Хотим быть скоморохами
Среди людей эстрады существуют как бы два взгляда на свое искусство. Сторонники одного полагают, что новым может быть только репертуар. Что же касается формы представления, то она исчерпана — все уже было.
Другие считают, что новой может быть только форма подачи, а что до репертуара, то тут искать что-либо новое бесполезно. Лирическая песня, интермедия, конферанс остаются лирической песней, интермедией, конферансом — в них изменяются лишь признаки времени. Так, например, если раньше пели о влюбленных, встречающихся у калитки, то теперь поют о влюбленных, встречающихся в космосе. Разве это так уж сильно меняет дело?
Изменение формы подачи — вот где, на наш взгляд, прогресс эстрады. Открытые вокализы романса «Отвори пос-кореее калитку...» и микрофонное нашептывание Эдиты Пьехи, тем не менее заглушающее порой любые вокализы, — здесь принципиальная разница. К какому же отряду отнести этих шестерых выпускников Щукинского училища, которым пришла в голову счастливая мысль возродить сегодня древнее искусство скоморошества? Чего же они хотят? Для того чтобы как-то ориентироваться в их веселом параде в двух отделениях, надо несколько расширить наше теоретическое вступление, которое, согласитесь, на первый взгляд кажется чуть-чуть пародийным. Обстоятельства-то серьезнее.
Что же, в конце концов, изменяется, вернее, какие изменения решают? Изменяется, как нам кажется, природа контакта человека на эстраде с человеком в зрительном зале. Они хотят быть все ближе и ближе друг к другу. Они хотят разговаривать доверительно. Наверно, современные шансонье появились не от доброй или злой воли кого-то, а оттого, что традиционное умение петь стало где-то мешать восприятию смысла песни, оттого, что слова, содержание потребовались слушателю больше, чем мелодия. Между прочим, народная традиция всегда учитывала эту возможность: попробуйте-ка определить, к примеру, что важнее в «Ноченьке», как ее поет Шаляпин, слова, интонация, настроение или мелодия?
Угадать природу контакта, которая требуется сегодня, — вот в чем раньше всего проявляется талант артиста эстрады, и здесь возможны любые неожиданности. Самой сегодняшней может оказаться древняя традиция, как, например, театральные представления на открытом воздухе, на фоне средневековых построек.
Итак — скоморохи... «Открывайся, балаганчик!» — звучит вступительная песенка, выстреливают в прорези занавеса маски — глупец, дурак, невежа, хитрец. Пародийный парад всех участников открывает занавес, на котором тоже маска — слезливая и смеющаяся одновременно.
Вот здесь и заложено зерно представления. Пародия! Они пародируют стандартный ансамбль песни и пляски (сколько таких ансамблей бродят сегодня по нашей Руси?), который под руководством какого-нибудь ремесленника от искусства превратился в ансамбль стиля «а ля рюсс». Эти «три притопа, два прихлопа» — язвительная, откровенная насмешка. А затем в смене номеров — то юмористических, то сатирических, то интимных и лирических — представление набирает темп.
Итак — балаганчик. Приблизительный занавес, обнаженная сцена, нехитрый реквизит — все на глазах у публики. И темп, темп, темп... Но пародия пародии — рознь! Есть утонченная пародия, есть и пародия, основанная на сценической трансформации, например у Райкина. У скоморохов пародия грубая, ясная, у них басня, в которой не надо дожидаться «морали». Скоморохам не до тонкости — у них другое оружие: бьющая в лоб точность.О. ОСИПЕНКО
Вот две вороны. Одна, старая, расселась на двух стульях-«ветках» и приглашает молодую. Но только та хочет сесть, старая — хлоп! — села сама, и уже нет места. «Зачем пускать, когда можно не пускать!» В прорезь занавеса высовывается скоморошья маска: «карр-растим кадры!» Интермедия сыграна молниеносно, жестко и настолько откровенно, что вот эта-то беззаботная откровенность и становится весьма утонченным современным приемом.
Вот в этом-то все и дело! Нельзя всерьез думать, что можно без изменений взять форму скоморохов Древней Руси. Надо где-то «лихо свернуть». Ясно, зримо, быстро, грубо — вот принципы скоморохов, петрушек, балаганов. Только был после и «Балаганчик» Александра Блока и многое иное. Как будто «щукинцы» это понимают!
Вот, например, номер — война «Кузьмичей» и «Лукичей». Эта лубочная сценка, на наш взгляд, должна стать постоянной серией «Скомороха». И тех и других можно бросать в разные обстоятельства: не только в войну, но и в мир. Дело-то здесь не в том, чтобы обличить еще раз поджигателей войны. Другие это делают и лучше и хлеще (да и вообще «Скомороху» следует тщательно следить, чтобы в его репертуаре не разоблачалось уже разоблаченное — в этом случае они скучнеют на глазах). Так вот, дело здесь в масках «Лукичей» и «Кузьмичей». Народный здравый смысл — вот их изюминка. Маски тоже имеют характеры! Надо это понять. Как «Кузьмичи» и «Лукичи» дерутся, как торгуют, как любят, как спорят, как учатся, как глупеют и как умнеют. Вот так, как Марсель Марсо бросает в разные обстоятельства своего Бипа.
Или вот сатира — «Квартет». Монтаж басни Крылова с пародией на какой-то современный дипломатический форум, участники которого заботятся лишь об одном — как бы не договориться! Знакомая картина. Броско, остроумно и неожиданно...
А в репертуаре еще и лирика, точнее, лирическая философия или философская лирика: Христиан Андерсен, и Людвиг Ашкенази, и Жак Превер. Это рядом с Максимом Горьким, Антоном Чеховым, Иваном Крыловым.
— Открывайся, балаганчик! — поют ребята. Их шестеро: Татьяна Непомнящая, Оксана Осипенко, Александр Альтерман, Валерий Матчин, Юрий Скончевский и создатель «Скомороха» и режиссер Геннадий Юденич.
Они хотят стать скоморохами XX века. Да, конечно, это непривычно, неожиданно — но через эти барьеры «Москонцерту» следует перейти и принять «щукинцев» в свои ряды. Ибо у них есть главное — молодость, талант, заинтересованность в них зрителя, наконец, идейная убежденность. А эти обстоятельства, что ни говорите, решающие.
А. СВОБОДИН
Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.
оставить комментарий