| 00:06 | 21.04.2013
Иван Рубан: В постели с пантерой
И в честь медведя играли туш. Дрессировщик хищников - опаснейшая профессия. Но Иван Федотович Рубан не изменил ей, даже когда чудом остался жив.
Весной сорок первого по Новосибирску разнеслась страшная весть: на представлении лев разорвал своего дрессировщика. Когда «скорая» доставила Рубана в больницу, профессор заявил раздраженно: «Ну и что вы мне привезли - тело отдельно, внутренности - отдельно. Тут оперировать некого!». И, продолжая ворчать, пошел намывать руки...
Через год дрессировщик вернулся к своим хищникам. Лишь отметив свое 75-летие, народный артист России Иван Федотович Рубан простился с манежем. Сегодня он - живая легенда русского цирка, старейший из дрессировщиков хищников. Последний из могикан.
ТАКОЕ ВОТ КИНО
Семья Рубанов, как и все другие крестьянские семьи в Сибири, была многодетной - пятеро сыновей, четыре дочери. Но родившийся в 1913 году Ванечка с малолетства поражал односельчан. Придет мать корову доить, а буренка стоит на коленках, словно цирковая лошадь, хотя никакого цирка в деревне отродясь не видывали. «Ты что, постреленыш, делаешь?» - удивляется мать. - « Звездочку дрессирую », - спокойно отвечает мальчик. А то запряжет собаку в коляску, посадит в нее петуха. Собака бежит по двору, а петух сидит в коляске, по сторонам поглядывает. И смех, и грех...
Заканчивать школу Ваня с одной из сестер уехал в небольшой городок Крапивино Кемеровской области. Там же позже устроился на работу в Оссоавиахим - дрессировал овчарок для пограничников. А в мечтах видел себя знаменитым укротителем. Чтобы заработать денег на приобретение животных, Иван перебрался в Прокопьевск и стал шахтером, а потом и забойщиком на шахте 5/6. По две нормы давал, не пил, не курил. На насмешки ребят старался внимания не обращать. Через пару лет Рубан перевязал резинкой скопленные банкноты, сунул их в рюкзак и, уволившись с шахты, нанялся матросом на пароход, который шел по Енисею в Нарымский край, славившийся своими медведями, - за медвежатами . Накупил их у охотников целую дюжину.
А дальше было, как в кино. Точнее, это в фильме «Новый аттракцион» было, почти как в биографии Рубана. Кстати, главную роль медведя «сыграл» в этом фильме его знаменитый Потап.
Потапа Рубан нашел. Гулял по тайге и встретил на полянке двоих крошечных медвежат. Оглянулся вокруг - никого. Одного из малышей удалось поймать и взять на руки. В этот момент и появилась медведица-мать. Прижимая к себе медвежонка, Рубан пулей взлетел на дерево. Известно, чем бы закончилась эта история (по деревьям медведи лазят лучше кошек), но на счастье Рубана второй медвежонок заорал дурным голосом, кинулся к реке и пустился вплавь. Мамаша - за ним. А Иван с найденышем на руках помчался в поселок.
...Чтобы добраться от поселка до железной дороги, нужно было переправиться на другую сторону реки. Мужик-абориген, увидев «живое хозяйство» Рубана, перевозить его отказался наотрез: «Плыть с этими-то? Да они вмиг лодку перевернут!». Тогда Иван, абсолютно не умевший плавать, намотал поводки на руки и сам сел на весла. Однако мужик оказался прав. Почуяв, что лодка прилично отплыла от берега, медвежата начали рваться в разные стороны, скакать - и через несколько минут будущий аттракцион уже барахтался в воде. Иван стал захлебываться, пошел ко дну... Но тут медвежата вдруг дружно поплыли к берегу - и вытащили за собой полуживого Рубана.
...Добравшись с горем пополам в товарняке до Новосибирска, Рубан устроился на работу в зоопарк - рабочим по уходу за животными. С разрешения директора начал готовить свой аттракцион, что называется, без отрыва от производства. Вся зарплата уходила на кормежку медвежат. Но зато вскоре появилась первая в его жизни афиша: «Спешите видеть! Борьба человека с медведем!». Еще совсем юный, Потап оказался огромного роста и талантлив необычайно.
Затем и другие медведи стали «артистами», а еще через несколько лет в аттракционе появился тот самый лев Вагай и две львицы.
...Весной 1941 года во время представления Рубан позвал одну из львиц на трюк. А та подошла к дрессировщику слишком уж игриво. И гривастый Вагай, приревновав подругу, бросился на «соперника», в руках которого был лишь шелковый платочек. Если бы не хирург-кудесник...
Много лет спустя Рубан приехал на гастроли в Душанбе. В один из выходных дней заглянул в местный зооцирк. И увидел своего Вагая. Перепрыгнув через ограждение, Рубан подбежал к клетке, прижался к прутьям и обнял старика.
-Что вы делаете! Этот лев разорвал своего укротителя! - истошно закричал служитель зооцирка.
- Я - его дрессировщик. Вот стою перед вами живой, - ответил сквозь слезы Рубан.
Это была их последняя встреча. Как они прощались...
КРОТКОЕ СЧАСТЬЕ ЖЕНЫ УКРОТИТЕЛЯ
Каждый день в любую погоду на проходной цирка на проспекте Вернадского появляется немолодая женщина с хозяйственной сумкой.
-Здравствуйте, Раиса Александровна! - почтительно приветствуют ее вахтеры.
...Вряд ли представляла скромная девушка Рая, чем обернется для нее мимолетное знакомство с цирковым артистом Иваном Рубаном в родной Астрахани. Потом была случайная встреча в Москве. «Временно задерживаюсь...» - телеграфировала Рая из Москвы родителям. Так и «задержалась» на сорок с лишним лет...
...Я нашла Раису Александровну возле одинокой медвежьей клетки. Вытаскивая из сумки кастрюлю с супом, дрессировщица посетовала, что медведица Ревушка стала плохо есть: «Скучает она по Ивану Федотовичу, а он ведь уже четыре с половиной года не ходит, не может ее навестить».
Отметив свое 75-летие, 9 мая 1988 года Иван Рубан простился с манежем. А 25 мая его сразил первый инсульт: так тяжело дрессировщик расставался со своими четвероногими партнерами. Часть из них уехали в зоопарки. Черная пантера - к дрессировщику Мстиславу Запашному, а с медведем Сереженькой, пришедшему на смену Потапу, и его подругой Ревушкой расстаться Рубаны так и не смогли. Четыре года прожили они в рязанском цирке, где стояли медвежьи клетки. Из главка сразу же прислали приказ: «Снять животных с довольствия», но откликнулся директор ростовского зоопарка: «Расходы на питание медведей беру на себя». Поэтому-то большинство животных Рубанов уехали именно в Ростов-на-Дону. Затем Московский цирк на проспекте Вернадского дал свое согласие на приют медведей, и Рубаны, наконец, приехали домой. Директор цирка Леонид Костюк распорядился обеспечить Сереженьку «пенсией», а когда тот на тридцать восьмом году жизни уснул вечным сном, «пенсия» перешла к Ревушке, которой сейчас уже тридцать девятый годок. Чтобы соотнести с человеческим возрастом, годы медведя нужно умножить на четыре!
Пока Ревушка нехотя грызет яблоко, мы с Раисой Александровной рассматриваем фотографии в альбоме.
Раиса Александровна никогда не выходила на залитый светом манеж, аплодисменты зрителей предназначались не ей, но это ее нисколько не огорчает. Ветеринар по образованию, она стала прекрасным помощником мужу.
Состав животных в аттракционе был уникальным: в нем мирно уживались белые и бурые медведи, тигры, лев, пантера, леопард, пума, снежный барс, два черных дога. Вот на фото молоденькая Рая с двумя «детишками» на руках - маленькими леопардами Дамирчиком и Люсей. Вот снежный барс гуляет по городу на поводке, как собачка. Огромные белые медведи, впряженные вместо лошадей, везут по улицам Батуми фаэтон. В Одессе - купаются в море, блаженно катаясь в волнах... Черная пантера до полутора лет спала на кровати, прислонившись к спине Раисы Александровны, как домашняя кошка. Львенка, своего друга по играм, пантера на кровать не пускала, ему дозволялось только сидеть на полу, склонив голову на подушку хозяйки.
Рубаны никогда не расставались со своими животными, которых кормили всегда сами. Даже селились обычно не в гостиницах, а при цирке, чтобы в любой момент оказаться рядом, если зверь заболел или еще что-то случилось. Тысячи километров исколесили они в товарных вагонах, сопровождая своих подопечных.
... В Австралию плыли сорок суток по морю-океану, столько же - обратно. По условиям международных перевозок сопровождать животных в дороге обязан ветврач. Когда теплоход причалил, диплом Раисы Александровны придирчиво изучили, проверили водяные знаки. Затем австралиец стал дотошно выспрашивать Раису Александровну о всяких ветеринарных тонкостях. Когда каверзные вопросы иссякли, местный ветврач сконфуженно извинился: «Знаете ли, мы впервые встретили ветврача-женщину, для нас это просто удивительно.» Местные газеты потом писали: «Жена, ассистентка, дрессировщица и ветврач - не много ли это для одной женщины?». Говорят, Раиса Рубан проложила для австралиек дорогу в ветеринарию.
В Югославии на долю Рубанов выпало жестокое испытание: землетрясение, вызвавшее наводнение. Цирк располагался в низине, вода прибывала с ужасающей быстротой. Вот уже клетки наполовину затоплены, маленькие по росту животные стояли по туловище в воде. От страха и бессилия им помочь Раиса Александровна враз поседела. Объявили по радио: «Советские звери в опасности!». Прибежали люди, приехал трактор на двухметровых колесах и вытащил клетки на асфальт. Вода все прибывала, пришлось срочно грузиться в вагон. Как животные доехали до Чопа, Рубаны до сих пор вспоминают с ужасом...
- Скажите, Раиса Александровна, как вам удалось сделать хищников совсем ручными?
- Наверное, у Ивана Федотовича такой талант особый. У него ведь даже огромные медведи работали без намордников, многие дрессировщики очень не любили Рубана за это. Но, как бы мы ни доверяли животным, все равно каждый раз, когда муж вкладывал голову в пасть медведя, меня сотрясала нервная дрожь...
...Доев яблоко, Ревушка откатывает два другие в угол клетки и беспокойно переминается с лапы на лапу. Чувствует, что хозяйка уходит и чего-то ждет.
-Ладно, ладно, хулиганка, сейчас попрощаемся, - приговаривает Раиса Александровна и склоняется к старой медведице. Из-за прутьев клетки просовывается длинный розовый язык и несколько раз нежно касается щеки дрессировщицы.
СЕРЕЖЕНЬКА
Кроме медведя Потапа, и другие животные Ивана Рубана нередко снимались в кино: «Полесская легенда», «Операция «Кобра», «Пусть он остается с нами», «Живодеры», «Мы двое», «Маша и три медведя», а в двухсерийном фильме «Рой» Сережа вообще - самый главный.
- Не страшно было, что медведь в лес удерет?
- Нет, я возьму кастрюльку борща, крикну: «Ко мне!», Сереженька через кусты и прибежит, - смеется дрессировщица.
- Раиса Александровна, а с кем было легче работать?
-Выделить никого не могу, все животные по-своему талантливые. Правда, девочки соображают, пожалуй, быстрее, они более понятливы, хотя вот Сереженька - это был вообще не медведь, а человек. Мы его за всю жизнь ни разу не назвали Сережей - всегда Сереженькой. Сахар он в рот не брал, работал только за фруктовые карамельки, помните, были такие длинненькие. Львы, тигры получали за работу кусочки мяса без единой жилочки. Из костей я варила бульон, на котором готовила животным супы, каши. Ревушка, например, без бульона не может, она даже хлеб, размоченный на молоке, есть не станет. А белая медведица могла ведро молока выпить и еще огурцы очень любила. Летом мы рыбу меняли ей на огурцы. Странно для северяночки, правда? Сереженька же очень любил арбузы. Однажды во время представления, когда он боролся с другим медведем, Рыжиком, случилось ЧП: нечаянный удар головами, в результате которого Сереженька ослеп. Вызвали офтальмологов, стали лечить, беда да и только! Через две недели захожу к Сереженьке с арбузом, отдала ему половину, он съел. Я ушла в сторону, а Сереженька - за мной и голосом просит: «Дай еще!». Я арбуз отдала, бегу и кричу: «Федотыч, Сереженька видит!». Вывели, смотрим, идет правильно. Через несколько дней выпустили мы Сереженьку на работу. Когда дирижер увидел Сереженьку на манеже, остановил оркестр и музыканты грянули туш!
Обычно медведи к старости становятся очень агрессивными. А Сереженьку до последнего его дня дети тискали и угощали с руки печеньем. Когда мы все уже стали пенсионерами и жили в Рязани, как-то раз вывели его попастись на травке возле цирка. Тут он завидел фонтан и рванулся в воду, залег, подставляя спину под струи. С тех пор и пошло: ровно в пять часов дня вахтер цирка открывал ворота для Сереженьки, а у фонтана его уже поджидала толпа рязанцев. Дети барахтались вместе с медведем, залезали ему на спину, а счастливые родители щелкали фотоаппаратами.
Умер Сереженька в Москве, и цирк решил его увековечить. Поставили на постамент - сначала на служебной проходной, потом вынесли в фойе, где зрители. Но какой-то негодяй выдрал из лапы один коготь и уже приготовил второй к такой же участи, да видно не успел. И мы забрали Сереженьку домой. Теперь он стоит у нас в комнате возле двери на балкон. Иногда Иван Федотович просит подкатить его коляску к Сереженьке и они молчат рядышком о чем-то своем...
Людмила Дикуль
оставить комментарий