Герои не умирают
В год 50-летия Великого Октября благодарная память невольно обращается к тем, кто создавал и строил наше социалистическое государство, кому мы обязаны многими победами в боях за революцию. Среди них один из первых — замечательный советский полководец Михаил Николаевич Тухачевский.
В зрительном зале во время спектакля «Маршал М. Н. Тухачевский»
С детских лет я много слышала о нем от матери и поэтому, узнав, что появился на эстраде спектакль о М. Н. Тухачевском, с большим интересом и волнением пришла в концертный зал московской гостиницы «Советская».
Передо мной как бы прошла вся жизнь М. Н. Тухачевского — его юность, участие в первой мировой войне, его приход в революцию, первые шаги молодого командарма... Все эти этапы, как бы связанные великолепными стихами А. Блока, В. Врюсова, М. Максимова, музыкой П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, Ф. Листа, Г. Венявского, подкрепленные кинодокументами, по-настоящему глубоко взволновали.
В течение двух отделений на сцене действовал, я бы сказала, играл своеобразный спектакль один актер — Алексей Головин. Ему не помогали ни партнеры, ни костюм, ни декорации. И я подумала: какой же нужно обладать творческой смелостью и мастерством, чтобы выйти на эстраду и без всех этих вспомогательных средств воплотить такое количество образов и характеров.
А. ГОЛОВИН в спектакле-композиции «Маршал М. Н. Тухачевский»
Вот перед нами тупой, самодовольный немец — комендант лагеря военнопленных, в котором в первую мировую войну томился Тухачевский; вот деревенский парень — русский солдат горячо обсуждает смелый план побега, предлагаемый Тухачевским. А вот (во второй части спектакля) командарм Тухачевский с волнением слушает наказ В. И. Ленина — задержать белогвардейцев во что бы то ни стало. И мы верим, что указание вождя будет, непременно будет выполнено. Успех этого спектакля не случаен. Ведущие роли на сцене драматического театра имени К. С. Станиславского, работа в МХАТ и богатый опыт, обретенный там, были тем фундаментом, который помог Алексею Головину прийти к творческой зрелости на эстраде.
Режиссер спектакля-композиции Виктор Монюков, так же как и исполнитель, — воспитанник Художественного театра. Быть может, поэтому и оказалось таким плодотворным их творческое содружество. Продолжая традиции МХАТ, они создали на эстраде произведение яркое и правдивое, сочетая органичность исполнения с темпераментом и мужественной простотой — и в работе актера, и в постановочных приемах режиссера. Мечта создать спектакль о Тухачевском, возникшая у Алексея Головина три с лишним года назад — в период съемок в кинокартине «Одиночество», где он исполнял роль М. Н. Тухачевского, теперь претворена в жизнь. Сидя в зале, я видела взволнованные лица, полные слез глаза зрителей. Это самая дорогая награда актеру и режиссеру.
Талантливое воплощение дорогого и светлого образа замечательного советского военачальника Михаила Николаевича Тухачевского — достойный подарок актера к предстоящему юбилею Советской власти.
В. КАЛИНИНА, заслуженная артистка РСФСР
Журнал Советский цирк. Май 1967 г.
оставить комментарий