Колонному залу – 200 лет
Дом Союзов — это Колонный зал, Октябрьский и еще три зала поменьше. Но когда говорят o самой знаменитой концертной площадке Mосквы, имеют в виду прежде всего Колонный зал.
Люблю его за тысячи песен, звучащих c его эстрады, восхищаюсь хрусталем люстр и беломраморном торжественностью лестниц. A толпы поклонников после концерта любимца публики, a улыбки и цвeты, которым нет числа в этих праздничных стенах! На исходе минувшего сезона перед закрытием Дома Союзов на длительную профилактику к 200-летнему юбилею здания, построенного в 1784-1787 годах по проекту знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова, в Колонном зале состоялся прекрасный лирический концерт «Вальс o вальсе».
B исполнении эстрадных звезд и ловцов классического направления звучали вальсы советских Композиторов, Старинные русские романсы и песни c вальсовой основой, мелодии зарубежных композиторов и, конечно же, музыкe великолепного маэстро Иогана Штрауса, исполненная оркестром симфонической и эстрадной музыки ЦТ и ВР под управлением Александра Михайлова. Концерт «Вальс о вальсе» — это жизнь вальса, рассказанная им самим, но и жизнь Колонного зала, состоящая из множества концертов, восторгов, счастливых вздохов. Но жизнь Колонного зала — это и каждодневный будничный труд многих людей, труд, предшествующий нашему c вами празднику в Колонном зале.
Майским вечером минувшего года здесь состоялся авторский вечер поэта Ошанина. Вспоминая этот вечер, заместитель директора Дома Союзов Валерий Павлович Малышев сказал, что еще никогда не слышал в Колонном зале такого мощного пения, как во время исполнения «Гимна Демократической молодежи». Переполненный зал на 1320 мест пел вместе c артистами. Подпевали даже уравновешенные, вежливые контролеры, казалось, что и музыканты из оркестра под управлением Александра Михайлова в тот вечер не только играли, но и напевали вместе со всеми. A что думает o Колонном зале руководитель оркестра симфонической н эстрадной музыки ЦТ и ВР Александр Михайлов? Ведь именно c этим оркестром связаны многие концерты репертуара Колонного зала в минувшем сезоне.
— Что я думаю o Колонном зале, — улыбается Александр Георгиевич. — Ничего... кроме хорошего. Уникальная концертная площадка. Можно много говорить o его чисто архитектурных достоинствах, об изысканно-скромном убранстве, но меня, конечно же, в первую очередь интересует Колонный зал в другом смыслe, как музыканта. Прекрасная акустика этого зала делает чудеса, и оркестр, выступающий здесь, просто не может играть плохо.
— Александр Георгиевич, a какие вечера в Колонном зале вам особенно запомнились?
— O! Запомнились многие. Творческие вечера композиторов Л. Лядовой, B. Шаинского, A. Новикова, концерт, посвященный памяти B. П. Соловьева-Седого.
Прекрасные песни Василия Павловича Соловьева-Седого неоднократно звучали в Колонном зале. Да и сколько вообще хороших и разных песен слышали эти стены. Песни уходили в эфир, звучали затем в самых далеких уголках нашей страны и во всем мире.
— Мне очень дорого, — говорит заслуженная артистка РСФСР, солистка Большого театра Союза ССР Елена Школьникова, — что в Колонном зале звучит популярная классика и замечательная советская песня. Не знаю, как другим, но мне в Колонном зале легко поется. Колонный зал... большая и многотрудная y него история, созвучная c историей великого города. Как и Москва, здание горело в 1812 году. Затем было восстановлено архитектором A. H. Бакаревым. 0б этом свидетельствует памятная доска на Доме Союзов, об этом вам расскажет каждый москвич, любящий свой город, его славную историю. B Колонном зале сосредоточена история отечественной культуры. Здесь бывали самые знаменитые люди России. К белоснежному мрамору балюстрад прикасался Пушкин. B эти зеркала гляделся Лермонтов. A в 1924 году здесь прошли миллионы, прощаясь с великим Лениным — в Колонном зале был установлен гроб c телом Ильича. Колонный зал... Люди, которые работают здесь, бережно хранят память o великом прошлом своего Дома. Каждый человек oт директора до вахтера одинаково предан ему. Наверное, о каждом из работников Дома Союзов можно рассказывать замечательные вещи.
Валентина Петровна Логунова обыкновенный вахтер. Но у нее специальное музыкальное образование, она хорошо разбирается в тонкостях вокального пения. К ее замечаниям прислушиваются даже такие звезды, как Паата Бурчуладзе. Администратор Виктор Емельянович Огарев окончил училище живописи, часами может рассказывать об особенностях портретной и пейзажной живописи.
Г. M. Шишкова, K. C. Шутинцева, A. M. Жулькина... Да разве обо всех расскажешь. Добросовестные работники, честные, интеллигентные. Одним словом, люди Колонного зала. «У зрителя, который приходит в наш Дом, — говорят они, — должно быть хорошее настроение, те, кто пришел сюда однажды, должен прийти снова». Так и случается. У Колонного зала есть свои постоянные зрители, как есть они y каждого московского театра. Как правило, концерты, проходящие в Колонном зале, записываются ЦТ и ВР, потому и ведут их чаще всего дикторы телевидения и радио. одна из самых популярных ведущих этик концертов Татьяна Судец. Ей слово.
— Концерты из Колонного зала часто бывают специализированными, и потому вести их интересно. Когда собираются люди «своего круга», соответственно и атмосфера возникает особая.
Нравится в этом зале и отсутствие занавеса — все, как на ладони, и то, что не всегда гасится свет. Видишь глаза людей. Как-то сразу можешь оценить обстановку, почувствовать публику. Я ведь первая выхожу. Ко мне потом все бросаются: ну как? Конечно, немало трудностей y знаменитой концертной площадки. O них говорили мне директор Дома Союзов O. П. Морозова, ее заместитель B. П. Малышев. Маленькая сцена, отсутствие артистических комнат, радиомикрофонов, не всегда можно установить телевизионныe камеры там, где они нужны. Есть трудности и иного порядка — маленькая заработная плата ведет к нехватке обслуживающего персонала. A это тоже существенно. Ведь концерты в Колонном зале, особенно песенные концерты, оканчиваются глубокой ночью и работникам приходится добираться домой через всю Москву. Мелочи жизни, так сказать, но, увы, с ними тоже надо считаться.
Нередко дирекции приходится вступать чуть ли не в конфликты c организациями, проводящими концерты. У Колонного зала своя программа культурно-идеологической деятельности. Не все еще помнят, что это за здание и какая честь выступать здесь. Не всякая музыка может звучать в Колонном зале. B заключение еще одно мини-интервью o Колонном зале. Народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов: «Ну, c Колонным залом почти вся моя жизнь связана. Вечно в президиумах там торчу! А если серьезно — то это серьезно (простите невольный каламбур) - вся жизнь моя проходит рядом с этим великолепным Домом. Учился в школе-студии МХАТа — Колонный зал рядом. Работал в ЦДТ — это же по соседству. Теперь возвратились в наше историческое здание... Да и живу в двух шагах. Колонный зал. Приходилось и на вечерах здесь выступать и просто зрителем быть. Так вот — зрителем — это прекрасно. именно в Колонном зале?
Валентина ЛЕВОЧКО
Журнал Советская и цирк. Декабрь 1986 г.
оставить комментарий