Клоуны
Люди цирка, a также почитатели этого искусства и в особенности артисты «веселого жанра» испытают чувство удовлетворения: в издательстве «Искусство» опубликован сценарий фильма «Клоуны» (автор и постановщик — известный итальянский кинорежиссер и литератор Федерико Феллини).
Вспоминается просмотр этой ленты, устроенный для цирковой аудитории в стенах московского Дома ученых. Впечатление, оставленное феллиниевскими «Клоунами», было сложным: с одной стороны, было явно видно, что произведение талантливое, сделано рукой большого мастере, насыщено интересной информацией, представляющей несомненную ценность для профессионалов. И вместе c тем, своим общим настроем фильм рождал ощущение какой-то досады. Вызвана она была, как теперь понимаешь, пессимистической тональностью картины. Всем строем своих киноаргументов Феллини подводил нас к мысли: клоунада в современном цирке умирает. Принять эту безысходную концепцию было просто невозможно. Хотелось спорить c автором. Протестовать. Де нет же, не умрет клоун! Не может умереть! Клоун бессмертен.
Во все времена у всех народов этот забавный чудак, весeлый насмешник, мнимый глупец и одновременно мудрый философ, одаривающий нас рaдостным смехом, c детстве до старости всегда с нами.
Впрочем, позднее и сам режиссер сдался — да, конечно, писал он, клоун «никуда не денется: просто он ассимилируется».
Что Феллини имел в виду? В контексте c другими его высказываниями эти слова следует понимать как видоизменение клоунского образа, как выработку нового смехотворца. Ассимилироваться означает уподобиться. Именно этот диалектический процесс и произошел на благодатной почве советской арены. Клоун-буфф ассимилировался c коверным, или, иначе говоря, уподобился коверному. (Более подробно поговорим об этом дальше). Сейчас лишь поясню: слова об ассимиляции буффона взяты из записок «Делать фильм» Феллини уже после того, как были создaны «Клоуны».
Многие страницы записок этого разностороннего таланта, давнего почитателя и знатока цирка, содержат интереснейшие рассуждения об искусстве клоунады. И поскольку познакомиться c его высказываниями довелось лишь немногим, стоит, полагаю, довести взгляды прославленного деятеля кино на природу клоунского смехе до более широкого круга читателей нашего журнала. И в первую очередь, конечно, обратить внимание на ту аналитическую характеристику, какую Феллини дал традиционным фигурам клоунады — рыжему и белому, — этим извечным друзьям-соперникам, в чьем лице наиболее наглядно выражаются конфликтные взаимоотношения.
Рыжий и белый — персонажи контрастные. Антиподы манежа. У них все различно: поступки, темперамент, различны цели, внутренний мир и внешний вид.
Белый клоун, по словам Феллини, — это изящество, ум, трезвость мысли. Он — «олицетворение Мaмы, Папы, Учителя, Художника, Прекрасного и вообще всего, что «положено делать». Даже по внешнему виду белого клоуна «ясно, что он и необыкновенный, и богатый, и могущественный. Лицо y него белое, как y призрака; брови застыли в надменном изломе; рост прорисован прямой черточкой — жесткой, неприятной, отталкивающей, холодной». A рыжий, «которого можно сравнить c ребенком, пачкающим под себя, бунтует против подобного совершенстве»... Возможно, рыжий «и попал бы под очарование всех этих совершенств, — поясняет автор, — если бы их так упорно не выставляли напоила».
Рыжий видит, как заманчиво сверкают блестки на костюме белого, «но высокомерие, c которым их демонстрируют, делает эту вещь для его недоступной». Вот почему он восстает, вот почему «подстрекает к вечному протесту». Привкус горечи в постоянной войне между белым клоуном и рыжим возникает, по мнению Феллини,— «не от музыки или чего-то в этом роде», a от самой сути характера рыжего клоуне, существа независимого, но признающего никаких авторитетов. И к тому же — упрямого, ведь чем больше ты будешь заставлять его «играть на скрипке, тем охотнее он будет дурачиться со своим тромбоном». Здесь-то и зарыта собака, здесь-то и начинается конфликт или, говоря словами Феллини, «борьба между надменным культом разума, который тяготеет к эстетизму, навязываемому силой, и инстинктом, свободой инстинкте».
И примирить эти две фигуры, заключает Феллини, никто не в состоянии. Почему? Да потому, что «они являют собой два психологических состояния человека — тягу к возвышенному и тягу к низменному — существующие порознь, раздельно».
Движение искусства клоунады безостановочно и непрерывно. Клоун не имеет возрасте. Ему, как справедливо утверждал Анатолий Дуров, «столько же лет, сколько и человечеству». B этой связи позволю себе не согласиться c уважаемым исследователем истории цирка, утверждавшим, что «клоун не был привнесен в цирк, как полагают, но пробился и вырос из самой сердцевины манежа». Обратимся к прошлому циркового искусства. Более двухсот лет назад Филип Астлей, бывший сержант-кавалерист, отважился открыть на свой страх и риск зрелищное заведение и арендовал c этой целью участок на лондонском пустыре. Астлеевский Амфитеатр принято считать первым в мире цирком.
Его владелец, безусловно, был человеком смелым, хорошо знающим жизнь, знающим вкусы людей и психологию. Он точно определил, что конное зрелище без вeселых шуток не будет способно долго привлекать публику. Астлей не изобрел профессию клоуна, она существовала и задолго до него, но он первым сообразил привлечь смехотворцев на манеж. Предприимчивый конник и раз, и другой, и третий прошелся по ярмарочным балаганами выбрал для себя комиков подаровитей да посмешней и заставил их сменить дощатые подмостки на арену, покрытую опилками. Именовались те клоуны либо Джек-Пудинг, либо Мистер Весельчак. Их одежда, как сказано в «Истории английского цирке», напоминала костюм Арлекина.
Если бы каким-то образом удалось восстановить родословную кого-то из Мистеров Весельчаков, та вполне могло случиться, что их далекие-предалекие предки оказались бы в числе тех лицедеев, что участвовали в обрядово-игровых празднествах в честь Диониса, «в которых потенциально... были заложены все основные виды комического, обособившиеся в ходе развития культуры».
Факт прихода в цирк клоунов извне, «со стороны» утверждается и в диссертации C. M. Макарова «Народные традиции Клоунады»; в ней доказательно на большом историческом материале прослеживаются истоки смехового жанра начиная от глубокой древности и до наших дней. K слову заметить, Федерико Феллини также считает, что клоунада вечна, как вечен смех людей. Свою мысль он проиллюстрировал небольшой сценой «похороны» , решенной в традициях карнавальных увеселений (фильм «Клоуны»).
Представьте себе цирковой манеж. На смертном одре молодой клоун, носящий имя Свмсточек. Цитирую по сценарию: «На арену выбегает старичок c длинной белой бородой и бросается обнимать покойника.
СТАРИЧОК. Папа! Папочка! Почему ты оставил меня одного?..
Зрители отдают должное остроумию автора, подавшего в форме озорного парадокса мысль о вечной молодости клоуна, сын которого уже глубокий старик, сам же он по-прежнему юн.
Итак, мы установили, что клоун не имеет возраста. Но у него мет также и пола, как утверждает тот же Федерико Феллини: «К какому полу принадлежит Грок? — спрашивает он риторически. — A Шарло (Чаплин). A Станлио и Оллио? (Так в Италии называют популярных американских кинокомиков Лауреля и Харди.) Эти два рыжих, — продолжает Феллини, — сама невинность, они начисто лишены примет пола, что, собственно, и смешит публику».
Содержание записок Феллини и опубликованного сценария дают обильный материал для сопоставлений и выводов, относящихся к различным аспектам смехового жанра. И, в частности, к преувеличению и мнимой глупости — двум основным признакам клоунады.
Преувеличение, считает создатель «Клоунов», — специфическая особенность искусства веселых и забавных, его отличительная черта, имеющая глубокие корни, а применяется преувеличение c целью более выразительной подачи материала, в броском, заостренном виде, примерно так же, как в кино используется крупный план. Каждое эмоциональное состояние — чувство страха, изумление, радость, отчаяние — клоун воспринимает c повышенной оценкой и выражает гораздо острее по рисунку и сочнее по краскам, нежели его коллеги из театра или кино.
Действовать преувеличенно, или, как говорят, чтобы жесты, мимика, вся линия сценического поведения, все средства комической выразительности были предельно сгущены, намного выше нормы. Но при этом внутренние переживания остаются подлинно правдивыми.
Все эмоции участников фильма «Клоуны» поданы «с припуском»: когда они рыдают, то слезы льются фонтанами. «Рыжего «покойника» (цитирую по сценарию) «Выносят на середину арены и «тяжело» роняют на землю. Потом начинают тянуть его за ноги и за руки, которые волшебным образом все больше и больше удлиняются, затем «покойника» вновь укорачивают»... B развернутой сцене «Похороны клоуна» рыжий по имени Фумагалли, громко плача, вытирaeт глаза большим платком c черной траурной каймой, затем «выжимает платок над тазом. Из платка льются потоки воды, таз наполняется до краев»...
A теперь рассмотрим другой признак — мнимую глупость. Клоунские поступки, по справедливому замечанию Феллини, всегда в той или иной мере оглуплены. Как черта клоунского характера глупость имеет различные оттенки, от наивного простодушия до полного кретинизма. Это свойство клоунада унаследовала от народной смеховой традиции: фольклор всех народов изобилует сказками o глупцах и дурнях, которые поступают примерно так же, как эксцентрики на цирковой арене: «вгоняют, например, лошадь в хомут, вместо того, чтобы надеть его ма нее». (Сравним c эксцентриком, придвигающим рояль к стулу.)
Под личиной дурака испокон прятался мудрец.
Роль дурака не из легких. Чтобы заставить людей смеяться мед глупостью, от актера требуется искренность, высокoе мастерство, способность вживаться в образ. И еще — знание природы человеческой глупости. Однажды B. И. Ленин, в беседе c Горьким высказал такую мысль: «...писатель, говорил он, для того, чтобы создать художественный образ «дурака», должен «дураком вообразить себя» и знать «дела дурацкие... на зубок».
Швейк y Гашека настолько хорошо знал эту механику, что сумел даже заполучить официальный документ, удостоверяющий его идиотизм. «Строить из себя идиота»,— считал необходимым для комика всемирно известный киноартист Бестер Китом, утверждавший: «Чем c большей сeрьезностью он это делает, тем больше смеха».
Юрий Никулин в своих записках изящно пошутил, сказав, что клоун — это дурак-профессионал. Впрочем, и сам он в серии ранних кинофильмов представал, как все помнят, в образе Балбеса. Эпитет «глупый» и по сию пору неотделим от маски европейского клоуна. Корабль цирковых дураков под флагами всех наций плавает по всем морям. Впрочем, ни один клоун не бывает только глупцом или только ловким пройдохой, в его характере намешано множество черт, зачастую противоречивых.
Клоуну присуще совершать парадоксальные поступки и вызывать парадоксальные мысли. Ну, вот к примеру, там, где нужно плакать, рыжий может захохотать, где вскрикнуть от боли, он восторгается... Ближайшее подтверждение этому находим в том же фильме «Клоуны»: комики Рокфор и Комар сколачивают грoб. «Рокфор (говорится в сценарии) держит гвоздь, по которому Комар бьет изо всей силы молотком. Один из ударов он наносит мимо».
РОКФОР (торжествующе). Ага, промазал!
Рокфор смеется, показывая свой большой палец, который на глазах чудовищно пухнет. Комар наносит еще один удар молотком.
РОКФОР (в восторге). Ага, опять мимо!
Хохочет во все горло — теперь у него страшно распух также и указательный палец»...
Буффонадный клоун-рыжий — образ абстрактный. Характер его творчества условен. Емкое, хотя и небесспорное, на мой взгляд, определение внутренней сущности клоуна-буфер дал Федерико Феллини. Клоун, по его словам, «воплощает себе черты фантастического существа, раскрывающего иррациональную сторону человеческой личности, ее инстинктивное начало и ту малую толику бунтарства и протеста против установленного свыше порядка, которая есть в каждом из нас». После такой преамбулы Феллини делает вывод: «Клоун — это карикатура на человека, выпячивающая черточки, которые роднят его с животным и ребенком... Он — зеркало, в котором человек видит свое гротескное, искаженное, нелепое отражение».
На страницах своих записок и в своем фильме Феллини подчеркивает исключительно эту грань клоунской маски. Это и приводило кинорежиссера к пессимистическим выводам в трактовке «Клоунов». B противопoложность абстрактному характеру буффона на Западе клоун советского цирка социально детерминирован (обусловлен). Этого потребовал от нас зритель c первых лет революции, на этом же настаивала и общественность и цирковая критика.
Именно тогда и началась борьба за новое слово на арене, созвучное времени. Цирк из низкого зрелища — зрелища для простолюдинов — превратился в учреждение культурно-просветительного характера, которое встало в один ряд c театром. B дальнейшем цирк рос со своим зрителем. Старая буффонада, чаще всего построенная на унижении человеческого достоинства, c бесконечными оплеухами, пинками, изощренными подвохами и прочими издевательствами, уже не могла удовлетворить возрастающего вкуса аудитории. Цирк стал привлекать авторов-профессионалов. Насколько плодотворным оказался новый курс? Перед нами ценное в этом смысле свидетельство современника-очевидца. Он писал: «Пусть многое и многие еще слабы... Но новое слово, но новая мысль находит своих глашатае. Медленно, но верно на цирковую арену пробивается талантливый сатирик, умный клоун». Сказано это давно, еще в 1928 году, но и в дальнейшем эта направленность все более и более углублялась.
И здесь самое время вернуться к мысли Феллини об ассимилировании клоуна. Нам не известно, что именно подразумевал под этим писатель, но нечто подобное наблюдалось в конце пятидесятых годов на манеже советского цирка. Царивший там в течение долгих десятилетий буффонадный клоун был свергнут c престола коверным.
Как же это произошло? Ведь, казалось бы, еще недавно коверному принадлежало в цирковой программе всего лишь третьестепенное положение. Каким же образом смог он занять место ведущего артиста?
B старом цирке коверный был парией, «затычкой» в программе. B социальном отношении он стоял на одной из самых нижних ступеней циркового мирка. Жалованье коверный получал меньше всех артистов. Образ клоуна y ковра отображен в нашей литературе в рассказах Григоровича, Чехова, Горького, Куприна. Располагаем мы и более ранним свидетельством, причем весьма интересным. B 1849 году вы шла в свет повесть писателя-демократа B. P. Зотова «Вольтижерка», на страницах ее находим документально точное описание работы коверного, который «был предметом пинков и насмешек всей труппы». Все толкали его, «щипали, стегали хлыстами, заставляли кричать, петь петухом и корчить рожи». Вот он заполняет паузу, чтобы дать передышку наезднице. Соскочив c лошади, она «нечаянно» оказывается у него на шee, и тот несется «с нею вокруг арены, прискакивая, ржа и выгибаясь, как настоящая лошадь». A наездница довольно чувствительно погоняет «его ногами и коротеньким хлыстиком, которым она стегает его по икрам, визжа оглушительно».
В таком или примерно таком русле протекали выступления коверного вплоть до тридцатых годов нашего столетия, когда на манеж пришли даровитые комики-новаторы. Это было время энергичных поисков нового содержания и новых форм клоунады. A главное — поиск нeбывалых образов-масок и нового комедийного языка.
Количественные накопления дали качественный скачок, выразившийся в победе коверного, который из чисто служебного придатка к программе сделался ее становым хребтам. И более того, в иных случаях клоуны у ковра начали занимать положение аттракциона. Появились коверные-гастролеры.
Не это ли имел в виду Федерико Феллини, предсказывая ассимилирование клоуна?
Каждый, кто интересуется цирковым искусством, a тем более, сами актеры-клоуны найдут, полагаю, на страницах феллиниевского сценария фильма «Клоуны» и его же записок «Делать фильм», насыщенных глубокими мыслями o природе клоунады и o цирковом искусстве вообще, обильную пищу для размышлений, как в целях познавательных, так и c практической точки зрения.
P. CЛАВСКИЙ
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.
оставить комментарий