Эстрадный сезон 1964
Летний эстрадный сезон в столице на редкость богат и разнообразен. Московские улицы пестрят афишами, приглашающими на эстрадные концерты, спектакли, представления.
Среди ярких, красочных плакатов встречаются завлекательные, порой интригующие названия программ: «Эстрада СССР», «Два мушкетера», «Заграничная изюминка», «Билет на Олимп», «Эстрадный автомат», «Снова смех, песни и, конечно, любовь», «Неужели вы не замечали?», «Калейдоскоп», «О, Маргарита!». Извещают афиши и о простых концертах — сборных, сольных и «половинках» (по отделению): И. Кобзон, Э. Горовец, Р. Сикора, М. Кристалинская, Л. Усач, артисты Белорусской филармонии. Только что закончил выступления в Москве эстрадный оркестр под управлением О. Лундстрема, а вас уже приглашают на свои концерты Э. Рознер, Ю. Силантьев, Молдавский оркестр «Вукурия», гости из Закарпатья («Венгерские мелодии»).
Далеко не все из показанного москвичам можно отнести к безусловным удачам, однако некоторые программы заслуживают самой положительной оценки. В этих заметках хочется рассказать об одном из полюбившихся москвичам представлении — театрализованной эстрадной программе ленинградцев «1000 почему» под художественным руководством и при участии заслуженного артиста РСФСР В. Нечаева и лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады Г. Орлова.
Начнем с номера, на наш взгляд, самого сильного в концерте — с фельетона в стихах В. Константинова и Б. Рацера «Людмила и Руслан», который читает Г. Орлов. Авторы продолжают здесь разговор, начатый ими в прежних фельетонах «Физики и лирики» и «Любовь и протокол». Все они посвящены теме искренней и чистой любви, к которой так естественно стремится наша чудесная молодежь. Герои В. Константинова и Б. Рацера, наши юные современники, самоотверженно трудятся и учатся, но им этого мало. Они хотят, чтобы все в жизни .было прекрасно, им нужна преданность в дружбе, красота в любви. Их глубоко ранят тупость и ханжество, с которыми подчас приходится сталкиваться, их возмущает грубость лоботрясов и легкомыслие девиц, прожигающих жизнь на танцульках, не знающих и не любящих искусства, не замечающих всей содержательности и красоты окружающего их мира.
Фельетон «Людмила и Руслан» направлен против этих, в общем-то несчастных девушек и парней, которые больше всего обкрадывают себя. Но авторы борются не столько против них, сколько — за них. Им больно, что есть еще у нас такие любители веселой жизни, и фельетон написан совсем не для того, чтобы поиздеваться над ними. Просто доброжелательные и задушевные люди обращаются к молодежи: оглянитесь вокруг, неужели вы не видите, как прекрасна жизнь. Так будьте достойны ее, стремитесь сделать ее еще краше, и в этом вы найдете свое счастье.
Живо и колоритно выписаны в фельетоне основные образы: симпатичная, скромная Людмила, пустые, мещанистые Верка и Галка, беспардонные «герои» танцевальных вечеров. С первых же слов зрители проникаются сочувствием к одним, осуждают других, заинтересованно следят за развитием сюжета. Проникновенно и задушевно читает фельетон Г. Орлов, мастерство которого проявляется в том, что вы не видите в нем актера. Перед вами — умный собеседник, откровенно размышляющий в кругу друзей о вещах, казалось бы, простых, но очень важных.
В программе большое место занимают интермедии, сценки, куплеты, весело и остроумно исполняемые В. Нечаевым и Г. Орловым. Сатирики хлестко высмеивают некоего Хомякова, считающего себя человеком коммунистического завтра лишь на том основании, что он не курит, не пьет (почти!), элементарно честен (вернул кассирше случайно выданные лишние деньги), хотя в то же время спекулирует дачей и огурцами с собственного участка («Человек завтрашнего дня» В. Гальковского). Под огонь критики попадает и беспринципный подхалим («Разверзеев и другие» В. Гальковского), и злостные клеветники, отравляющие жизнь хорошим людям («Летят утки» В. Гальковского), и любитель дефицитных, особенно импортных товаров («Последний комплект» В. Гальковского).
Как всегда, с большим успехом исполняют В. Нечаев и Г. Орлов сатирические куплеты. В некоторых сценках и интермедиях принимают участие Г. Воронова и Л. Тубелевич. Яркий образ мещанки и сплетницы, нахально навязывающейся в друзья к известным артистам, создает Г. Воронова, актриса с хорошими комедийными данными («Дама от искусства» В. Константинова и Б. Рацера). Бледным показался занятый в концерте очень немного Л. Тубелевич, который не произвел впечатления актера с интересным будущим на эстраде. Сильная сторона концерта — эстрадные вокалисты С. Миловидова и Н. Чжан. Оба они обладают приятными голосами и поют. К сожалению, об этом приходится специально говорить, ибо зачастую под видом пения нам преподносят откровенный разговор под музыку (и то шепотом),
В репертуаре С. Миловидовой песни ленинградских композиторов. Как наиболее удачную мы бы выделили популярную «Дождь на Неве» В. Шаповалова, симпатичную по музыке и со вкусом спетую и «обыгранную» певшей. Н. Чжан поет песни народов мира: «Молодость» Д. Гарина, французскую «Опавшие листья» Ж. Косма шуточную американскую «Сюзанна» и украинскую «Маричка». Хочется посоветовать способным певцам расширить репертуар. В частности, Н. Чжан следовало бы поискать песни более современные. В общем же и С. Миловидова и Н. Чжан подкупают простотой и искренностью исполнения, культурой и скромностью манеры держаться на сцене. Во всем у них чувствуется интеллигентность — качество весьма приятное и не слишком часто встречающееся на эстраде.
Украшает программу выступление хорошего скрипача, дипломанта Всероссийского конкурса артистов эстрады В. Буданицкого. Он исполняет две пьесы: «Банджо и скрипка» В. Крооля и «Жаворонок» Динику. Обе они в меру «серьезные» и вместе с тем ярко-эстрадные. Упрекнуть исполнителя можно разве за то, что слишком медленно обновляется репертуар. Ведь «Жаворонок» уже не один год является бессменным «гвоздем» его программы. Великолепен акробатический этюд в исполнении лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады И. Осинцовой и Г. Усачева. В этом номере покоряют удивительная грация и изящество, филигранная отточенность каждого движения. Иногда ощущаешь некоторую скованность, недостаточный артистизм Г. Усачева, совсем недавно пришедшего на сцену. Однако у него есть все данные для того, чтобы со временем (и очень скоро) стать достойным своей очаровательной партнерши.
Интересно, с выдумкой поставлен пластический этюд «Согретая солнцем», на хорошем профессиональном уровне выполняемый молодой артисткой Н. Уточкиной. Возражение вызывает освещение. Несложная сюжетная канва номера заключается, очевидно, в том, что молодая девушка, представленная вначале словно статуя — холодная и застывшая в неподвижности, — постепенно оживает под теплыми лучами солнца. К чему же мрачные фиолетовые световые эффекты? Есть в программе танцевальный номер: Л. Ливанова и С. Цомаев показывают хореографическую миниатюру «А у них во дворе». В сценке заложено драматическое содержание, наполненное глубоким социальным смыслом. Молодые способные артисты не во всем убедительно раскрывают безрадостную судьбу уличных танцовщиков в некоей буржуазной стране. Думается, что с большим успехом у них получился бы яркий танец с элементами акробатики.
Наряду с молодежью в концерте участвуют старейшие артисты ленинградской эстрады Анатолий и Александр Жервэ. Их эксцентрический номер тепло принимается публикой. Хотелось бы в дальнейшем видеть популярных артистов в более современном, свежем репертуаре. Возможны и такие исполнительские приемы, которыми братья Жервэ пользуются сейчас: чечетка во фраках, костюм «под Пата», шутки времен немого кино. Однако в таком случае следовало бы режиссерски подать номер, как, например, страничку из истории эстрады. В концерте выступает самостоятельным номером и аккомпанирует небольшой джаз-ансамбль под руководством Н. Носова. В его составе крепкие музыканты-профессионалы. Однако репертуар мог бы быть разнообразнее и интереснее. Следует ли повторять из года в год пьесу В. Миронова «Мы пошли гулять»? Не блещет оригинальностью фантазия С. Пожлакова на темы песен из репертуара Робертино Лоретти «Поет маленький итальянец».
Программа «1000 почему» не является спектаклем с единым сюжетным стержнем, развитием действия и прочими необходимыми компонентами драматического произведения. Это — эстрадный концерт. Однако название обязывает четко и ясно донести до зрителя замысел программы, ее «сквозное действие». А этого не происходит. Во вступительной песенке говорится о том, что в жизни каждый час возникают тысячи вопросов. Какие же это вопросы? Вот первый: почему зритель пришел в зал? Потому ли, что не захотел рано ложиться спать или, наоборот, решил выспаться на концерте? Второй вопрос столь же «значителен»: «Почему никак программу не начнут?»
Ясно, что программа написана и играется не для того, чтобы разрешить эти «глубокомысленные» вопросы. Задача ее в другом: оружием сатиры бороться с недостатками, мешающими нам жить. В значительной степени эта цель достигается. Коллектив под художественным руководством В. Нечаева и Г. Орлова каждый год выпускает новую программу. В прошлом году это была «Земля и небо», сейчас — «1000 почему», а в начале 1965 года они собираются показать в Москве свою новую работу.
С. ФЕДОРОВЦЕВ
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.
оставить комментарий