Истоки советского цирка
Истоки советского цирка уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о цирковых лицедеях, дедах-зазывалах, бродячих акробатах, поводырях медведей и других зачинателях нашего искусства. Цирковые действа запечатлены на фресках Софийского собора в Киеве, сооруженного в XI веке.
Сто лет назад, во второй половине прошлого века, в России уже было несколько стационарных и передвижных цирков. Но мы в эти дни празднуем не 100-летие русского, а 50-летие советского цирка. Правильно ли это? Да, правильно, ошибки здесь никакой нет. Это вовсе не значит, что мы уподобляемся Иванам, не помнящим родства. Мы всегда опираемся на богатые традиции русского цирка, чтим его славных мастеров, но мы имеем все основания утверждать, что начало советскому цирку положил правительственный декрет «Об объединении театрального дела», подписанный В. И. Лениным 26 августа 1919 года.
Известно, что некоторые наши театры отмечали недавно 75-летие и 100-летие своего существования. Но не следует забывать, что лучшие русские театры всегда имели не только свои здания, но и постоянные артистические группы, репертуар; в их становлении участвовали крупнейшие драматурги. Другое дело цирки.
Мы могли бы, скажем, отметить 90-летие цирка Чинизелли в Ленинграде или Саламонского — в Москве. Но что, собственно, отмечать — юбилей здания? В дореволюционных цирках, где восседали невежественные хозяева-предприниматели с их многочисленной прислугой, выступали, как правило, случайно подобранные группы акробатов, гимнастов, наездников, жонглеров. Были братья Дуровы, Виталий Лазаренко, Бим-Бом, братья Таити и другие выдающиеся мастера, но в одних программах с ними сплошь да рядом демонстрировались уродливые карлики, «бородатые женщины», низкопробные факиры и прочие «исполнители», которых можно было на худой конец показывать в паноптикуме, но никак не в цирке. Зрителей, пришедших на представление, развлекали нервной «игрой со смертью», вульгарностью и откровенной пошлостью.
Надо ли говорить о том, что перед искусством тогдашнего цирка никто и никогда не ставил каких бы то ни было воспитательных задач. Да и искусством его не считали. На цирк смотрели как на дешевое балаганное зрелище, рассчитанное главным образом на «низы общества».
Жалкой и неустроенной была в то время судьба цирковых артистов. Бесправные и чаще всего беспаспортные люди, не имеющие крыши над головой, они на свой страх и риск переезжали из города в город в поисках случайного заработка. Кстати, в таком же положении находятся и поныне цирковые артисты ряда капиталистических стран. По городам кочуют частные шапито с небольшими труппами, причем за последнее время многие из них из-за плохих сборов прекратили свое существование, и артисты остались без работы. Лишь в некоторых буржуазных странах, в частности во Франции, Бельгии, Дании, ФРГ, сохранились стационарные цирковые здания, но и они большую часть времени используются для демонстрации программ варьете...
Ленинский декрет положил начало коренным качественным изменениям циркового искусства в нашей стране. Все цирки были национализированы, перешли в руки государства. В декрете подчеркивалось, что именно цирк особенно нуждается в очищении от нездоровых элементов и влияний, в улучшении художественного качества представлений. Без этого он не мог подняться до уровня других видов искусства, стать действенным средством идейного и эстетического воспитания трудящихся.
Коммунистическая партия и Советское правительство поставили перед цирком ясные задачи, определили перспективы его дальнейшего развития. Многое предстояло сделать, чтобы сохранить лучшие традиции дореволюционного циркового искусства и создать современный советский цирк.
Прежде всего надо было подготовить достаточное количество цирковых артистов, которых, как известно, ни в одной стране мира, в том числе и в России, никогда не готовили. Для этой цели в СССР было впервые создано государственное цирковое Училище, преобразованное впоследствии в училище циркового и эстрадного искусства. За сорок лет своего существования оно выпустило сотни квалифицированных исполнителей, многие из которых стали ведущими мастерами нашего цирка. Впервые за всю историю циркового искусства при Государственном театральном институте имени А. В. Луначарского создано специальное отделение, готовящее режиссеров цирка.
Надо было позаботиться о материальной базе циркового искусства, о создании условий для круглогодичной работы артистов и планомерной подготовки репертуара. Такая база была создана в короткий срок. Во многих городах были построены зимние цирки. Рождению новых номеров и аттракционов и повышению творческой квалификации мастеров манежа в значительной мере помогает Центральная студия циркового искусства, организованная в Москве.
Большим и принципиально важным завоеванием советского цирка следует считать широкое привлечение творческой интеллигенции. Опытные режиссеры в содружестве с мастерами манежа создают оригинальные номера и аттракционы, ставят крупные сюжетные представления и пантомимы. Для оформления цирковых программ и спектаклей привлечены квалифицированные художники. Свою судьбу с цирком навсегда связали многие писатели и композиторы, создающие сценарии тематических представлений, клоунады, репризы, музыкальные произведения для номеров и аттракционов. Тесное содружество художников разных специальностей творчески обогатило наше искусство, неизмеримо повысило его культуру.
Известно, что в СССР имеется сейчас 50 стационарных и 14 передвижных цирков, 13 зооцирков и 50 коллективов «Цирк на сцене» (к слову говоря, такого количества цирковых стационаров нет во всех странах мира, вместе взятых). Несколько лет назад Советское правительство приняло решение о строительстве шестидесяти стационарных цирков. Надо ли говорить о том, какое огромное значение имеет это решение для дальнейшего развития нашего искусства. Сооруженные по последнему слову техники, новые цирки-дворцы позволят создавать уникальные произведения, осуществлять самые дерзновенные творческие замыслы. Уже сейчас цирковые представления ежегодно посещают свыше 45 миллионов зрителей, а с вводом в строй новых стационаров мы получим дополнительно более 130 тысяч зрительских мест. Одновременно с цирками сооружаются гостиницы для артистов. Новые здания будут построены в ближайшее время для Центральной студии и Училища циркового и эстрадного искусства.
Примечательно, что с достижениями советского циркового искусства знакомятся не только жители тех городов, где есть стационарные или передвижные цирки. Неутомимые труженики коллективов «Цирк на сцене» несут свое искусство в самые отдаленные уголки страны. Их представления проходят на стадионах и во дворцах спорта, в клубах и домах культуры, на палубах кораблей и просто на строительных площадках и полевых колхозных станах.
Наш цирк многонационален — ив этом тоже его огромное преимущество перед цирками многих зарубежных стран. Значительный вклад в развитие советского циркового искусства внесли мастера манежа Украины, Белоруссии, Узбекистана, Армении, Грузии, Азербайджана, Литвы и других союзных и автономных республик. Студии, готовящие новые цирковые коллективы, открыты сейчас в Казахстане, Таджикистане, Молдавии, Башкирии, Татарии.
Постоянно расширяются и крепнут международные связи советского цирка. По своим творческим достижениям, по уровню исполнительского мастерства наш цирк занимает сегодня первое место в мире, о чем свидетельствуют его неоднократные победы на различных международных фестивалях. Ежегодно наши коллективы успешно гастролируют более чем в двадцати странах земного шара.
Самым дорогим и самым большим достижением советского цирка, самым отрадным итогом его 50-летнего существования является невиданный расцвет творчества мастеров всех поколений, количественный и качественный рост огромной армии тружеников арены. Всесоюзное объединение Союзгосцирк насчитывает сейчас более восьми тысяч человек, причем артисты и производственно-творческие работники постоянно движущегося «конвейера» составляют почти шесть тысяч человек. Среди них немало ветеранов, проработавших на арене сорок-пятьдесят лет. Свой богатейший опыт они охотно передают молодым исполнителям, многие из которых стали мастерами международного класса. А вслед за молодыми артистами высотами профессионального мастерства уверенно овладевают совсем юные исполнители — будущее нашего искусства, его грядущая слава.
За годы Советской власти мастерами нашего цирка создано столько выдающихся номеров и аттракционов, что их простое перечисление заняло бы несколько страниц журнала; сотни артистов удостоены почетных званий и правительственных наград. Но, отмечая сегодня несомненные успехи, мы не должны забывать, что многое нами еще не сделано, что есть еще нерешенные вопросы, непреодоленные рубежи. Повседневная забота Коммунистической партии и Советского правительства, любовь народа обязывают нас еще более взыскательно относиться к творчеству, неустанно стремиться к созданию новых, еще более значительных по своим идейно-художественным качествам произведений. Наша первостепенная задача заключается в том, чтобы всеми средствами, присущими искусству цирка, активно помогать партии в воспитании гармонично развитого человека, утверждать красоту и правду нашего социалистического бытия, бороться против чуждых влияний и настроений. Героика и романтика, публицистическое слово и острое сатирическое действие — все многообразие художественных средств цирка должно быть подчинено и отдано коммунистическому воспитанию трудящихся.
Вместе со всем советским народом деятели цирка готовятся торжественно отметить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Величие предстоящей даты налагает на всех нас огромную ответственность. Встретить ленинский юбилей новыми творческими достижениями, еще более возвысить славу и авторитет советского цирка, порадовать зрителей новыми интересными программами, аттракционами, номерами — этим живет, к этому стремится сегодня вся многотысячная армия работников нашего циркового искусства.
1969 год.
оставить комментарий