Лев Маркович Зингерталь
Вы с ним знакомы по роману Валентина Катаева «Хуторок в степи»
Когда идешь на концерт, думаешь только о том эстетическом наслаждении, которое получишь от мастер-музыкантов, певцов, танцоров, юмористов и других эстрадных артистов. Однако на этот раз я шел в летний сад Одесской филармонии с совсем иным желанием. У меня была затаенная мысль: повидаться с. билетером. Надо сказать, что собственно наше поколение дедушек (к которому и я отношусь) знакомо с этим билетером с раннего детства, когда этот человек был одним из первых, причем самых популярных вместе с Убейко, Сарматовым и Сергеем Сокольским куплетистов юга России. Итак, мое второе знакомство через полстолетия состоялось. Я встретился со стройным, очень бодрым и жизнерадостным 84-летним Львом Марковичем Зингерталем.
Позвольте, скажете вы, какой же это Зингерталь? Не тот ли, о котором так ярко написал Валентин Катаев в своем популярном романе «Хуторок в степи». Да, именно он. Жив еще курилка, жив! И работает. Работает, правда, не на сцене эстрады, но совсем рядом с ней, ибо без нее жизнь для него не жизнь. Свою артистическую деятельность Лев Маркович начал в бродячем балагане, где двенадцатилетним мальчиком участововал в клоунаде. В начале нашего столетия с появлением первых кинематографов в Одессе перед демонстрацией картины зрителям стали устраивать небольшие концерты. Лев Маркович становится куплетистом, создает свой образ, свою «маску».
«...В бывшей столовой, оклеенной старыми обоями, узкой и длинной, как пенал, перед каждым сеансом возле маленького экрана стал появляться любимец публики Зингерталь. Это был высокий (таким он казался автору, который был тогда еще совсем мал. — А. В.) тощий еврей в сюртуке до пят, в пожелтевшем пикейном жилете, штучных полосатых брюках, белых гетрах и траурном цилиндре, надвинутом на большие уши. С мефистофельской улыбкой на длинном бритом лице, с двумя глубокими морщинами на впалых щеках, он исполнял, аккомпанируя себе на крошечной скрипке, злободневные куплеты... Прижав к плечу своим синим лошадиным подбородком крошечную игрушечную скрипку, он взмахнул смычком, подмигнул почечным глазом публике и, намекая на Столыпина, вкрадчиво запел:
«У нашего премьера
Ужасная манера
На шею людям галстуки цеплять...»
После чего Зингерталь в 24 часа вылетел из города».
Таким остроумным и едким куплетистом на заре русской эстрады рисует Льва Марковича писатель Валентин Катаев. Таким беспокойным, смелым куплетистом помним его и мы, люди старшего поколения. Л. М. Зингерталь вошел в историю эстрады и — благодаря Катаеву — в советскую классическую литературу. Сорок два года выступал он на подмостках эстрады. А потом, когда пришла старость, Лев Маркович нашел в себе нравственные силы вовремя уйти со сцены. Он перешел на административную работу. И сейчас, когда ему уже идет девятый десяток, Л. М. Зингерталь не покидает своего любимого дела, которому отдал 70 лет жизни.
Пожелаем старому артисту долгих лет здоровья и той жизнерадостности, которую он многие годы в нас вселял.
А. ВАРШАВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Май 1964 г.
оставить комментарий