|
Летописец манежа
Публикуемые фотографии любезно предоставлены редакции журнала «Советский цирк» дочерью художника Варварой Александровной Родченко.
Виталий Ефимович ЛАЗАРЕНКО
Красота и пластичность человеческого тела — извечный объект искусства. На старых греческих вазах мы видим ристалища и спортивные тренировки соперников. Фрески киевского Софийского собора, относящиеся к XI веку, показывают скоморохов, акробатов, музыкантов.
Немало живописцев и рисовальщиков отдали творческую дань сюжетам из жизни цирка. Достаточно назвать хотя бы француза Тулуз-Лотрека, а из наших соотечественников — Д. Дарана, В. Лебедева, Ф. Богородского.
Время расширило технические средства изображения. Фотография и кино впервые показали человека в движении, Замедленная съемка зримо раскрыла сокровенную тайну ловкости рук иллюзиониста, обнажила сложнейшую технику гимнастических упражнений. Советское фотоискусство также знает своих художников, избравших цирк постоянной темой изображения. Среди них надо назвать в первую очередь Александра Михайловича Родченко (1891 — 1956), чье семидесятилетие недавно широко отмечала наша общественность. В Москве и Ленинграде состоялись посмертные выставки его работ.
Соратник и друг Маяковского, Родченко начал свою деятельность как художник нового типа. Режиссер, декоратор, плакатист, живописец, график и, наконец, фоторепортер — таковы штрихи творческой биографии этой многогранной личности. Художник-общественник, он отдал революции свой щедрый талант с первого же дня Великого Октября. Многие его работы двадцатых годов продолжают служить ярким примером политической агитации в художественном образе.
В каком бы жанре Родченко ни выступал, основным из них все же оставалась фотография, любимыми сюжетами для которой всегда были люди, занятые в массовых сценах: народные празднества, спортивные состязания, цирковые представления, карнавалы, парады и т. д.
Советский человек, работающий и прославляющий свой труд, — основная тема произведений фотохудожника. Его крепкие, ладные фигуры физкультурников, гимнастов, жонглеров — гимн красоте здорового, физически натренированного тела и силе человеческого духа.
Родченко можно без преувеличения назвать фотолетописцем советского цирка. Об этом говорят названия его снимков, экспонировавшихся на выставках: «Жонглер», «Акробатка», «Ракета под куполом», «Дуров с петухом»,
«Карандаш», «Народный шут Виталий Лазаренко», «Антракт», «Прыжок с шестом», «На параллельных брусьях», «Колесо», «Ритмическая гимнастика», «Мужская пирамида» и т. д.
Сын театрального бутафора, Родченко с детских лет горячо полюбил цирковые зрелища. Об этом он сам с большой теплотой вспоминает в неопубликованной автобиографии:
«В ослепительном костюме, среди фантастических декораций, среди комбинаций цвета и света, гимнаст делает какие-то невероятные кульбиты, то исчезая, то появляясь, то летая по воздуху, наполненному странными звуками и существами...
...Летом приехал на гастроли чревовещатель. Две подводы подвезли десять черных ящиков, обитых железными полосами. На ящиках выведены трафаретом нумерация и фамилия владельца. Все было настолько таинственно, что не могло не волновать меня, мальчишку.
Когда же, притулившись за оркестрантами, я впервые увидел этого человека в окружении говорящих кукол, то был навсегда покорен цирком.
«Вот это артист, вот это искусство!» — думалось мне тогда.
Остается добавить, что своему мнению на этот счет я не изменил и позже».
Сказанное автор подтвердил всем своим творчеством. Не пропуская ни одной программы, всю жизнь оставаясь страстным и верным поклонником цирка, он сделался и его знатоком. Перед тем как приступить к съемке, фотохудожник каждый раз тщательно изучал все материалы; относящиеся к сюжету.
Смело разрушив стандартные каноны павильонных «пушкарей», Родченко превратил фотографию в подлинное искусство света и движения. Он первым взялся у нас за «лейку», пришедшую на смену громоздкому черному ящику на треножнике.
Подобно Дзиге Вертову в кино, Родченко, стремясь подсмотреть «жизнь врасплох», отказывался от всякой инсценировки. Объектив помог ему открыть новые аспекты изобразительного видения, обусловленного необычной точкой съемки и наклоном аппарата.
Все сюжеты художника полны динамики и ритма, чему способствовали моментальная съемка и безупречное чувство композиции.
Тонкий и наблюдательный мастер создал большую портретную галерею артистов советского цирка. Он автор лучших фотопортретов Владимира Леонидовича Дурова, Виталия Ефимовича Лазаренко, молодого Карандаша и многих других.
Изображая людей, Родченко не искал «типажа», а стремился во внешнем облике раскрыть внутреннее содержание человека. Его фотоэтюд «Акробатка» (воспроизведен в № 8 нашего журнала за 1959 г.), подкупающий теплотой и лиричностью, воссоздает образ молодой советской артистки. Довольно простой сюжет раскрывает глубокую тему радости и вдохновенного увлечения человека своей трудной профессией. Пластическая выразительность портрета достигнута мягкой тональностью и построением кадра по диагонали. Фигура девушки на трапеции, круто пересекающая кадр, дает ощущение движения ввысь...
В архиве Родченко много негативов на сюжеты предвоенного советского цирка. Воспроизводимые три снимка публикуются впервые. Все они относятся к 1938 году — поре расцвета творческой деятельности их автора.
На фотографиях — оба представителя династии Лазаренко. Люди старшего поколения хорошо помнят Виталия Ефимовича Лазаренко, сорок лет выступавшего на арене. Гимнаст, акробат, жонглер, наездник и непревзойденный прыгун, еще в 1914 году поставивший мировой рекорд прыжка через трех слонов, Лазаренко-отец проявил себя и как талантливейший клоун-трибун. Известно, что Маяковский написал специально для него несколько реприз, в том числе злободневный текст «Чемпионат всемирной классовой борьбы».
Композиция публикуемых снимков предельно скупа — никаких второстепенных деталей, никаких отвлекающих эффектов. Пучок света выхватил из темноты главное: гротесковую фигуру клоуна, читающего сатирический фельетон. Это было последнее выступление Виталия Ефимовича Лазаренко. Он запечатлен в том производственном костюме, в каком завещал себя похоронить. И стоит на тех же трехметровых ходулях, на которых шествовал впереди цирковых кавалькад с Цветного бульвара на Красную площадь, чтобы приветствовать и веселить шутками встречные колонны демонстрантов...
Родченко нет с нами, но творчество этого неугомонного, самобытного мастера по достоинству оценено современниками.
Наша живопись и фотография призваны активно участвовать в формировании эстетического вкуса народа, в «воспитании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС). И в этой связи мы вспоминаем о ярком мастерстве Родченко, чье многообразное творчество созвучно задачам искусства сегодняшнего дня.
Л. ВОЛКОВ-ЛАННИТ
Виталий Лазаренко - сын
Последнее выступление В. Е. Лазаренко
Журнал ”Советский цирк” март 1962г
|
|
|
Подписаться на
рассылку сайта: |
|
|
|