Добрые спутники детства
Они запоминаются с детства, как новогодняя елка, как маршруты пионерских походов, как многое другое, что оставляют в памяти школьные годы.
Вечера, о которых будет идти речь, не относятся к числу ярких, рассчитанных на внешний эффект мероприятий, но, несмотря на это, звучащее слово литературных концертов в школах обрело силу того постоянного и необходимого, что входит в жизнь ребенка органично и естественно и уже не расстается с ним долгие годы. Это начиналось не просто. В школы пришли артисты-чтецы с программами, названия которых не были новыми для детей. В самом деле — кто не читал «Дубровского», кому не знаком «Тарас Бульба»? А Маршак, Гайдар, Пришвин? Ребята их знают с дошкольного возраста!
Нет, новизной произведений, заманчивостью первого знакомства с авторами и героями здесь воздействовать было трудно. Современный школьник прочел почти все, что написано для него. Но одно дело — прочесть, а другое — услышать это же произведение в исполнении артиста, да притом хорошего. И вот из года в год исполнители Московской филармонии проводят ежемесячно более двухсот литературных концертов для школьников Москвы.
Первыми, самыми большими помощниками филармонии стали преподаватели литературы. Они взяли на себя подбор программ для школьников разных возрастов, обсуждение их с преподавателями всех классов, привлечение к организации литературных чтений родителей. И самое главное — нужно было убедить учеников, что для них совершенно необходимо в течение учебного года шесть-восемь раз прийти с абонементной книжечкой и прослушать выступления таких артистов, как Д. Журавлев, С. Кочарян, Э. Каминка, Я. Смоленский, Ю. Мышкин, А. Кутепов и другие. Первый вечер, как и первый урок, решает многое. Над привлечением слушателей на первых порах работает школа — от преподавателя литературы и директора до пионервожатых. Дальнейшую судьбу вечеров художественного слова решает мастерство артиста.
...Шестнадцатилетний юноша — командир полка. Героизм и подвиг с ранних лет становятся содержанием жизни Аркадия Гайдара, о котором ведет рассказ лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады Натан Эфрос. «Это не биография у меня необыкновенная, это время было необыкновенное», — эти слова писателя положены в основу композиции «Гражданин Гайдар», прослушанной многотысячной школьной аудиторией.
...По стране бродило четыре миллиона беспризорных детей. Среди них Петька Валет — бродяга, вор, злоключениям которого посвящен рассказ Л. Пантелеева «Часы». Злоключения — это в первой части. Потом начинается другая жизнь, тоже очень неспокойная и сложная. «Вы, ребята, конечно, не видели беспризорников?» — говорит в своем вступлении к программе лауреат чеховского конкурса артистов-чтецов Москвы и Ленинграда Мария Сахнина. «Нет, не видели», — отвечают ребячьи голоса. Да, нынешние школьники не видели этого, но они должны знать о том, как по заданию Владимира Ильича Ленина чекисты спасали миллионы беспризорных детей, которые бродили в годы гражданской войны по стране — голодные, полураздетые, больные. Миллионы жизней, миллионы судеб.
... Это было под Ровно. Герои-разведчики в тылу у гитлеровцев взрывают склады с боеприпасами, достают секретные сведения для Советской Армии. Мужество, стойкость, беззаветный героизм. Эти яркие страницы повести Д. Медведева вновь прочитывают вместе с лауреатом Всероссийского конкурса артистов-чтецов Юрием Мышкиным учащиеся 5-х — 7-х классов московских школ, где артист выступает вот уже второе десятилетие.
Мы взяли для примера несколько программ, часто исполняемых в школьной аудитории. К ним можно добавить работы лауреата Всероссийского конкурса артистов-чтецов Маргариты Сарычевой «В семье Ульяновых», артиста Московской филармонии Василия Федорова «Нахаленок» (по М. Шолохову) и многие другие. Одни — с большим стажем, другие — совсем недавно приготовленные, такие, как «Молодая гвардия» А. Фадеева в исполнении народного артиста РСФСР и Армянской ССР Сурена Кочаряна, «Шаги по росе» В. Пескова в исполнении лауреата Всероссийского конкурса артистов-чтецов Ирины Теплых и ряд других работ.
Трудно переоценить значение литературных чтений для детей. Кроме чисто утилитарных задач, связанных с углублением и усвоением программы по литературе и русскому языку, учащиеся приобщаются к искусству. На глазах у слушателей происходит второе рождение и самого произведения и героев, знакомых уже ребятам, но обретающих новые живые черты, еще бблыыую глубину и емкость. Само это «чудо» глубоко впечатляет, зовет к дальнейшему знакомству с автором, прививает любовь к литературе и искусству в целом. И чаще всего уже нет сомнений, надо ли идти на следующий вечер слушать нового исполнителя. Заинтересованность, как правило, возрастает, число слушателей множится. От школы к школе идет хорошая слава о литературных вечерах. Их опыт изучается работниками Московского городского отдела народного образования.
Мастера художественного слова становятся добрыми спутниками школьного детства. Они сопровождают ребят от начальных классов до выпускных, не оставляя их и дальше — в техникумах, институтах, на заводах, где литературные вечера стали давней традицией. Остается лишь пожелать, чтобы республиканские и областные филармонии проводили такие вечера в школах других городов и районов нашей страны.
А. НАЗАРОВ, руководитель чтецкого отдела Московской филармонии
Журнал Советская эстрада и цирк. Сентябрь 1968 г.
оставить комментарий