Неожиданно в зале погас свет, и на темной сцене появился «Цирк светящихся марионеток и кукол». Необычность и красочность этого своеобразного номера заставила не только юных зрителей, но и взрослых позабыть, что они находятся в школе. Они увидели перед собой сверкающий переливами красок миниатюрный цирк. На его арене выступали покрытые специальным светящимся составом куклы — жонглер, танцовщица на проволоке, гимнаст на трапеции, велофигуристы, укротитель с дрессированными зверями. Это был наиболее эффектный номер, так сказать, гвоздь программы. Благодаря мастерскому владению куклами артистов Л. и Н. Милюковых и В. Ионина он оставил незабываемое впечатление - игровая реприза «Факир» в исполнении коверного Птичкина и «Загадки» -, которые предлагала ребятам ведущая — Л. Милюкова, снова заставили зрителей перенестись в школьный зал. Они спокойно слушали выступление музыкальных эксцентриков М. Альпин и А. Стржелецкого. Но появление на сцене непременных цирковых «животных»— льва и собаки, — которых удачно имитировали артисты А. Стржелецкий и В. Клешков, снова вызвало бурную реакцию ребят. «Лев» как всамделишный рычал и бил хвостом, а огромный «пес-барбос» лаял. У ребят горели глаза от восторга. Но зато следующий номер — эквилибрист «на слабо натянутой проволоке В. Валяев — заставил юных зрителей, затаив дыхание, следить за каждым его движением.
Эквилибрист на проволоке В. Валяев
— Свалится... Ой, свалится, упадет... — слышались тревожные голоса. Однако артисту удавалось удерживать равновесие в очень сложных положениях. Он, например, балансировал, сидя на стуле, который только двумя ножками стоял на проволоке. Мастерство эквилибриста покорило зрителей.
Сидевшие рядом со мной два вихрастых паренька в расстегнутых гимнастерках и без пионерских галстуков,— как я потом узнал, из «гвардии неисправимых и отпетых» (термин многих педагогов) — шептались друг с другом:
— Я буду учиться ходить на проволоке... а ты?
— Я тоже...
Мне невольно пришла мысль — а почему бы не организовать в школах кружки друзей цирка и не попытаться научить ребят простейшим приемам эквилибристики и клоунского мастерства, акробатике и несложным фокусам. Может быть, такие кружки помогут оторвать наиболее неисправимых и «отпетых» от тлетворного влияния улицы и хулиганствующей компании, дать выход бьющей ключом энергии ребят, иногда не находящей должного применения. Ведь цирк не только развлекает, но и воспитывает. Он утверждает ловкость, смелость и силу. Кто из ребят не мечтает быть таким же сильным и ловким? Не обязательно, чтобы из такого кружка выходили профессионалы-артисты, но увлечь ребят он сможет. Занятие цирковым искусством доставило бы им много радостных и веселых минут и обогатило бы их. Веселые минуты принесла ребятам и сценка «Школьные частушки» в исполнении артистов Л. Милюковой, В. Клешкова и М. Альпин. Однако хотелось бы чтобы их текст звучал острее и был построен на материале данной школы. Думается, что при желании это сделать не трудно.
С огромным напряжением следили дети за выступлением иллюзионистов Л. Милюковой, В. Ионина, Н. Милюкова. Находившиеся в передних рядах ребята неудержимо устремились к сцене, стараясь раскрыть тайну мастерства артистов. И я снова подумал о школьном кружке друзей цирка, о школьной труппе юных иллюзионистов, акробатов и эксцентриков. Артисты приглашали ребят на сцену самим выполнить тот или иной номер, например подержать на пальце крутящийся шар. Какой радостью озарялись лица приглашенных и с какой завистью к счастливчикам следили за ними в переполненном зале. После иллюзионистов, вызывая взрывы смеха, работали акробаты-эксцентрики В. Валяев и неугомонный Птичкин, ставший общепризнанным любимцем юных зрителей. Вот и весь спектакль. Ровно полтора часа длилось представление. Срок небольшой. Но сколько оно принесло радости ребятам! Они все время аплодировали от души, не жалея ладоней. Ведущая Л. Милюкова вполне удачно соединяла отдельные сцены в единое художественное действие. В этом чудесном спектакле (постановщик-режиссер Н. Безносик) много актерских удач. Чувствовалось во всей работе коллектива подлинное творческое содружество энтузиастов, влюбленных в свою профессию.
Большим и нужным делом заняты эти артисты. Хочется сказать от души им — спасибо! Обидно, что работа коллектива не пользуется вниманием нашей общественности. О ней почему-то молчит пресса. Но зато имеется множество похвальных отзывов юных зрителей. Ведь для них цирк — один из наиболее любимых видов искусства. Коллектив для детей почти единственный а системе Союзгосцирка. Хочется верить, что будет создано еще несколько подобных коллективов. Им необходимо открыть зеленую улицу. Подобные коллективы должны работать в тесном контакте со школьными, пионерскими и комсомольскими организациями. Ведь цирк, повторяю, не только развлекает, но и воспитывает. После спектакля мне удалось побеседовать с директором московской группы «Цирк на сцене» С. Эльдаровым и режиссером Н. Безносиком. выяснилось, что коллектив, обслуживающий детей, существует с 1959 года. За это время он дал несколько сот представлений. Коллектив полностью оправдывает себя в финансовом отношении и даже приносит доход государству. За каждый выездной спектакль школа платит примерно 130 рублей. Несомненно, такая значительная сумма для скромного школьного бюджета непосильна. Приходится собирать деньги с родителей учеников, устанавливать цену билета 30—50 копеек, обслуживать не всех ребят, которые захотели бы присутствовать на спектакле.
Артистка Л. Милюкова с куклой «дирижер»
Следует серьезно подумать об удешевлении циркового представления для детей, чтобы сделать его более доступным любому школьному коллективу, в особенности в сельской местности. Возможности для этого есть. Представления для детей не должны облагаться налогом. Получать прибыль от мероприятий для детей наше государство не заинтересовано. Можно довести стоимость такого спектакля примерно до ста рублей. Нуждается коллектив артистов и в своем собственном транспорте. Думается, иметь для цирковой труппы для детей свой небольшой автобус вполне выполнимая мечта. Это позволит цирку на школьной сцене проникнуть в самые отдаленные уголки области, где зачастую ребята знают только понаслышке о цирковом искусстве. Следует подумать и о репертуаре цирковых представлений для юных зрителей. Нужно привлечь для этого дела лучших наших детских писателей. Когда я уходил из школы, на дворе встретил своих новых знакомых вихрастых пареньков. Окруженные группой ребят, они что-то оживленно рассказывали, очевидно о виденном, жестикулируя, изображая то клоунов, то фокусников. Я подумал — вот и своя школьная цирковая труппа налицо, стоит только комсомольской организации з&няться этим делом, а цирковым работникам, в свою очередь, помочь ребятам. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» могло бы выпустить для школьной аудитории серию брошюр о том, как поставить на сцене несложные цирковые номера. Центральной студии телевидения следует в будущем популяризировать такие самодеятельные школьные цирковые группы.
Цирк на школьной сцене должен получить широкое распространение в нашей стране.
Василий СМИРНОВ
Журнал Советский цирк. Май 1964 г.
оставить комментарий