К новым творческим высотам
У советских людей стало традицией подводить итоги своей работы за минувший год в первых числах января, намечать планы на новый. Так поступают и артисты цирка.
Год 1964-й был для мастеров советского манежа творчески удачным. Итоги его радостны: производственно-финансовый план выполнен досрочно. Около сорока миллионов зрителей побывало на 30 тысячах представлений. Такой аудитории не имел ни один цирк мира. Получается, что каждый пятый житель страны посмотрел цирковую программу. Свыше шести миллионов человек в 22 странах Европы, Азии, Америки и Африки восхищались мастерством советских артистов. Триумфальные гастроли их внесли вклад в дело сближения между народами, упрочили за советским цирком славу лучшего в мире.
Год 1964-й знаменателен еще и тем, что был успешно завершен Всесоюзный смотр новых произведений циркового искусства. Начатый в честь XXII съезда КПСС, он способствовал дальнейшему творческому росту мастеров советского манежа. В нем участвовало свыше тысячи артистов. Многие из них добились больших творческих достижений, создали оригинальные представления, аттракционы, номера и трюки, обогатившие репертуар отечественного цирка. По сравнению с предыдущими, этот смотр оказался наиболее успешным: арены четырех цирков — Московского, Ленинградского, Киевского и Рижского — даже не смогли включить в свои смотровые программы все заслуживающие внимания новые номера. Наряду с мастерами манежа старшего и среднего поколения больших успехов добилась молодежь, она выдвинула из своей среды много талантливых исполнителей, которые составили свыше 80 процентов участников смотра.
Воздушный полет с батудом. Артисты Казаковы
За новые творческие успехи приказом министра культуры СССР двадцати семи артистам, режиссерам и художникам цирка было присвоено звание лауреатов конкурса, семьдесят семь работников цирка удостоены дипломов и сто шестьдесят шесть награждены похвальными грамотами. Кроме того, многим участникам смотра объявлена благодарность, выданы премии. Дипломами награждены также целые коллективы. Итоги смотра свидетельствуют о повышении профессионального мастерства артистов, о их постоянных творческих поисках и стремлении внести свой вклад в развитие советского циркового искусства. Год 1964-й войдет в историю отечественного цирка и как год повышения знаний и культуры. Около двух с половиной тысяч артистов, ассистентов, униформистов поступили заочно учиться в средние и высшие учебные заведения, в университеты марксизма-ленинизма.
И вот старый год передал эстафету новому. Естественно, подводя итоги годовой работы, мы должны думать о будущем нашего цирка, о том, по какому пути двигаться к вершинам мастерства. Планы на новый год в любой отрасли народного хозяйства по своим показателям всегда более повышенные, чем в прошлом. Это закон нашего развития, одна из причин могущества страны. Так и в цирке: плен творческих мероприятий на 1965-й год по объему значительно больше прошлогоднего. Рост его основных показателей обусловлен и тем, что через три года исполняется пятидесятилетие Советской власти. Вместе со всеми трудящимися страны артисты цирка стремятся отметить это знаменательное событие новыми творческими достижениями.
Приказом министра культуры СССР уже объявлено о проведении нового смотра циркового искусства. Условия его разосланы по циркам. Многие мастера манежа приступили к работе над новыми номерами и аттракционами. Есть уже и первые результаты их творческого труда. Появился первый в мире цирк на льду. Художественному руководителю ЦСЦИ А. Арнольду в содружестве с режиссерами цирка и балетмейстерами удалось создать новый вид циркового зрелища, которое было тепло принято публикой и прессой. Артисты коллектива «Пароход идет «Анюта» подготовили специальную программу для детей — «Тайна зеленого леса». Творческую инициативу этих двух молодежных коллективов следует поддержать.
Перед артистами стоит серьезная задача: создать оригинальные, подлинно новаторские произведения циркового искусства. При этом следует использовать все то лучшее, что было в русском цирке и что давно не появлялось на наших аренах. Не следует пренебрегать также и творческим опытом выдающихся артистов современного зарубежного цирка. В 1965 году предусмотрено осуществить десять тематических цирковых постановок. Среди них заслуживают особого внимания «Феерическое представление на воде». Благодаря разборному бассейну оно может идти в любом цирке. Интересны по замыслу программа азербайджанского коллектива «Знак на скале», «Арена и экран» с участием аттракциона Маргариты Назаровой, «Волшебник еще раз».
В 1965 году зрители увидят не менее 60 новых цирковых номеров. 25 так называемых «вторых» подготовят группы «Цирк на сцене». В новом году будет продолжена также работа по улучшению существующих уже номеров. Их нужно поднять до уровня лучших. Мы должны объявить войну халтуре и посредственности на манеже. План основных творческих мероприятий на 1965 год — безусловно, только предварительные наметки нашей работы. Ведь нельзя учесть все творческие замыслы артистов. Но можно сказать определенно, что в ближайшее время мы услышим о новых оригинальных произведениях, сценарии которых сейчас создаются. В своей творческой практике артистам необходимо также обратить внимание на отдельные жанры, которые еще не заняли должного места в цирке. Например, клоунада. От клоунов и сатириков зрители ждут новых актуальных и злободневных клоунад, интермедий и реприз, а также интересных номеров музыкальных эксцентриков. В долгу артисты цирка перед юным зрителем. Специальных детских программ у нас еще мало. А ведь ребята — самые большие любители циркового искусства. Мы должны порадовать их яркими, веселыми спектаклями.
Не мешает творческим работникам обратить внимание и на номера конного жанра. В них следует внести больше разнообразия. Надо бы подготовить и специальную программу, состоящую из всевозможных конных номеров. Это может быть ярким зрелищем. Следует подумать уже сейчас над тем, чтобы в дни пятидесятилетия Советской власти во всех городах, где есть цирки, состоялись праздники циркового искусства на стадионах. Создание новых произведений циркового искусства связано с созданием нового репертуара. Ведь сценарий является первоосновой каждого представления, номера и в значительной мере определяет их идейно-художественный уровень. Поэтому, думая о будущем нашего цирка, о том, как лучше провести новый смотр циркового искусства, мы должны думать и о том, чтобы обеспечить исполнителей хорошим репертуаром.
В 1965 году будет заказано авторам шесть сценариев новогодних представлений для детей, сценарий детского спектакля по мотивам повести писателя И. Василенко «Волшебная шкатулка», пять сценариев для передвижных коллективов «Цирк на сцене» и два сценария цирковых представлений на стадионах. Будет подготовлено 30 новых клоунских антре и 160 реприз.
Нам необходимо иметь как можно больше сценариев пантомим, тематических представлений и отдельных номеров. В ближайшие годы, как известно, открывается 40 новых цирков. Возможно также, что будет построено кроме этого еще 20 летних и зимних цирковых зданий. Их нужно обеспечить высокохудожественными программами. Уже сейчас следует подумать, что мы покажем зрителю в новом Московском цирке, строительство которого будет завершено к пятидесятилетнему юбилею Советской власти. Для новых цирков потребуется дополнительно не менее 200 номеров. Для этого нужны тысяча артистов и много других творческих и административных работников, Поэтому сейчас, как никогда, остро стоит вопрос о подготовке кадров для цирка. Возможно, возникнет необходимость открыть два новых цирковых училища. Не следует забывать и о таком резерве артистических кадров, как художественная самодеятельность. Необходимо, чтобы каждый стационарный цирк, каждая группа «Цирк на сцене» возглавили бы в своем городе народные цирки, оказали методическую помощь самодеятельным артистам.
К пятидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции будет проведен Всесоюзный смотр народных цирков. Он несомненно выявит молодых талантливых исполнителей. Самых лучших из них можно будет пригласить на работу в цирк. Велики и ответственны задачи, стоящие в 1965 году перед творческими работниками советского цирка. Они будут успешно выполнены, если директора и общественные организации хорошо организуют воспитательную работу на цирковых предприятиях, если более оперативно и четко станет работать аппарат управления Союзгосцирка. Необходимо быстро рассматривать творческие заявки мастеров манежа, своевременно изготовлять для них реквизит и аппаратуру, оказывать им режиссерскую помощь.
Советский цирк в ближайшие годы достигнет новых творческих высот. Для этого мастера манежа должны создать новые произведения, приложить все силы, чтобы достойно встретить пятидесятилетие Советской власти.
Ф. БАРДИАН, управляющий Союзгосцирком

Обложки. Журнал Советский цирк. Январь 1965 г.
оставить комментарий