Мое актерское счастье
37 вопросов Аркадию Райкину
Вопрос. Аркадий Исаакович, какие эстрадные жанры вы считаете самыми интересными?
Ответ. Те, что представлены талантливыми исполнителями.
Вопрос. А цирковые?
Ответ. Люблю цирк за неистощимое стремление к достижению пределов человеческих возможностей. Люблю цирковые жанры все без исключения, даже те, что еще не выдуманы.
Вопрос. Как вы думаете, при коммунизме нужна будет сатира?
Ответ. Необходима.
Вопрос. Какие же мишени ей останутся?
Ответ. Коммунизм — идеал общественной формации. Любое общество состоит из людей, а люди, как известно, никогда не превратятся в ангелов: у них разные характеры, неодинаковые жизненные ситуации. Будут люди отзывчивые и равнодушные, красивые и некрасивые, счастливые в личной жизни и неудачники. Поэтому ревность, тщеславие, эгоизм, зависть еще долго останутся объектами борьбы за совершенствование человека коммунистического общества. Острейшее орудие этой борьбы — сатира. Учтите и другое. Каждая общественная формация переосмысляет понятия добра и зла. Например, в капиталистической стране спекулянт — это респектабельный бизнесмен, а у нас — преступник; мы справедливо преследуем тунеядцев, а там их сколько угодно. В коммунистическом обществе сатира потребуется для борьбы со злом в тех формах, в каких оно останется к тому времени.
Вопрос. Известна ваша склонность к пантомиме. Каковы перспективы ее развития на нашей эстраде?
Ответ. Не только у нас, но во многих странах наблюдается сейчас возрождение пантомимы. Думаю, что это происходит от стремления людей к сближению: ведь пантомима снимает языковый барьер. Пантомима — старейший и один из интереснейших жанров. Я считаю, что актеры (и не только эстрадные) обязательно должны владеть пантомимой как важнейшим элементом профессионального мастерства.
Вопрос. Какой театр вам ближе всего после ленинградского Театра миниатюр?
Ответ. Театр имени Евгения Вахтангова. Мне дороги его острая театральность, музыкальность, выпуклые решения сатирических образов, развитие традиций театра масок, остроумное использование просцениума.
Вопрос. Если бы все классики были живы, кого бы вам хотелось привлечь для пополнения своего репертуара?
Ответ. Жалею, что среди нас нет Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, Зощенко, Ильфа и Петрова. Многие человеческие недостатки, блистательно раскрытые этими писателями, живут по сей день. Каждая эпоха оставляет их, как комета — хвост, следующей эпохе. Вглядитесь пристально вокруг — и вы узнаете Чичикова, Манилова, Ноздрева, Хлестакова. Правда, они приспособились к условиям атомного века. В наши дни Николай Васильевич Гоголь, наверное, пополнил бы галерею своих персонажей.
Репертуар ленинградского Театра миниатюр украсил бы сегодня и Антон Павлович Чехов, великолепно сочетавший в своем творчестве лирику и сатиру.
Не хватает нам Михаила Михайловича Зощенко, замечательного писателя-сатирика, посвятившего сврю жизнь беспощадной борьбе с пошлостью и мещанством.
Вопрос. Как бы вы составили программу новогоднего концерта через сто лет?
Ответ. Точно так же, как через триста лет. А вообще я предпочел бы быть не составителем, а участником этого концерта.
Вопрос. Что вы больше всего цените в людях? Ответ. Трудолюбие, честность, принципиальность, доброжелательность, человечность.
Вопрос. А что вас больше всего в них возмущает? Ответ. Воинствующее невежество.
Вопрос. Ваше отношение к людям, лишенным чувства юмора?
Ответ. Мне их просто жаль. Они словно обитатели темного дома с наглухо закрытыми ставнями. Их удел ствование без улыбки, без радости, без солнца.
Вопрос. Вряд ли кто из актеров может сравниться с вами по числу сыгранных ролей. Какая роль была первой и какую вам особенно хочется сыграть?
Ответ. В театре ленинградского музея Эрмитаж ставили когда-то известную итальянскую оперу «Служанка-госпожа». Я играл в опере глухонемого слугу — первую в своей жизни роль. Сейчас самая желанная для меня роль — очередная, которую предстоит сыграть. Поясню почему. Каждый драматический актер мечтает о любимой роли, той, что ярче всего выразит его дарование. На пути к ней нередко встают различные препятствия. Иногда мечта остается неосуществимой. Мое актерское счастье в том, что я играю только те роли, которые меня привлекают остротой, современностью. В моем репертуаре нет нелюбимых ролей. По праву нового увлечения всегда больше всего хочется сыграть ту роль, к которой готовишься, — очередную.
Вопрос. Какие из своих миниатюр вы исполняете с особым удовольствием?
Ответ. Все, которые играю сегодня. Охотно читаю монологи — «Хлестаков», «Строители», «Человек остался один». Мера удовольствия зависит от реакции зрительного зала. Со многими миниатюрами сживаешься и не хочется сдавать их в музей. Впрочем, устаревшая миниатюра — тоже радость, только другая, возбуждающая у исполнителя чувство гражданского удовлетворения. Миниатюра снимается с репертуара — значит, исчезает явление, которое она критиковала.
Вопрос. Кому из артистов зарубежной эстрады вы аплодировали с наибольшим энтузиазмом?
Ответ. Яну Вериху — большому артисту Чехословакии, покоряющему удивительной искренностью, обаянием, талантом импровизатора. Ян Верих часто снимается в кино и знаком советским зрителям по фильмам: «Пекарь императора», «Вот придет кот», «Медведь» (по Чехову).
Вопрос. На каких языках вам приходилось выступать перед зарубежными зрителями?
Ответ. На английском, немецком, венгерском, румынском, чешском, словацком, сербо-хорватском... Хотелось бы еще выступить на французском, итальянском и японском. Тем более, что наш театр получил приглашение на гастроли в Японию, Италию и Францию.
Вопрос. Сколько раз вы выходили на эстраду?
Ответ. Ваш вопрос из области кибернетики, а я в ней не силен.
Вопрос. Слава — это бремя или радость?
Ответ. Бремя, которое бывает радостным, а порой невыносимо тяжелым: комментируются все детали твоего личного поведения. По-моему, слава — это прежде всего огромная ответственность.
Вопрос. Ваша любимая кинокомедия? Ответ. «Диктатор» Чарли Чаплина — произведение величайшего актера-гуманиста.
Вопрос. Есть ли у вас хобби? Ответ. У меня нет для него времени.
Вопрос. Какая из точных наук, по-вашему, самая полезная?
Ответ. Математика. Многие великие люди признали это до меня. Я верю им на слово, ибо не могу похвастаться математическими знаниями. Математика — королева точных наук. На математиков всегда смотрю с удивлением и восхищением.
Вопрос. О вас часто пишут. Что вам запомнилось и понравилось?
Ответ. Рецензенты тоже люди, и каждому из них в какой-то степени свойственна субъективность оценки. Если меня ругают, я обычно думаю: может, это не так плохо, как ему показалось; если хвалят — подозреваю критика в повышенной восторженности.
Я предпочитаю рецензии (увы, редкие!), где автор не только оценивает актера, но заглядывает в глубину поднятой со сцены проблемы, раскрывает ее остроту и публицистичность. Такая критика поддерживает атаку сатирического актера на отрицательное общественное явление.
Вопрос. Приходилось ли вам видеть удачные пародии на Аркадия Райкина?
Ответ. Никогда. Правда, часто имитируют моих персонажей, но не меня — актера.
Пародия не трюк, а искусство. Я преклоняюсь перед Ираклием Адрониковым — создателем уникального жанра тончайшего, остроумнейшего проникновения в индивидуальность изображаемого человека.
Вопрос. Что вы думаете, когда вам случается на экране телевизора или кино видеть выступление Аркадия Райкина?
Ответ. Всегда думаю: я бы на его месте сыграл лучше!
Вопрос. Ваше мнение о сегодняшней эстраде?
Ответ. Люди создают искусство, и расцвет его во многом определяется числом талантов. Художественная самодеятельность, конкурсы, фестивали привели на эстраду много новых имен. Но мало талант открыть, его надо развивать. У нас недостаточно театральных учебных заведений с отделениями, которые готовят эстрадных артистов. Кроме того, я считаю, что развитие эстрадного искусства (особенно разговорного жанра) одинаково тормозят безнаказанно практикуемый плагиат и отсутствие поощрения первооткрывателей.
Вопрос. Вы много ездите по городам и странам, у вас богатый театральный и жизненный опыт. Не хотели бы вы написать книгу?
Ответ. Обязательно сяду за книгу, как только настанет пора подводить итоги.
Вопрос. Многие зрители сетуют, что спектакли ленинградского Театра миниатюр не запечатлены на кинопленке. Ваше мнение на сей счет?
Ответ. Разделяю их досаду.
Вопрос. Ваша дочь — актриса театра. Нынче поступил в театральное училище ваш сын. Что прежде всего определило их выбор — призвание или верность семейной традиции?
Ответ. Самое большое несчастье, когда в искусство приходят люди без призвания, а только по семейной традиции.
Вопрос. Назовите, пожалуйста, вашего любимого артиста, художника, композитора, писателя.
Ответ. Современный театр, изобразительное искусство, музыка и литература столь богаты ярчайшими, восхищающими меня талантами, что перечисление их имен займет все место, предоставленное для нашей беседы.
Вопрос. Какой музыкальный инструмент вы любите больше других? Ответ. Рояль.
Вопрос. Какой город в Советском Союзе вам больше всего нравится?
Ответ. Мой самый любимый город — Ленинград... Москва... Рига... Одесса... и многие другие.
Вопрос. Какое время года вы считаете лучшим?
Ответ. Весну. Больше всего изумляет возрождение природы. Листок, выглянувший из набухшей почки, вызывает во мне такой трепет, что не могу его передать словами.
Вопрос. Каким видом спорта вы увлекаетесь как болельщик?
Ответ. Футболом.
Вопрос. А как спортсмен?
Ответ. Я не спортсмен, но люблю ходить на лыжах, водить автомашину.
Вопрос. Какой год принес вам самую большую в жизни радость?
Ответ. 1945-й — год победы над фашизмом.
Вопрос. Как вы предпочитаете встречать Новый год?
Ответ. Весело!
Вопрос. Какое кушанье вы хотите увидеть на новогоднем столе?
Ответ. Селедку с печеной картошкой.
Вопрос. Читатели журнала «Советская эстрада и цирк» хотели бы услышать ваше новогоднее пожелание.
Ответ. Желаю всем в наступающем году много и от души смеяться, но не оказаться объектом смеха.
Беседу вела АМАЛИЯ КИРИЧЕНКО
Журнал Советский цирк.
оставить комментарий