Приключения медвежонка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

“Приключения медвежонка”

Приключения медвежонкаЕлка в цирке... Говорить о ней можно без конца. Недаром билеты в цирк на елку берутся с бою, зато, когда родители с торжеством приносят домой два заветных синеньких билетика, можно чувствовать себя до конца счастливым. И хотя дети знают не хуже взрослых, что Снегурочка, Дед-Мороз и все добрые герои непременно победят, они все равно так искренне переживают происходящее, что даже самая заурядная елка для них — откровение.
Пожалуй, нигде больше нет таких постановочных возможностей для новогоднего представления, как в цирке. В самом деле, кроме стандартных дедов-морозов, снегурочек и хоровода зайчиков-переростков, одетых в бумазейные костюмчики, здесь можно увидеть и всамделишных зверей, веселых клоунов, таинственные превращения, полеты в воздухе — все чудеса волшебной сказки.
Из года в год уже повелось, что елка в Московском цирке — одна из лучших. Нынешнее представление — «Новогодние приключения медвежонка» — тоже заслуживает  внимания.
Сюжет его прост. Трое друзей (их роли исполняют клоуны Олег Попов, В. Костеренко и А. Асадчев) хотят отправить маленького медвежонка Пышку в космический полет, но Баба-Яга похищает его. Друзья бросаются в погоню и с помощью Деда-Мороза и Снегурочки возвращают медвежонка.
Режиссер-постановщик Н. Зиновьев, хорошо зная специфику циркового зрелища, сумел оживить на арене эту незатейливую историю. Погоня на лошадях, вылет Бабы-Яги на метле, колдунья, извергающая пламя изо рта, пожар лесной избушки — эти и другие эпизоды маленькие зрители смотрят с большим интересом. Представление (за исключением, пожалуй, лишь несколько затянутой завязки) идет в хорошем темпе, динамично.
Одна из трудностей работы циркового режиссера состоит в том, что он по ходу репетиций вынужден изменять сценарий в зависимости от того, какие артисты участвуют в программе. Надо сказать, что и здесь режиссер проявил много находчивости. Он включил различные номера в сюжетную ткань представления, удачно чередуя развитие интриги и сольные выступления артистов.
Но положительно отзываясь о постановке, нельзя не высказать некоторые замечания.
Наши претензии касаются прежде всего сценария. К сожалению, сценаристы Г. Аран и Н. Зиновьев дали неполноценный материал в руки режиссера Н. Зиновьева. Вдумайтесь в сценарий, и у вас сразу возникнут вопросы.
Дед-Мороз дарит ребятам медвежонка — Баба-Яга его похищает. Для чего? Могут сказать: и детям ясно, что Баба-Яга «плохая». Не слишком ли это простой ответ?
Кто такие трое друзей: школьники, цирковые артисты? Неизвестно. А ведь это зрителям необходимо знать. К сожалению, образы друзей схематичны и психологически не разработаны, а Дед-Мороз, Снегурочка, Баба-Яга — вообще отвлеченно-условные персонажи. Полнокровных художественных образов в спектакле фактически нет, и это его очень обедняет.
Кстати, отчего, решив отправить медвежонка в космос, авторы сценария избрали главной противницей этого Бабу-Ягу?! Не правда ли, как это «органично» сочетается: современные космические полеты и Баба-Яга!..
Пытаясь как-то охарактеризовать идейный замысел пантомимы, невольно испытываешь затруднение. Какую мысль оставляет она   у маленьких   зрителей? К каким выводам их подводит? Неясно. А ведь спектакль для детей, не преследующий воспитательных целей, неизбежно приобретает характер чисто развлекательный. Морально-этические задачи вытесняются в нем, в сущности, бессодержательными внешними эффектами.
В результате сюжет пантомимы сведен к непрерывной погоне за Бабой-Ягой. Причем, несколько раз медвежонок просто механически переходит из рук в руки: отобрав его у Бабы-Яги, разини-друзья тут же вновь теряют его.
Вспомним «Трубку мира», возобновленную в этом году в нескольких цирках. Персонажи этой пантомимы идейно и художественно разработаны глубоко и четко. И поэтому авторам ее легче было создать ряд оригинальных сюжетных положений и более полноценный литературный текст. Так, кроме традиционной погони в «Трубке мира» появились замечательные сценки «В индейской деревне», «В спальне богача», «У дверей особняка». Каждая из них логична, художественно оправданна, и любой герой знал, для чего он в спектакле. Именно такой логики развития сюжета не хватает «Приключениям   медвежонка».
Зиновьев-режиссер в какой-то степени завуалировал пробелы сценария, «вытянул» слабые места, и своим успехом представление во многом обязано его энергии. Органично вошли в спектакль, украсив его, несколько реприз Олега Попова. А. Асадчев и В. Костеренко неплохо — в той мере, насколько позволял сценарий, — справились со своими ролями.
Несколько слов об артистах-дублерах. Героев пантомимы подменяют исполнители в конном жанре, акробатике и т. д. Бабу-Ягу, например, в каждом спектакле «играют» четыре артиста. Этот режиссерский прием оказался  весьма   плодотворным.
К сожалению, тематические представления часто выявляют беспомощность цирковых артистов даже в самых несложных ролях. Так получилось на этот раз с В. Волковой. В ответственной роли Снегурочки она выглядит вялой и неартистичной. Чем руководствовался режиссер, остановив   свой   выбор  на   ней?..
Каждый раз очередной новогодний Дед-Мороз произносит традиционную фразу: «А ну-ка, Снегурочка, покажи теперь ребятам, что ты умеешь?» — и очередная Снегурочка выступает с номером. Но что все-таки важнее для цирковой Снегурочки — иметь свой номер или обладать сценическим обаянием? Режиссерам следует более творчески подходить к решению этого вопроса.
На роль Деда-Мороза был приглашен заслуженный артист РСФСР Д. Кара-Дмитриев. Нелегко ему было освоиться с цирковой атмосферой. Но когда он выезжает на лихой тройке медведей с медвежонком на руках, хочется сказать: «Да, это настоящий цирковой Дед-Мороз!» Заслуга здесь общая— и режиссера, и исполнителя, и народного артиста РСФСР В. Филатова, который отказался от эффектного начала своего выступления ради успеха всего спектакля.
Второе отделение занимает аттракцион «Медвежий цирк». И можно только пожалеть, что герой пантомимы Пышка, которого в конце первого отделения решают отдать на выучку В. Филатову, специально не представлен зрителям в этом аттракционе. Он теряется среди других медведей. А ведь Пышка мог бы «ассистировать» в сценке «Бокс», летать под куполом с артистом Г. Резниковым и кататься вместе с «заслуженными» медведями на самокатах! Такое решение, тесно связав обе части представления в одно целое, в какой-то мере компенсировало бы недостатки самой пантомимы.
Конечно, праздничное представление Московского цирке нравится малышам, но оно могло быть лучше. Дети — очень благодарные зрители, и режиссерам следовало бы подумать о более интересных сценариях, о правильном подборе исполнителей, об органическом включении в спектакль отдельных номеров.
Очень серьезное дело — веселые детские елки! Они должны быть еще ярче, лучше, чтобы каждая елка в нашем цирке, как поется в песенке, «много-много радости детишкам   принесла».
Н. МИХАЙЛОВА
 

Журнал ”Советский цирк” февраль 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования