Эквилибр на одноколесном велосипеде
К жанру эквилибристики относится и умение исполнителя удерживать равновесие, сидя на одноколесном велосипеде — моноцикле. Собрать такой моноцикл можно самому.
Для этого понадобится одно колесо от юношеского велосипеда и одна прямая без изгиба вилка. Вместо руля в вилку следует вставить седло. Чтобы сделать такое седло, надо взять старый железный обод от велосипедного колеса и отпилить от него часть. К этой части приваривают трубку такого диаметра, чтобы она входила в вилку. Причем трубку следует приваривать не по центру, а ближе к одному из краев отрезанного обода (рис. 198). Более длинный и высокий край обода будет передней частью седла. Седло надо обтянуть войлоком и обшить кожей или прочной тканью.
Педали крепят непосредственно к оси, которая не имеет никаких передач, а седло устанавливают так, как удобно исполнителю. Если исполнитель сядет на моноцикл и поставит ногу носком на опущенную вниз педаль, то нога его должна оказаться немного согнутой в колене. Чтобы сесть на моноцикл, исполнитель должен предварительно левой рукой взять его за переднюю, высокую часть седла и поставить перед собой. Правая педаль должна быть направлена к исполнителю и немного приподнята. Правой рукой занимающийся первое время должен держаться за помощника, а если его нет, то за выступ в стене, сделанный на уровне его плеча. Удобно держаться за шведскую стенку.
Занимающийся ставит ногу на левую педаль, отталкивается правой ногой от пола и одновременно нажимает левой ногой на педаль. От этого движения колесо подойдет под корпус занимающегося. В этот момент он должен поставить правую ногу носком на правую педаль (рис. 199). Опустив левую руку, занимающийся отводит ее в сторону на уровне плеча и старается удержать равновесие, осуществляя его покачиванием ног вперед и назад. При этом его правая (или левая) нога должна все время быть вытянутой, а левая согнутой в колене (рис. 200).
Если левая нога исполнителя идет вперед, то правая должна идти назад, и наоборот. Работая ногами таким образом, исполнитель будет стоять на месте. Хорошо научившись сидеть на моноцикле, стоя на одном месте, занимающийся может начинать двигаться вперед или назад. Освоение езды на моноцикле не требует большой затраты времени.
Чтобы поехать на моноцикле вперед, занимающийся должен немного наклонить корпус вперед, одновременно крутя педали. При движении назад корпус следует отклонить немного назад и при этом крутить педали в обратную сторону. При посадке на моноцикл надо следить за положением корпуса. Он должен быть прямым. Смотреть следует прямо перед собой. Если занимающийся, потеряв равновесие, начнет падать вперед, то ему следует левой рукой взять моноцикл за седло сзади и спрыгнуть на пол, не выпуская моноцикла из рук. При падении назад моноцикл также берут за седло левой рукой, но только спереди, и спрыгивают с него. Придерживать моноцикл рукой необходимо для того, чтобы предохранить его от поломок.
Освоив езду на низком моноцикле, можно переходить к тренировкам на более высоком. Высокий моноцикл собирают так же, как низкий, но в данном случае удлиняется вилка. Вначале следует взять вилку высотой 150—170 см. К такому моноциклу добавляется цепная передача с маленькими одинакового размера шестернями. Большие шестерни ставить на передачу нельзя, так как они при движении ногами создадут слишком большую амплитуду и моноцикл будет уходить из-под исполнителя. Для посадки на высокий моноцикл понадобится лесенка (рис. 201).
Высокий моноцикл дает возможность удерживать равновесие, покачивая педали, когда они находятся в нижнем положении, только одной ногой. Движение ноги при этом должно идти вперед и назад (рис. 202). Свободной ногой можно выполнять координированные с руками трюки (рис. 203). Сев на моноцикл и найдя равновесие, занимающийся должен вначале поставить на лоб предмет, которым он будет балансировать, затем ему следует закрутить на ноге обруч, потом закрутить кольца на обеих руках сразу (вначале закручивают пару колец, находящихся на предплечье, а затем и вторую пару, которую до этого занимающийся держал в руках). Умение сидеть и двигаться на моноцикле даст исполнителю возможность создать сольный номер для выступления. Сценарий номера может быть приблизительно таким. Исполнитель выезжает на низком моноцикле, делает два-три круга и, спрыгнув, кланяется зрителям. Затем он берет высокий моноцикл.
Сидя на нем, исполнитель делает несколько круговых заездов «восьмеркой», то есть едет по воображаемой восьмерке. Поворачивают моноцикл чаще всего через левое плечо. При этом нужно заводить правое плечо вперед в тот момент, когда левая нога на педали будет находиться в нижнем положении. При повороте вправо на педали в нижнем положении должна находиться правая нога. В номер можно включить такой трюк. Исполнитель ставит на пол на одной линии три фонаря на расстоянии друг от друга так, чтобы их можно было объехать (рис. 204). В такие фонари вставляют батарейки и лампочки от карманного фонаря. Можно и просто поставить карманные фонари круглой формы. Фонари включают, а общий свет гасят. Объезжать фонари следует «восьмеркой». Проделав этот трюк два-три раза, исполнитель спрыгивает с моноцикла (в этот момент включается полный свет) и кланяется зрителям.
Для следующего трюка понадобится столик высотой в пределах от высоты сиденья стула до высоты стола. Крышка стола не должна превышать размера 90X90 см.
Исполнитель, вспрыгнув на стол, ставит на него моноцикл. Затем с помощью лесенки, которую держит ассистент, он садится на моноцикл. Освободив руки, исполнитель балансирует на моноцикле, делая вид, что он вот-вот может упасть, так как при движении моноцикла колесо подходит то к одному, то к другому краю крышки стола. Побалансировав таким образом, исполнитель делает поворот на 360° влево (рис. 205). Закончить номер надо трюком, о котором рассказывалось выше, то есть поставить на лоб предмет для балансирования, а на ноге и руках закрутить кольца. Если исполнитель еще не умеет, сидя на высоком моноцикле, работать одной йогой, тс он может крутить обручи только на руках. Выполнив этот трюк, исполнитель берет моноцикл за седло, валит его вперед и спрыгивает, отпуская моноцикл. Чтобы он не упал, его должен подхватить помощник. А исполнитель, поклонившись зрителям, убегает за кулисы.
На высоких моноциклах можно выступать и в паре. Причем в данном случае верхний должен выходить на плечи к нижнему, сидящему иа высоком моноцикле, только с помощью лестницы. После того, как нижний сядет на моноцикл, верхний поднимается по лестнице на такую высоту, чтобы прямо с лестницы встать на плечи нижнего (рис. 206).
В тот момент, когда верхний переходит с лестницы на плечи нижнего, нижний должен держаться за лестницу правой рукой, а помощник в этот момент придерживает лестницу. Вначале верхний ставит на левое плечо нижнего левую ногу, а нижний левой рукой захватывает ее под коленом. Затем верхний переносит с лестницы на правое плечо нижнего правую ногу. Нижний, установив равновесие, отпускает лестницу и, нажав на педали моноцикла, отъезжает от нее. Правая рука его остается отведенной в сторону для сохранения равновесия (рис. 207). Освоив ездуна моноцикле с партнером, стоящим на плечах, нижний сумеет разводить в стороны обе руки.
Менять трюки ни в коем случае нельзя на ходу. Это можно выполнять только с помощью лестницы. Например, чтобы верхний встал ногами на голову нижнего, нижний должен остановить моноцикл и взяться за лестницу. Верхний вначале переходит с лестницы на плечи нижнего, а затем встает на его голову (рис. 208). При переходе верхнего с плеч нижнего на его голову нижний подает верхнему прямую левую руку, на которую верхний опирается также левой рукой. Только после того как верхний уверенно будет стоять на голове нижнего, нижний отпускает лестницу и проезжает на моноцикле два-три круга.
Возвращаться в исходное положение исполнители также должны с помощью лестницы. Нижний подъезжает к лестнице и берется за нее. После этого верхний переходит с плеч партнера на лестницу. Следующий трюк номера — стойка верхнего на обеих руках на голове партнера, сидящего на моноцикле (рис. 209). Вначале верхний должен также перейти с лестницы на плечи нижнего, а затем выйти в стойку на руках на его голове. Таким же образом выполняется и стойка верхнего на одной руке на голове партнера, сидящего на высоком моноцикле (рис. 210).
Несколько иначе осуществляется вход верхнего на нижнего, сидящего на высоком моноцикле, для выполнения стойки на голове нижнего. Нижний, сидя на моноцикле и держась за лестницу правой рукой, берет верхнего за предплечье правой руки. Верхний стоит на ступеньке лестницы на левой ноге лицом к нижнему, держась левой рукой за ступеньку лестницы. Затем верхний, оттолкнувшись от лестницы, выносит ноги вверх в группировке и, опираясь правой рукой о левую руку партнера, а левой о ступеньку лестницы, ставит голову на «бублик», который лежит на голове нижнего (рис. 211). Нижний переносит левую руку с предплечья руки партнера к кисти. Верхний поднимает прямые ноги вверх и, слегка наклонив их перед собой, немного разводит. Затем нижний берет левую руку верхнего около кисти и, сохраняя равновесие, отъезжает от лестницы. Проехав около круга, он отпускает обе руки верхнего (рис. 212). Выполняя такую стойку, верхний может держать ноги разведенными и согнутыми под прямым углом, в группировке и прямыми. Возвращаться в исходное положение из такой стойки надо обязательно с помощью лестницы.
Умея ездить на низком моноцикле без передачи в партере, исполнитель сумеет ездить на нем по слабо натянутой проволоке (рис. 213). Стоя на проволоке, исполнитель берет моноцикл левой рукой (в правой руке он держит веер) под передней частью седла и ставит его ободом колеса (покрышка должна быть снята) на проволоку. Левую педаль следует поставить с наклоном к проволоке, но в верхнем положении. При посадке на моноцикл исполнитель должен стоять на проволоке на правой ноге, отведя левую в сторону.
Выбрав удобный момент, исполнитель ставит левую ногу на педаль, нажав на нее, садится на моноцикл и одновременно ставит на педаль правую ногу. Равновесие в момент посадки сохраняется покачиванием веера. Как только исполнитель почувствует, что сидит на моноцикле твердо, он опускает левую руку и отводит ее в сторону. Сходить с моноцикла на проволоку следует, производя движения в обратной последовательности.
Из книги. Эквилибристика. Н. Э. Бауман
оставить комментарий