Ференц Патаки - живая счетная машина
Что же это такое? Не чудо ли это? Зритель бывает поражен, когда он слышит и видит, как 39-летний житель Будапешта Ференц Патаки с необычайной быстротой и безошибочной точностью конкурирует со счетной машиной.
Его дарование проявилось еще в детстве, когда пятилетним мальчиком, выступая на сцене театра Варьете, он с изумительной точностью и быстротой умножал четырехзначные числа. Потом он окончил среднюю школу, изучил ремесло шапочника, был разносчиком, продавцом газет, учеником музыкального училища, солдатом, военнопленным, снова шапочником и только после 1948 года сделался профессиональным артистом-калькулятором. Однако прежде чем окончательно избрать себе эту профессию, он проделал интересный опыт самопроверки своих способностей. Ф. Патаки пошел в одну из будапештских гимназий и попросил выделить ему группу из ста наиболее успевающих по математике старшеклассников. Он попросил их независимо друг от друга перемножить на бумаге любые шестизначные числа. Потом они последовательно прочли вслух эти числа. Ференц Патаки тотчас же, выполнив мгновенно в уме умножение, сообщал конечный результат.
— Проверку сделаем через месяц, а до этого вы должны сохранить свои записи, — сказал он, уходя из гимназии.
Через 30 дней он снова появился в классах и нашел тех школьников, которые участвовали в опыте. Патаки запомнил 89 из 100 учащихся и точно по памяти повторил множимые и множители их примеров. А как с остальными гимназистами? Семеро из них в этот день отсутствовали на занятиях, и только лица четырех участников эксперимента не запечатлелись в памяти Ференца Патаки. С этого времени он выступает в Варьете с занимательной программой, заставляющей публику думать. Его гастроли стали сенсацией. Практика еще больше развила способности артиста. Особым успехом пользуется следующий его номер. Он просит кого-либо из зрителей перемножить любое шестизначное число на любое четырехзначное и сообщить ему только четыре последние цифры десятизначного произведения. Узнав их, Ференц называет множимое, множитель и конечный результат.
В течение пяти лет артист вел постоянную радиопрограмму для детей, но после огромного успеха он должен был прекратить свои выступления, во время которых обучал детей быстро считать. В адрес Ференца Патаки письма стали поступать тысячами. Ответить не них не было возможности. Для этого потребовался бы специальный штат работников. На одной из промышленных выставок директор павильона счетно-вычислительных машин в шутку предложил артисту посоревноваться со счетной машиной новейшей конструкции. Кто-то из присутствующих задал очень трудную задачу на умножение. Через несколько секунд Патаки уже объявил результат. Машине же понадобилось немного больше времени, так как нужно было нанести на перфораторную карточку множимое и множитель. Но это не смутило директора, и он гордо сказал присутствующим: «Ну что вы скажете о ее точности! Она дала точно такой же результат, как и сам Патаки!»
Что мог бы сделать этот живой счетный аппарат и мастер кибернетики? Он сумел бы сам рассчитать зарплату для завода с пятнадцатью тысячами рабочих, если бы при этом не нужно было записывать числа. Читателя, наконец, может заинтересовать объяснение столь удивительной способности артиста. По мнению врачей, извилины и выпуклости головного мозга Ференца Латаки, вернее, та часть мозга, которая управляет математическими способностями, развита в 10—12 раз больше, чем у обыкновенного человека. Интересно также и то, что выступления не утомляют артиста. Лабораторные исследования показали, что количество крови в его мозгу не увеличивается даже при выполнении самых сложных вычислений. Как утверждает сам Патаки, он устает только тогда, когда произносит длинные тексты.
Помня, что артиста не утомляют устные вычисления, я спросил его, когда он родился.
— Двадцатого января 1921 года, — ответил он.
— Тогда сколько же часов вы прожили?
Через некоторое время он сказал;
— Этого я до сих пор не вычислил. Но... извольте... Один миллиард двести двадцать девять миллионов и, округленно, девятьсот четыре тысячи.
— Часов ли? — с сомнением произнес я.
Тогда он смутился.
— Извините. Я ошибся. Я вычислил секунды.
И это было, в конце концов, совсем неплохо, так как сейчас читатель уже сам может легко вычислить, сколько дней прожил Патаки, и даже то, когда между нами происходила эта интересная беседа.
Перевел с венгерского О. Гарди
Журнал Советский цирк. Июнь 1964 г.
оставить комментарий