Источник роста
Современный советский цирк характеризуется огромным подъемом мастерства и культуры исполнителей и циркового спектакля в целом.
В течение многих лет мне пришлось наблюдать за жизнью артистов и, что самое главное, принимать участие в их творческой работе. Поэтому хочется как-то обобщить свои наблюдения. На любых физкультурных соревнованиях сейчас можно увидеть десятки юношей, исполняющих двойные сальто-мортале, двойные арабские сальто-мортале, сложнейшие «окрошки» и т. д. Большое профессиональное мастерство спортсменов наблюдается и в других жанрах, которые до недавнего времени бытовали только на арене. Казалось бы, что при таких успехах физкультурников артистам цирка делать нечего. Но это не так. Сейчас на арене уже недостаточно для артиста исполнять сложный трюк. Важно, чтобы этот трюк помогал актеру создавать законченный, художественно полноценный образ. В образном начале и заключается отличие артиста от спортсмена.
Физкультурник демонстрирует рекордное достижение, но оно не производит на зрителя такого эмоционального воздействия, как трюк мастерски отточенный и поданный подлинным артистом. Порой говорят, что наличие законченного сюжета отличает цирковой номер от выступления спортсмена. Мне кажется, совсем не обязательно, чтобы у каждого циркового номера была бы ярко выраженная сюжетная основа, помогающая создать образ. «Драма должна быть насквозь действенной», — говорил М. Горький. Этот закон театра имеет отношение и к цирковому номеру. В нем, как и в любом драматургическом произведении, имеется начало, развитие, вершина и, наконец, развязка действия. Они и образуют элементы композиции номера.
Однако драматургии циркового номера присущи свои особые законы. Как же использовать их для создания в цирке образа? Ответ на вопрос дает творческая практика лучших наших артистов. Вспомните замечательных воздушных гимнастов Виктора Лисина и Елену Синьковскую. Помимо того, что оба их номера — это законченные художественные произведения, Лисин создает героико-романтический образ. Отлично работают замечательные актеры. Между ними существует не подчеркнутое внешними приемами общение. Номер их звучит как гимн ловкости, смелости и красоты. Вспомните замечательные по отделке, по особым, только ей присущим приемам общения с хищниками выступления превосходной дрессировщицы львов Ирины Николаевны Бугримовой. Образ волевой, сильный и вместе с тем предельно женственный создает эта выдающаяся артистка цирка.
А как умело, легко и изобретательно находит все новые и новые веселые обыгровки для своих маленьких партнеров замечательный артист Виктор Плинер — руководитель номера «Икарийские игры». В сочетании с отличными трюками исполнителей эти жизнерадостные сценки создают светлое романтическое произведение. Можно привести множество подобных примеров, но размеры статьи не позволяют этого сделать. Как известно, любой артист и в драме, в опере, в оперетте, и, конечно, в цирке должен обладать сценическим обаянием. Но, однако, оно еще не является признаком мастерства. Часто юношеская непосредственность артиста так покоряет зрителей, что им кажется, что перед ними законченный мастер. Но проходит несколько лет, юность уходит, мастерство не приобретено, и у исполнителя остается только сухая схема его выступления.
Искусство цирка — это непрестанный, бесконечный, часто изнурительный труд и постоянные поиски. Дело не в том, чтобы каждый артист обязательно делал бы десятки номеров. А в том, чтобы его номер из месяца в месяц, из года в год совершенствовался и обогащался за счет новых находок: трюковых, сюжетных, композиционных, образных. Творческий рост и мастерство артиста непосредственно связаны с его культурой. Особенно это заметно в одном из важнейших жанров цирка — клоунаде. Бытовавшая в течение многих лет на арене так называемая «классическая клоунада» («Белый» и «Рыжий» или «Белый», «Рыжий» и «Красный») еще существует у нас, правда, в сильно измененном виде. Но постепенно она уступает место коверным клоунам и клоунским группам. Их шутки, репризы, интермедии и клоунады цементируют цирковую программу и превращают ее в единый законченный спектакль.
Клоун должен быть синтетическим артистом, владеющим в совершенстве самыми различными цирковыми жанрами. Появляясь в течение представления много раз со своими пародиями и репризами на манеже, коверные завоевывают симпатию зрителей, становятся их любимцами. Они более успешно справляются со своими сатирическими задачами, чем старые «классические» клоуны. Все шутки и проказы коверного идут от присущего ему характера. Изображая любую роль, связанную с сюжетом сценки или пародии, комик в цирке, как правило, всегда исходит из найденной им основной клоунской маски. Она служит для внешнего выражения образа.
Артист должен быть всегда в гуще всех происходящих в стране событий, здесь он черпает материал для своих шуток и пародий. Это обусловлено его творческими задачами — утверждать своими художественными средствами героизм эпохи строительства коммунизма, бичевать недостатки и пороки отдельных членов нашего общества, помогая их изживать. Подлинное знание жизни, большая и тонкая наблюдательность артиста, культура — качества, необходимые для успешной работы клоуна, Без этого творчество его будет надуманным, лишенным правды жизни. Клоун обязан постоянно развивать и тренировать свою фантазию и вкус. Чувство хорошего вкуса артиста, всегда определяет художественное качество той или другой пародии или клоунской сценки. Ответственность артиста в наши дни огромна. Почти все наши лучшие клоуны-«коверные» много работают.
Раньше мне казалось, что такой напряженный труд — это удел только Карандаша. Работоспособность его необыкновенна. Но вот на арене появился Олег Попов. С первого знакомства с ним меня поразила тогда, и продолжает поражать по сей день, его творческая неутомимость. Как-то ночью во время гастролей в ФРГ он звонил мне из Кёльна по поводу пришедшего ему в голову варианта одной из реприз, с которой думал выступать после возвращения в Москву. Так же, как Карандаш, Попов все время мастерит, рисует, клеит, сверлит, строгает. Эти замечательные артисты не расстаются со своим реквизитом. Они относятся к нему, как к любимому партнеру. Создавая себе сами реквизит, они одновременно работают над своими будущими репризами. Этот процесс у артистов неразделим, он обусловливает их органическое вхождение в новые роли. По-другому строят свою работу замечательные артисты Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Эта клоунская пара кажется в своей творческой работе чересчур медлительной. Каждое свое новое произведение они бесконечно взвешивают, вымеряют, пробуют до того момента, пока оно появляется на манеже. Но, появившись, оно поражает своим совершенством, законченностью, и поэтому живет долгие годы.
Юрий Никулин — человек большой культуры и разносторонний, талантливый артист. Помимо цирка он с большим успехом снимается в кино в комедийных и драматических ролях. Опыт многолетней работы с лучшими клоунами показал, что им редко удается чисто словесная реприза. По-настоящему доходчивой она становилась только тогда, когда для раскрытия ее содержания артисты использовали дрессированных собак (Б. Вяткин), пародийное жонглирование или эквилибристику (О. Попов), «иллюзионный трюк» (Ю. Никулин и М. Шуйдин), «страшный прыжок» из оркестра (К. Берман), трюк с ослом (Карандаш) и много других клоунских приемов. И бывает также, что пантомимическая реприза часто находит свое удачное драматургическое решение в ударной заключительной фразе или каламбуре. За последние годы в советском цирке значительно повысились мастерство и культура не только артистов, но и режиссеров, художников, композиторов, балетмейстеров. Созданы пантомимы, феерии, детские спектакли, отличающиеся большими художественными достоинствами. Растет и культура циркового представления. Особенно это ощущаешь во время гастролей советского цирка за рубежом. Наш метод построения цирковой программы как единого спектакля является там новинкой и высоко расценивается прессой и зрителями.
Несоизмеримо выросла не только творческая, но и личная культура мастера манежа. В прежние времена артиста цирка с высшим образованием не было. А если бы он и появился, это рассматривалось бы, как чудо. Сейчас же наша цирковая молодежь заканчивает без отрыва от производства высшие учебные заведения и многие идут в аспирантуру. Это стало обычным явлением. Изменились также взаимоотношения между нашими ведущими мастерами. Если в первые годы становления советского цирка они еще порой работали, как и до революции, в атмосфере недоверия друг к другу, зависти и часто неприкрытой вражды, то сейчас отношения, скажем, Карандаша, Олега Попова, Юрия Никулина, Михаила Шуйдина, Константина Бермана — это отношения друзей.
К сожалению, совсем не так давно мне пришлось наблюдать сцену, которая невольно заставила вспомнить быт и нравы старого цирка. В связи с тем, что в программе Московского цирка участвовал часто болевший Константин Мусин, были дополнительно приглашены артисты Василий Мозель и Онисим Савич. В первом отделении на манеж выходил Мусин, во втором работали Мозель и Савич. Вероятно, это не устраивало Мусина, и он, просмотрев на репетиции, что делают его молодые коллеги, однажды исполнил все их репризы во время своего выступления в первом отделении программы. Можно себе представить ужас Мозеля и Савича, не знавших о коварной и злой шутке Мусина, когда ни одна из их сценок не находила отклика у зрителя, как не вызывает желаемой реакции у слушателей второй раз рассказанный анекдот. Артисты с трудом довели свое выступление до конца программы и сразу же уехали из Москвы.
Это был отголосок гнусных традиций старого цирка, в котором классических реприз и клоунад было ограниченное количество. Поэтому конкуренция и борьба за кусок хлеба вынуждала порой актеров устраивать Друг другу различные неприятности. Совсем другие, как уже говорилось, взаимоотношения присущи подавляющему большинству артистов советского цирка. В 1953 году мне пришлось выпускать в Московском Цирке молодежную программу, в составе которой был юный Олег Попов. Доверить ведение всей программы молодому, тогда никому не известному клоуну руководство не решалось. Был приглашен Константин Берман. После знакомства с Поповым Берман сразу же поверил в него и не только не мешал его успеху, но передал ему большинство своих реприз.
Мне кажется, что так относиться к молодежи должны все наши мастера арены. Все ярче расцветает наша чудесная Родина, а вместе с ней растет и народ — наш зритель, для которого и во имя которого и творит каждый мастер манежа. Быть своим творчеством достойным нашего великого народа, — важнейшая задача всех артистов цирка. Для этого они должны в своей повседневной работе сочетать большое мастерство с высокой культурой.
М. МЕСТЕЧКИН, заслуженный деятель искусств РСФСР
Журнал Советский цирк. Февраль 1965
оставить комментарий