Гордость Таджикистана
Москва встречала дорогих гостей в Кремлевском Дворце съездов. Лучшие свои достижения показали мастера искусств Таджикистана. Три часа продолжался концерт. Танцоров сменял чтец, на сцену выходили певцы, играл эстрадный ансамбль.
Зрителям очень понравилось выступление ансамбля рубабисток. Сорок девушек играют на старинном музыкальном инструменте — рубабе, одновременно поют и танцуют. Создается чарующая гармония цвета, звука и движения. Этот своеобразный ансамбль заставляет полюбить народный таджикский танец. Он был создан в 30-е годы, когда Таджикская государственная филармония приступила к организации своих национальных коллективов. В республике тогда не было институтов и школ, готовящих кадры творческой интеллигенции. Ансамбль составили энтузиасты из художественной самодеятельности. Теперь на смену первооткрывателям богатства народной культуры пришла молодежь, окончившая душанбинское музыкальное училище.
Ш. Муллоджанова поет о любви
Голос А. Бабакулова летит навстречу солнцу
Малике Сабировой придется танцевать на «бис»
Народный танец «Духтари хандон» исполнила народная артистка СССР Лютфи Захирова. Это первая таджичка, выступившая в балетном трико и хитоне в то время, когда еще были живы сложившиеся веками предрассудки, связанные с паранджой. Балерина умело внесла элементы народного танца в классику, и он заиграл изяществом и четкостью рисунка.
Зрители познакомились с представительницей молодого поколения таджикского искусства — двадцатидвухлетней Маликой Сабировой, выпускницей Ленинградского хореографического училища, лауреатом международного конкурса артистов балета в Варне. В паре с Г. Головянцем, она танцевала «Грезы» Шумана в постановке народного артиста Таджикской ССР Г. Валамат-заде. На затемненной сцене полукругом расположились девятнадцать юных скрипачей. Чарующе поют скрипки, и между музыкантами, в призрачном тумане, медленно плывет девушка. Расходится полукруг, и она встречается с юношей. Танец вызвал восторг зрителей.
Заслуженного артиста республики Алла Аллаева знают в Иране, Египте, Эфиопии, Ливии, Тунисе, Марокко, Швейцарии, Бельгии и во Франции. Он играет на дойрах (бубен). Артист сам настолько обаятелен, что лишь только он выйдет на сцену и улыбнется, сразу вспыхивают аплодисменты. А своим исполнением Алла Аллаев утверждает, что дойра — самый главный музыкальный инструмент таджикского народного оркестра. Да и действительно, в республике нет праздника без дойры. С одиннадцати лет артист не расстается с ней и достиг высокого мастерства. В 1957 году на Всемирном фестивале молодежи в Москве А. Аллаев получил звание лауреата за исполнение соло на трех дойрах. Вокальное искусство было представлено в концерте очень разнообразно и интересно. Пел свои собственные произведения и таджикские народные песни заслуженный артист республики Э. Назимов. Порадовала слушателей сильным, чистым сопрано народная артистка республики X. Мавлянова.
Особо хочется отметить народную артистку Ш. Муллоджанову. Шестнадцати лет поступила она в филармонию. Пела в ансамбле рубабисток, потом окончила Московскую консерваторию, выступала в опере, затем, организовав концертную группу, объездила с ней всю страну, побывала за рубежом. На концерте во Дворце съездов артистка исполняла песню композитора Ш. Сайфиддинова «Любовь». Пела она с большим искусством: звучит ровное, спокойное сопрано, но вдруг явственно слышатся альтовые звуки, потом голос опускается в самый низкий регистр, и внезапно взлетает высокая нота. В середине песни голос артистки будто заполняет весь зал. Раздаются аплодисменты, смолкают, а та же нота все еще звучит! Одно поистине бесконечное дыхание.
В сопровождении эстрадного ансамбля «Гюльшан» («Цветник») выступила Лейла Шарипова. Она сама пишет музыку и стихи своих песен, знает семь языков, и в репертуаре ее — песни народов мира. Больше года назад Лейла Шарипова организовала творческий коллектив для пропаганды музыки Востока, которым сейчас руководит. Успешно выступил на концерте народный артист республики Ахмад Бабакулов — певец, обладающий выразительным сильным тенором. Бывший тракторист, он окончил Московскую государственную консерваторию. Сейчас у Ахмада Бабакулова уже свои ученики. Объявляется песня С. Туликова «Родина». Голос певца, кажется, летит навстречу солнцу, славя свою страну, взрастившую такое вдохновенное, яркое национальное искусство, лучшим образцом которого является сам Ахмад Бабакулов. В короткой рецензии трудно перечислить всех талантливых артистов — участников этого замечательного концерта. Безусловно одно — концерт мастеров искусства Таджикской ССР, посвященный 40-летию республики и Коммунистической партии Таджикистана, показал возросшее мастерство режиссеров, балетмейстеров, музыкантов, певцов и танцоров таджикского народа.
Этот яркий талантами концерт еще раз подтвердил торжество идей ленинской национальной политики.
Ю. МУРЗИН
Журнал Советский цирк. Апрель 1965
оставить комментарий