ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ
ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ
Под термином "джаз" принято понимать: 1) вид музыкального искусства, основанного на импровизационности и особой ритмической интенсивности, 2) оркестры и ансамбли, исполняющие эту музыку. Для обозначения коллективов используются также термины "джаз-банд", "джаз-ансамбль" (иногда с указанием количества исполнителей - джаз-трио, джаз-квартет, "джаз-оркестр", "биг-бенд".
Первые московские составы - "Первый в РСФСР эксцентрический джаз-банд" В. Парнаха (1922) и "Первый экспериментальный камерный синтетический ансамбль" (ПЭКСА) Л. Варпаховского (1923) - утверждали джаз как новое, революционное искусство, приспособленное к нуждам современного театра. Только гастроли в Москве, Ленинграде, Харькове и Одессе американских джаз-бандов Ф. Уитерса и С. Вудинга (1926) стали толчком к созданию джазовых оркестров, ориентирующихся на танцевальную и концертную музыку. В 1926 первый профессиональный оркестр собрал пианист А.Цфасман (АМА-джаз).
В 1927 АМА-джаз выступал на сцене артистического клуба и на эстраде театра "Эрмитаж" в Москве. В том же году в Ленинграде Л. Теплицкий, вернувшись из командировки в США, где стажировался при оркестре П. Уайтмена, организовал "Первый концертный джаз-банд", в который вошли преподаватели консерватории и музыканты из симфонических и духовых оркестров.В 1928 в Ленинграде возник "Передвижной концертный джаз-банд" Б. Крупышева, впервые исполнявший негритянские блюзы. Лабораторией инструментального джаза стала "Ленинградская джаз-капелла" Г. Ландсберга и Б. Крупышева (1928).
Новой формой джаза на эстраде стал Теаджаз, созданный в 1929 в Ленинграде Л. Утесовым и Я. Скоморовским. Первые программы Теаджаза - "Теаджаз" (1929).
В 30-е гг. наблюдается повсеместное проникновение гражданской и лирической песни в репертуар концертирующих джаз-оркестров. Инструментальному джазу гораздо больше внимания уделяли оркестры Радиокомитетов (Цфасман, Варламов, Минх), а с 1938 специально созданный Гос. джаз-оркестр СССР (рук. В.Кнушевицкий).
В период Великой Отечественной войны джаз-оркестры выступали на фронтах и в тылу с эстрадными обозрениями, проникнутыми военно-патриотической тематикой. Теаджаз Утесова поставил программы "Бей врага.
Начавшаяся во второй половине 40-х холодная война и последовавший за ней изоляционизм приостановили развитие джаза. Только в середине пятидесятых на эстраду возвращаются джаз-оркестры с эстрадно-песенными программами. Утесов поставил обозрения "И в шутку, и всерьез" (1953), "Серебряная свадьба" (1954) и др. В Москве выступали джаз-оркестры Ренского, Рознера, А. Горбатых, Д. Покрасса. В Ленинграде эстрадно-театрализованные программы представил джаз-оркестр А. Блехмана. Толчком к развитию джаза стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957, Москва), в рамках которого был проведен конкурс джазов.
Материал предоставлен крайне фрагментарно.
Для получения дополнительной информации обращайтесь на: info@ruscircus.ru.
Литература:
Энциклопедия "Эстрада России".