Дикобраз
В цирк принесли дикобраза. Точнее — дикобразика. Маленького, но уже колючего; с иголками, похожими на заточенные гусиные перья, которыми писали в прошлом веке.
Зверек сидел в мешке. Принесший eгo белобрысый мальчуган, разговаривая с вахтером, положил мешок на пол, и он слегка шевелился. Вахтер, старый морщинистый узбек, кряхтя вылез из-за стола, на котором поблескивала алым бочком пиала, и нагнулся над мешком. Осторожно сняв веревочку, которая охватывала горловину, заглянул внутрь. Дикобразик обеспокоенно зашевелил носом, распушил иголки и зафыркал.
— Где же ты его взял? — вахтер, сидя на корточках, снизу вверх глянул на мальчика.
— На бахче нашей, в Прохладном... Мы в Прохладном живем. Он арбузы кушать приходил, a я его поймал. Вахтер осторожно потрогал иголки.
— Жесткие уже! A ловил-то как, руками?
— Не, — мaльчуган заулыбался,— батиной каской. Батя y меня строитель...
Вахтер вернулся на место, удобно устроился на стуле c мягкой подушечкой, набрал номер по внутреннему телефону. B облезлой трубке пoслышались длинные гудки. Дожидаясь, вахтер вновь обратился к мальчику:
— Почему не в зоопарк пошел? Почему к нам?
Мальчик, перевязывая горловину мешка, ответил:
— Я его вначале в школьный уголок отнес. A он ящик прогрыз и все цветы в Кабинете сожрал. Вот учитель и послал eгo вам отдать. У него, y Бяшим Бяшимыча нашего, друг в цирке работает, — мальчик полез в карман, достал мятую бумажку и прочитал: дрессировщик Муртазов.
— Был такой,— вахтер нажал пальцами на рычаг и набрал новый номер, — но уже уехал. B Саратов...
В это время ему ответили. Baxтep рассказал про мальчика c дикобразом, выслушал ответ, важно кивая головой. Тюбетейка его при этом сползала на нос, ион не спеша поправлял ее. Дослушав, указал мальчику на скамейку y стены и белел ждать.
Вскоре из внутренней двери вышел высокий мужчина с лохматыми бровями. Его продолговатое, подвижное лицо все время меняло выражение.
— Кто здесь дикобразами торгует? — спросил он, хотя ясно было, что кроме вахтера «торговцем» мог быть только смирно сидящий белoбрысый пацан. Щеки того стали пунцовыми, a голос от обиды задрожал:
— Яме продаю! Так отдаю — только возьмите!
Мужчина засмеялся, потрепал мальчика пo голове, достав при этом y него из-за уха три билетика и засунул ему в карман ковбойки. Пояснил, что это на воскресное дневное представление. Потом он попросил показать зверька...
Прямо из цирка мужчина, прихватив мешке, отправился в гостиницу, расположенную по-соседству. Артисты останавливались в городской гостинице, так как y цирка в этом среднеазиатском городке своей гостиницы не было. Администраторша, неулыбчивая девица, посмотрела на дерюжный мешок c подозрением. Но постоялец, посвистывaя, невозмутимо прошел к лифту.
Номер был пуст. Из ванной слышался шум воды — она то шла, то не шла.
Аккуратно взяв мешок за углы, мужчина вытряхнул дикобразика на пол. Он упал на бок, но сразу же вскочил на ноги и принял боевую позу — колючки врозь. Человек поднес руку к одному боку зверька, затем повел ее к другому — иголки перемещались за ладонью.
Дверь ванной отворилась. На пороге возникла женщина в халате и в чалме из полотенца на голове. Увидев мужа, дугой склонившегося к полу и что-то рассматривающего, c любопытством заглянула через его плечо.
— Кто это?. Дикобраз?. Гена, ты же клоун, a не дрессировщик) Сколько можно c животными возиться? И когда ты только повзрослеeшь?. — на одном дыхании вы палила oна.
— Не шуми, Зося, зверя испугаешь,— Геннадий откинулся на спинку дивана.— Ты знаешь, мне одна идея в голову пришла. Представь: я что-то мастерю, но мие нужно шило. Кричу: «Шило1» Приносят мешок, там дикобраз... B этом есть зерно...
— Горе ты луковое! Лучше «Сковородку» закончи, сколько месяцев над ней бьешься! A потом берись за новую репризу...
Жена покачала головой, выражая свое отношение к сомнительной затее, ио, зная упрямый характер мужа, больше ничего говорить не стала.
Ночью дикобраз никому не давал спать. Он бегал тяжелым галопом, гремел, шуршал по обоям колючками. Блюдце c молоком, поставленное для него в прихожей, осталось нетронутым, зато морковка, приготовленная для воскресного фирменного блюда Зоси — маринованной рыбы — была почти съедена. Жалкие остатки моркови разбросаны по всей кухне, a хвостик одной обнаружился в домашнем тапкe хозяйки. На входной двери Гена обнаружил короткие, будто мелким рубанком сделанные, аккуратные желобки, не оставлявшие сомнения в авторстве. Во избежание дальнейшего разгрома казенного номера зверька решили перевести на жительство в цирк.
O своем существовании дикобраз напомнил весьма оригинальным способом. K клоуну на чашку кофе, который вкусно готовила Зося, в антракте заглянул акробат Колюжный. Ом принял дув после выступления и распаренный, в красном махровом халате и вьетнамках на босу ногу, раскинулся на диване. Кол южного считали в цирке мыслителем — он ног говорить на любую тему, но так туманно, что конкретный смысл сказанного терялся, оставались одни символы. B этот раз он завел беседу o пролетевшей недавно над Землей комете Галлея и Тунгусском метеорите, который, по его мнению, был совсем не метеоритом, a также кометой. Гена c ним не согласился. B сеном интересном месте спора Колюжный, в полемическом задоре, наклонился вперед (при атом ноги его естecтвенным образам оказались под диваном) и намеревался выложить самый веский свой аргумент, но вдруг вздрогнул всем телом и завопил. Колени eгo взметнулись вверх, как птицы, взлетели полы халата, и на всеобщее обозрение предстали желтые пятки, из которых подобно шпорам торчали дикообразовы иголки. А потом и сам диообраз, от злости фыркая, вылез из-под дивана, мол, моль кто это меня ногами пинает!
Иголки из пяток достали, ранки смазали йодом, но несколько дней акробат все же не мог прыгaть.
После этого дикобраза, получившего за случившееся кличку Переполох, поместили в клетку, одолженную у дрессировщика. Сделана она была из толстой фанеры, дверцa забрала решеткой. Раньше в ней держали кроликов. Клетку поставили в комнате клоуна y форганга, там, где обычно держат реквизит.
Геннадий думал над репризой, мастерил кое-что для нее, a дико6разик рос c удивительной быстротой. Способствовала этому хорошая кормежка. Подошла осень, фрукты даже на базаре были ошеломляюще дешевы, и артисты пичкали полюбившегося всем Переполоха разными яствами. Дикобраз стал вальяжный, как купец первой гильдии. Иголки его приобрели благородный стальной блеск, даже треск погремушки звучал важно.
Однажды Гене, гримируясь a реквизиторской, ощутил какое-то беспокойство, будто ему чего-то не хватало. Клоун озадаченно оглянулся вокруг и понял в чем дело— он не слышал возни Переполоха. Что было, впрочем, неудивительно — дикобраза в клетке не было. Зато в стенке ее зияла большая дыра. Близился выход, поэтому на поиски зверька времени не оставалось. B антракте Гена обошел всe помещения первого этажа, но беглеца не обнаружил. После представления Переполоха нашли на конюшне, в стойле, где стоял арабский жеребец Алмаз. Конюх услышал испуганное ржание лошади, увидел, как она рвется c привязи, и поспешил на помощь, думая, что к Алмазу пожаловали крысы, которых он панически боялся. Вместо крыс он заметил в стойле дикобраза, пытавшегося добраться до ясель c овсом. За вечер бедняга здорово проголодался.
Геннадий сколотил Переполоху загон из толстых досок.
Тот прогрыз в них за ночь приличную дыру, и найти его удалось лишь к полудню следующего дня — в этом помогла дрессированная овчарка, сумевшая взять след.
Дыру залатали, a вольер оббили жестью. Дикобраз каким-то образом сумел выдрать гвоздики, скатать в рулон жесть и вновь обрел свободу. Но она ему, как выяснилось, была совсем не нужна — к часу кормежки он притопал в реквизиторскую.
Кaждый раз, убегая, Переполох, оправдывая свою кличку, причинял всем немало волнений. То он сильно напугал старушку-билетершу, неожиданно бросившись ей под ноги.
То залез в клетку к лисам и устроил потасовку. То прогрыз дверь слоновника. Все аpтисты следили за перипетиями борьбы Переполоха c клетками и вольерами, из которой пока он выходил победителем. Но кое-кто дикобразе и поругивал.
— Пройти по цирку невозможно,— подливал масла в огонь Колюжный. - Везде эта игольная подушка бродит. Лошадей пугает, на людей бросается!
При этом он многозначительно поглядывал на пятку.
Геннадия вызвал «на ковер» директор цирка. Он был суровый мужчина и сразу взял быка за рога:
— Зачем вам дикобраз, вы же не работаете c животными? Он и на довольствии на состоит. У нас вы его прокормите, а на севере?
Гена не менее твердо ответил, что y него почти готово антре, в котором дикобразу отведена большая роль, и что он надеется в ближайшее время оформить его официально.
— A что y вас c содержанием животного? — строго спросил директор.— Мы не можем позволить, чтобы зверь сам по себе ходил по цирку!
Его «мы» прозвучало так солидно, что в последовавшем за тем слове ((зверь» слышалось что-то жутко опасное, будто по цирку сам по себе ходил тигр или лев. Однако и на это y клоуна имелся ответ:
— Я списался c дрессировщиком Муртазовым, он научил, как содержать дикобраза.
Действительно, Переполоху сделали вольeр из оргстекла, его он не мог ни прогрызть, ни свернуть в трубку. На том борьба зверька завершилась. Дикобраз еще сделал слабую попытку прогрызть бетонный пол, но тот оказался достаточно крепким. Тогда Переполох затих. Он меланхолично сидел в углу вольера, поглядывая на людей черненькими бусинками-глазами, в которых читалось: ваша взяла!
A вскоре Геннадий выпустил смешную репризу. B финале ее он вслед за дикобразом влезал в палатку и появлялся оттуда весь утыканный иголками. Переполох же вылезал из палатки в его костюме. Репризу примяли, и она прочно вошла в репертуар коверного. Дикобраз кочует с ним из цирка в цирк, а Геннадий раздает друзьям на память выпавшие из дикобразовой «брони» иголки. Из них получаются прeкрасные поплавки для рыбной ловли!
АЛЕКСАНДР ДРИГО
Журнал Советская эстрада и цирк. Июнь1986 г.
оставить комментарий