Цирк в моей жизни
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Гражданская война. Большинство артистов цирка сражается на фронтах с белогвардейцами, нет костюмов, нет реквизита, почти все конюшни погибли. И главное, нет никаких средств. Вот в эти дни я пришел из балета в цирк. В то время в Москве их было два: Первый Госцирк (бывший Саламонского — на Цветном бульваре) и Второй Госцирк (бывший Никитиных — на Большой Садовой улице). Первый Госцирк работает и сегодня, а Второй Госцирк уже мало кто помнит. В свое время это был отличный цирк с первоклассной ареной и прекрасными конюшнями. Но два цирка в одном городе не могут дублировать друг друга. Чтобы избежать безликости, Анатолий Васильевич Луначарский предложил Первый Госцирк сделать обычным цирком, а программам Второго Госцирка придать лирический характер. Руководить Первым Госцирком поручили моему учителю Александру Алексеевичу Горскому, а Вторым — мне.
Чем же Второй Госцирк отличался от обычного? Прежде всего мы решительно отказались от всех номеров, связанных с опасностью и риском. Мы хотели, чтобы все номера восхищали зрителей своей изящной красотой, а не держали бы их в нервном напряжении: дескать, упадет артист из-под купола цирка или не упадет, разобьется или не разобьется?.. Мы не хотели трепать зрителям нервы. Особенно детям. И потом мы хотели возродить традиционный цирковой жанр — пантомиму. План первой программы создавал я сам. Для оформления номеров был приглашен замечательный колорист, художник Павел Варфоломеевич Кузнецов, а для написания программы — писатель Вадим Шершеневич. Центральное место в первой программе занимала пантомима «Арлекинада». Для «Арлекинады» мы использовали очень своеобразную музыку директрисы парижской консерватории Шаминад, инструментовал музыку дирижер театра оперетты Фердинанд Фердинандович Эккерт — чех по национальности.
Сенсационной новинкой пантомимы были двигающиеся маски — наподобие тех, какими пользуется сейчас на сцене Аркадий Райкин, только более гротескные, цирковые. Например, у одной маски невероятно раздувались щеки. Для создания масок в наш цирк был приглашен специальный скульптор — заведующий бутафорским отделом в бывшем Мариинском театре (теперь Ленинградский академический театр имени С. М. Кирова) Владимир Михайлович Попов, автор сложнейших театральных установок, таких, как, например, колоссальная статуя бога Ра в «Аиде». Кстати, работы Попова всегда очень ценил Анатолий Васильевич Луначарский. Была в первой программе и сатира — политическая и бытовая. В плане ревю.
Премьера новой программы состоялась осенью 1920 года. Открывалась она особым вступлением. Это был сочиненный мною стихотворный монолог, который я читал в костюме домового — доброго хозяина нового цирка. О новой программе нашего цирка сразу заговорили. На просмотр программы пришли Луначарский и Мейерхольд. И само собой возник вопрос: что же это такое — цирк или мюзик-холл? Была высказана идея: а что, если создать мюзик-холл на арене? Идею одобрили. Дальнейший разговор происходил на квартире Луначарского. Присутствовало много людей. Здесь и решили со временем создать мюзик-холл.
Для переоборудования здания были отпущены средства. Для улучшения акустики сделали над зрительным залом специальное устройство.
О НАШИХ ГЁРЛС
Московский мюзик-холл открылся в 1927 году при ближайшей помощи Луначарского. Первой тематической премьерой был веселый спектакль «Чудеса XXX века». Роль извозчика исполнял Григорий Маркович Ярон. В дальнейшем в мюзик-холле работали многие выдающиеся мастера советского театра: актеры Владимир Хенкин, Павел Поль, Николай Черкасов; режиссеры Николай Волконский, Николай Горчаков, Давид Гутман, художники Николай Акимов, Борис Эрдман и Александр Родченко. Для мюзик-холла стали писать Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев, Владимир Масс, Николай Эрдман.
Хореографической частью мюзик-холла руководил я. И тут не могу не вспомнить добрым словом тогдашнего руководителя управления госцирками Александра Морисовича Данкмана. Незадолго перед открытием мюзик-холла Данкман предложил мне поэкспериментировать в танцах. Для экспериментов мы выбрали гёрлс. И надо прямо сказать, эксперименты оказались на редкость удачными. Самой большой удачей явилось открытие так называемой «волны». Сейчас «волна» (правда, без моего имени) известна во всем мире. Без нее не обходятся порой и академические балеты. Она использована даже в лирическом ансамбле Надеждиной. Не говоря уже о грандиозных спортивных праздниках. Кто бы мог тогда подумать, что и физкультурные парады на Красной площади, поставленные мною, и фантастический фонтан на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве разовьют то, что было мною найдено в экспериментах с небольшой группой молодых балерин.
К сожалению, само название «гёрлс» многих ввело тогда в заблуждение. Наши танцовщицы ничем не походили на западных гёрлс. Просто зрители любовались массовыми танцами девушек. Японский танец шел на специальных деревянных скамеечках — гетах. И лишь всего три программы девушки танцевали на высоких каблучках. Однако, кажется, именно из-за высоких каблуков, а также из-за легких спортивных костюмов и начались наши беды. На гёрлс накинулась «легкая кавалерия». Потом в ход пошли силы потяжелее. Тогда Ильф и Петров выступили против тех, кто подозревал дикую безнравственность там, где ее не было и в помине. «Саванарыло» — так назывался один из самых острых фельетонов писателей-сатириков. В нем они клеймили ханжей, выступавших против юных балерин в мюзик-холле, против молодости и красоты.
В 1961 году в третьем томе Собрания сочинений Ильфа и Петрова впервые опубликован сценарий, легший в основу знаменитого кинофильма «Цирк», В нем есть эпизод, которого нет в фильме. В этом эпизоде директор цирка читает очередную журнальную статью, состряпанную очередным «саванарылом»: «В то время как организованный зритель приходит в цирк, чтобы проработать в занимательной форме ряд актуальных вопросов, ему подсовывают балет, состоящий не из пожилых трудящихся женщин, типичных для нашей эпохи, а из молодых и даже красивых женщин (!), Надо покончить с этой нездоровой эротикой». И дальше: «Входит балет, готовый к выходу. Директор в ужасе осматривает его. Директор: Погиб, пропал! Как на подбор одна красивее другой! (Фигуранткам.) Вы что, с ума посходили. Разве это нужно организованному зрителю? Убрать все это. Чтобы ко второму отделению не было никакой нездоровой эротики.
Балет понуро уходит».
Какие-то «саванарылы», усмотрев в этом эпизоде камень, летящий в их огород, приложили усилия, чтобы в фильм «Цирк» этот эпизод не попал. До сих пор не могу без стыда вспомнить, как под напором «саванарыл» я однажды разозлился и приказал надеть на девушек бороды, рубахи и штаны и заставил их под музыку Дунаевского пилить на сцене дрова. Я думал, что «саванарылы» увидят, как говорится, воочию вздорность своих потуг на «идеологический балет», но увы! На каком-то очередном совещании «саванарылы» принялись меня усердно хвалить... Зато с какой радостью вспоминаю я чудесную семью наших девушек—учениц балетных школ, а в Ленинграде — учениц балетного училища по классу Марии Федоровны Романовой (родная дочь которой — всемирно знаменитая Галина Уланова). Какая чистая атмосфера царила тогда у нас за кулисами — без пошлости и интриг. Да разве расскажешь об этом в нескольких словах!
Касьян ГОЛЕЯЗОВСКИЙ, заслуженный деятель искусств Литовской ССР
Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
оставить комментарий