Искусство, рожденное в огне
В Москве и Киеве, Минске и Ленинграде — всюду выступления артистов вьетнамского цирка вылились в демонстрацию крепкой, нерушимой дружбы советского и вьетнамского народов.
Наши гости увезли на родину идущие от самого сердца слова привета от советских людей, горячие пожелания скорейшей победы над агрессором, памятные адреса и подарки. Цирковой коллектив Демократической Республики Вьетнам был создан уже в суровые годы войны, когда американские пираты совершали бандитские налеты на города и селения ДРВ. Артисты выступали на заводах, в сельских кооперативах, в воинских частях. Высокий патриотический подъем народа, его готовность отстоять честь, свободу и независимость своей родины нашли яркое отражение в выступлениях артистов вьетнамского цирка. Под развевающимся знаменем, в четком строю выходят участники представления на манеж. У юноши в первом ряду на груди автомат, в руках у девушки серп — символ мирного труда. Строй рассыпается, и сразу же следуют один за другим головокружительные акробатические прыжки. Но вот артисты снова занимают места в строю и покидают манеж.
Не только пролог, но и многие номера программы так или иначе отражают борьбу с американскими империалистами и их приспешниками. Вот одна из реприз. По зыбкой лестнице «эскалации войны», балансируемой «американским империалистом», карабкается летчик-агрессор. Воровски озираясь, он скользит по ступеням. Внезапно гремят выстрелы, лестница разваливается, и пират кубарем летит вниз. Когда он приподнимается, мы читаем плакат на его спине: «Сбит 2706-й американский самолет». (Цифра эта меняется от представления к представлению, по мере поступления данных о новых самолетах врага, нашедших бесславный конец на вьетнамской земле.) В конце сценки в зале звучат бурные аплодисменты, они относятся и к артистам Ван Фу и Туан Нят, создавшим злободневную репризу, и к мужественным бойцам, увеличивающим число сбитых самолетов противника.
Даже классическая реприза «Насос» приобретает у наших гостей остросатирическое звучание. Вот дядя Сэм накачивает насосом своих обессилевших марионеток из Южного Вьетнама, но воздух со свистом выходит из их беспомощно раскрытых ртов. Тогда американец сует им в зубы по огромному доллару. Зрителям ясно — только финансовая поддержка империалистов не дает окончательно развалиться режиму Южного Вьетнама. Обращение к волнующим событиям дня придает значительность почти каждой сценке, в том числе и номеру акробатов-эксцентриков, исполняемому артистами Хоанг Тхиет, Куок Ви, Суан Май.
В программе представлены почти все цирковые жанры. Руководитель коллектива Нго Нок Йенг в беседах с советскими зрителями, подчеркивая молодость коллектива, говорил, что его участникам предстоит еще много работать. Конечно, вьетнамские друзья будут совершенствовать свое мастерство, но и сейчас их достижения значительны — они демонстрируют немало сложных трюков. Например, в номере акробаты-прыгуны артист, подброшенный подкидной доской, приходит четвертым на колонну из трех. Впечатляют трюки в номере с першами и переходной лестницей (исполнители Ван Хоа, Лю Фук, Нгок Тхак). Интересны выступления дрессировщика обезьян Зуй Кхань, эквилибристки на катушках Там Чинь.
Особенно примечательно, что вьетнамские друзья не только овладели классическими жанрами и добились отменного исполнения трюков, но сумели обогатить номера своеобразием своей культуры. Это относится к костюмам и к музыкальному сопровождению, состоящему из национальных мелодий, исполняемых на национальных инструментах. Изобретательно сделан реквизит, ему придана форма предметов обихода жителей Вьетнама, плодов и цветов их земли. Например, антиподистка Ким Оань вращает шест, на котором распускаются лотосы. Акробаты с подкидной доски приходят на шест, представляющий собой ствол бамбука. Национальное своеобразие отразилось и в характере номеров. Например, эквилибристы на канате объявляются так:
— Праздник у народности Мэо.
Две девушки и юноша — Хонг Лоан, Бик Тхуан, Туан Куэн — выходят пританцовывая, затем веселье переносится на туго натянутый трос. На нем они соло, дуэтом и втроем исполняют народные танцы. Групповые жонглеры То Чинь, Нгок Ань и четверо их партнеров создают образы юных крестьян, с готовностью отдающих свои силы труду и обороне. В программе есть интересный номер «Передвижной универсальный магазин». Такие магазины созданы в ДРВ для удобства населения, подвергающегося бомбардировкам американской авиации. И продавщицы становятся в ряды ополченцев, когда в небе появляются стервятники.
Да, почти во всех номерах в той или иной мере отразились особенности древней культуры Вьетнама и сегодняшняя жизнь мужественного, трудолюбивого народа, его героическая борьба, его глубокая вера в неминуемую победу.
В. КИРИЛЛОВ
Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.
оставить комментарий