Михаил Куни - человек загадка
Эта художественная выставка открыта в фойе Ленинградского театра эстрады. С полотна смотрит на вас старик с разметавшимися седыми волосами, в глазах его безмерное страдание.
Это — Альберт Эйнштейн. Он открыл человеку силу атома. Разве во имя уничтожения всего живого творил он? Рядом — другой портрет. Николай Черкасов. Очень четко и тонко передано душевное состояние артиста, его увлеченность искусством, любовь к жизни, мудрость, печаль — все, что роднило его с любимым героем — Дон-Кихотом.
В портрете Симоны Синьоре преобладают нежные акварельные тона. А вот полотно «Камни большого города» — одно из лучших произведений на выставке. Оно навеяно творчеством Чарли Чаплина. Бесконечная каменная дорога. Дорога в никуда. По ней идет, спешит неунывающий, несмотря на все превратности судьбы, герой Чаплина со своей юной спутницей. Образы артистов и ученых, городские пейзажи, театральные куклы — целый мир, созданный фантазией художника, — населяет эти красочные полотна. Их написал артист ленинградской эстрады Михаил Куни. Удивляет его автопортрет: человек физического труда типичный рабочий. Таков Куни на портрете и в жизни.
Дома у Михаила Абрамовича рядом с красками, кистями, загрунтованными холстами и мольбертами соседствуют пилы, рубанки, другие столярные инструменты, бруски дерева. Книги закрывают стены квартиры от пола до потолка. Тут Пушкин, Лев Толстой, Достоевский, Александр Грин, Станиславский, Пикассо, Гоген, Мазерель, Ван-Гог, Эль Греко, Сеченов и Павлов, исследования по различным проблемам медицины и математики; учение йогов, литература на нескольких европейских языках. Множество книг на этих полках и стеллажах, сделанных руками хозяина квартиры.
На столе рукопись неоконченной книги. Автор рассказывает в ней о своих увлечениях, о творчестве, о себе. В юности Михаил Куни мечтал стать художником, учился у известных мастеров кисти — М. Шагала, В. Фаворского, Р. Фалька; окончил художественное училище. Потом, увлекшись медициной, поступил в Психоневрологический институт, работал ассистентом у профессора В. Бехтерева.
Случайно у Куни обнаружилась редкая память. Его приятель рассыпал на полу коробок со спичками и пошутил: «Сосчитай». Куни взглянул на россыпь и назвал цифру. Точную. Именно феноменальная память привела Михаила Куни на эстраду. Он стал выступать в качестве художника-моменталиста. Зрители называли имена известных людей, а он с завязанными глазами, по памяти рисовал портреты.
Заглянем в Ленинградский театр эстрады, где выступает Михаил Куни с «Психологическими опытами». Артист приглашает желающих из зрительного зала подняться на эстраду и просит записать на доске двадцать четырехзначных цифр. Каких угодно. Пока идет запись, Куни стоит к доске спиной. Затем он резким движением оборачивается, бросает взгляд на доску и тут же, отвернувшись, называет все цифры подряд — от первой до последней. Потом в обратном порядке. Восемьдесят цифр, выстроенных в различных сочетаниях, цепко схвачены скользнувшим по ним взглядом.
Чудо? Да. Но вот его секрет.
Как и любой актер во время выступления, Куни испытывает воздействие зрителей. Но он владеет драгоценным умением в нужный момент остановить поток посторонних впечатлений: он словно становится живой электронно-счетной машиной. Память. Абсолютная собранность. Внимание. Именно поэтому ему удается молниеносно не только запомнить цифры, но и производить с ними математические действия.
Удивительный опыт родился из простого недоразумения. Как-то во время выступления Куни заметил, что доску с цифрами по ошибке поставили «вверх ногами». «Хорошо бы научиться читать опрокинутые цифры!» — тотчас же подумал артист. Стал тренироваться. И вскоре на сцене уже не одна — пять досок. На четырех из них зрители записывают по пяти трехзначных цифр. Доски начинают вращаться — быстрей, быстрей... В этот момент Куни подбегает к доскам и с одного взгляда на четыре этих калейдоскопа быстро мелькающих цифр прочитывает, запоминает, складывает их в уме и... называет итог. Совершенно точный. Непревзойденный рекорд запоминания и подсчета вращающихся цифр.
Выступление Куни идет в стремительном темпе. Не успеют еще зрители опомниться от одного опыта, как уже предлагается следующий, еще более ошеломляющий. Доска усеяна кружками разной конфигурации. Один взгляд — и артист называет их число. Вывешиваются двенадцать дисков разных цветов. Снова беглый взгляд, и безошибочно перечисляются цвета дисков, причем в любой последовательности.
В программе «Психологические опыты» Михаил Куни выступает не только как феномен-математик. Он отгадывает задуманные зрителями имена, даты их рождения, названия городов, шахматные фигуры; находит спрятанную от него зрителями... булавку, причем ищет ее проходя по партеру с черным мешком на лице; выполняет адресованные ему мысленно задания. В этой серии опытов перед аудиторией — тонкий психолог, владеющий искусством чтения мыслей по микромоторным, реакциям. Куни держит испытуемого за руку и задает ему наводящие вопросы.
Свои психологические опыты Куни проводит с подлинным артистизмом. То, что делает он, многим кажется невероятным. Однажды перед гастролями артиста предупредили:
— Через двадцать дней предстоит выступать на японском языке.
Но перед поездкой выяснилось, что Куни зря учился японскому языку, ибо его ждут, оказывается, финны.
— Сколько дней осталось до выезда в Финляндию?
— Пять.
Финны поняли все, что им говорил приезжий артист. Экспрессный метод изучения иностранных языков при тренированной памяти дает отличные результаты. После гастролей Куни в Швеции тамошняя газета писала: «Он так живо беседует с публикой, будто живет в нашей стране три года». «Если бы мы не были физиками, то крайне трудно было бы поверить, что человеческий мозг во взаимодействии с внешней средой способен совершать такие чудеса». Этот отзыв написали выдающиеся советские ученые после выступления Куни в научном городке Дубна.
В штате Ленконцерта Михаил Куни числится в мастерской оригинального жанра кем-то вроде волшебника. Но, демонстрируя психологические опыты, он постоянно подчеркивает, что в них нет ничего сверхъестественного, что эти «чудеса» доступны каждому, кто станет тренировать свои умственные силы. Вот уже несколько десятилетий Михаил Куни неутомимо пропагандирует реальную возможность совершенствовани
я и обогащения интеллекта. Его нередко называют «человек-загадка», но, как видите, ничего загадочного, таинственного в этой «акробатике мозга» нет. Есть большой и напряженный труд, помноженный на яркое дарование и подлинный артистизм.
АМАЛИЯ КИРИЧЕНКО
Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.
оставить комментарий