Молодой человек вышел на эстраду
Юность на эстраде — дело туманное и темное и годом рождения в паспорте ее не определишь. В двадцать пять лет молодой артист, упоенный своим успехом, перестав работать над собой, невольно становится стариком. А можно ли было назвать стариком Николая Павловича Смирнова-Сокольского, с глубоким интересом следившего за всем новым, происходящим в жизни?
В течение почти двух лет пришлось мне работать вместе с одним из наиболее блестящих артистов нашей эстрады — Леонидом Осиповичем Утесовым, и каждый день удивлялся я тому постоянному беспокойству, тем бесконечным исканиям, которыми занимался Леонид Осипович. Разве можно назвать стариком Льва Борисовича Мирова, у которого каждый спектакль, каждый концерт, идущий уже, может быть, сотый раз, вызывает творческое волнение.
На вопрос о возрасте отвечают блеск глаз, вдохновение, «премьерное» настроение на спектакле, на каждом отдельном концерте, где бы и когда бы они ни шли. И как уныло встречаться с молодыми по паспорту артистами, которые гордо заявляют, что они «под скандирку» «отработали» концерт, да и не один, а два-три в вечер, как неприятно, когда они с ремесленной холодностью относятся к тому, что должно составлять не их службу, а их призвание.
С большой радостью уже давно слежу я за работой молодых артистов — Александра Лившица и Александра Левенбука. Артисты требовательны к себе и к своим авторам, их волнует каждый концерт, и они неутомимо ищут новых для себя путей. Интересно работает на эстраде и выпускник вахтанговского училища Леонид Усач. К сожалению, на нашей эстраде очень мало рассказчиков—Ираклий Андроников, Елизавета Ауэрбах — вот, пожалуй, и все, что мы имеем, как говорится, в наличии. И Леонид Усач достойно продолжает дела этих мастеров. Убедившись, что не блестяще обстоит дело с репертуаром для рассказчиков вообще и для него в частности, Л. Усач начал сам писать и делает это довольно успешно. Во всяком случае, его рассказы вызывают веселое настроение в зрительном зале, в каждом из рассказов есть мысль, своя мораль, которую всегда подмечают зрители.
Это радует, но сейчас я хочу говорить о том, что волнует и огорчает. Несколько лет существовала при московском театре эстрады группа «Юность». В «Юность» пришли ребята из самодеятельности, которым помогли стать артистами бывший тогда директором театра Д. Г. Сулханишвили, заведующая литературной частью Л. Л. Голубика, артисты: Л. Б. Миров, Н. Н. Рыкунин, Л. С. Маслюков, А. Г. Алексеев, режиссер-балетмейстер Е. А. Менес, балетмейстер Б. И. Борисов, режиссер П. П. Васильев. Такого количества хвалебных рецензий, которое имела «Юность», не было, пожалуй, ни у одного эстрадного коллектива. Зрителям и пишущим тоже невольно передавался молодой дух — истинное чувство коллектива. Если, скажем, фокуснику С. Василевскому нужно было помочь вынести какой-нибудь реквизит, то за это охотно брались все участники коллектива. Если нужно было создать самодеятельный оркестр для аккомпанемента к кубинскому танцу, то молодые артисты с увлечением хватались за барабаны, треугольники и трещотки. Их волновала не только собственная популярность, что совершенно естественно, но и успех их общего дела.
Сейчас коллектив находится в состоянии развала.
Что же произошло с «Юностью»? Да многое произошло. Во-первых, молодые люди, ошарашенные большим количеством хвалебных рецензий, сочли себя законченными мастерами. Молодость проходит, но на смену молодости должно приходить мастерство. А оно не появляется само по себе, без работы над собой. Как блистательно, именно блистательно начинал свой путь фельетонист М. Ножкин, с моей точки зрения, очень талантливый человек, Он хорошо сыграл роль в спектакле «Переодетый жених», где выступал вместе с А. Алексеевым, М. Мироновой, А. Менакером, Л. Мировым и М. Новицким. Он хорошо исполнял фельетон В. Дыховичного и М. Слободского, направленный против тунеядствующих молодых людей. А дальше... дальше пошел по пути внешнего успеха, засорил свой репертуар не всегда умными пародиями и не в меру оснащал чечеткой и куплетами написанные им самим произведения. Многому «помогли» кое-какие неумные администраторы, которые, учтя успех Ножкина, затаскали его по многочисленным концертам. М. Ножкин обладает несомненным литературным даром. И, как я уже говорил, он очень способный актер. Может быть, следует ему сейчас задуматься и о темах своих произведений, и о какой-то, может быть, новой манере их подачи. Иначе заштампуется М. Ножкин. А это будет очень и очень обидно.
Распалась конферансная пара — В. Ухин и В. Реутов, пара, оснащенная своим репертуаром. Вадим Реутов вынужден был искать себе нового партнера, потому что Владимира Ухина привлекла «спокойная жизнь» на телевидении. А эстрада — дело беспокойное! Помилуйте, ездить нужно, репетировать нужно, а в тридцать лет это уже становится трудновато. Большим успехом в концертах «Юности» пользовались молодые куплетисты Е. Веров и В. Ткаченко. Путевку в жизнь дал им один из мастеров куплета на эстраде Н. Рыкунин. И успех вскружил голову молодым артистам. Они по году, а то и больше не меняли свой репертуар. Когда Л. Миров собирал молодых артистов для программы «Эстрада без парада», Веров и Ткаченко продемонстрировали ему свои довольно древние куплеты. Миров тут же сообщил им, что если артисты не задумаются над своим репертуаром, то они не могут и мечтать об участии в программе. Артисты забеспокоились, нашли авторов, новые куплеты и достойно выступили в концерте.
Может быть, мы все виноваты в том, что без достаточной требовательности относились к молодым артистам? Может быть, действительно, мы виноваты в том, что фокусник А. Василевский и покинувший коллектив талантливый жонглер Б. Гаврилин не обогащают свои номера новыми трюками? А мы помним, какой успех имели их номера. Может быть, мы виноваты в том, что долгое время варьирует одни и те же образы способный артист М. Злотников? Хорошо. Мы были нетребовательны. Но вот солисты балета «Юность» Г. Волошина и Н. Трубский каждый год готовят по одному-двум новым номерам. Никто от них этого не требует. Но этого требует от них искусство с большой буквы.
Печальна судьба эстрадного коллектива «Комсомольский патруль». Выпустив две программы, коллектив фактически перестал существовать, хотя артисты где-то ездят и с чем-то выступают, не делая ничего нового. В театре «Комсомольский патруль» были способные молодые артисты эстрады Б. Владимиров, Э. Прахницкая, В. Тонков, умеющие не только «выступать», но и играть роли. Развалило театр иерархическое неравенство, так называемое «отделение» или «красная строка», которую получил Б. Владимиров, руководитель театра. Слов нет, Владимиров — хороший артист. Но в коллективе он не чувствовал себя «первым среди равных», а «самым главным». Это породило различные конфликты, и коллектив перестал фактически существовать.
Мы можем продолжить примеры, но вышеприведенных достаточно. Пора переходить к выводам. А выводы такие. На наш взгляд. Всероссийское гастрольно-концертное объединение и его творческая мастерская несколько увлекаются выпуском цельных программ типа «В жизни раз бывает восемнадцать лет» или «Осторожно, новички». Мы отнюдь не хотим сказать, что эти программы плохие. Нет, они имели успех и по достоинству были оценены зрителями и прессой. Но воспитание молодых артистов продолжается в эстрадных концертах, где они волей-неволей вступают в творческое соревнование с артистами старшего поколения. Тут уж поневоле приходится тянуться и каждый день думать о повышении своего мастерства. Это, так сказать, первое положение, хотя, повторяем, мы ни в коей мере не против молодежных программ.
Второе. И очень важное. Мне кажется, что слишком много руководят молодыми артистами, и я думаю, не вредят ли им те «вожжи», на которых их ведут очень долгое время. Следует помнить, что настоящий артист эстрады всегда должен быть художественным руководителем самого себя, требовательным и принципиальным, непримиримым к своим ошибкам. Третье. Может быть, следует перейти в воспитании молодых артистов (да и не только молодых) к практике, которая укоренилась сейчас в нашем кино —к практике творческих объединений, творческих мастерских. К сожалению, очень мало у нас на эстраде настоящих эстрадных режиссеров. И следует, пока не поздно, обратиться к опыту ведущих мастеров нашей эстрады, которые испытывают склонность к режиссуре. Может быть, имеет смысл организовать мастерские Утесова, Мирова, Менакера, Дивова, Конникова, Левенсона, Тункеля (мы пока ограничиваемся этими фамилиями) по подготовке артистов самого дефицитного и самого серьезного на нашей эстраде жанра — жанра сатиры и юмора. И пусть эти мастера подберут себе помощников из отряда молодых: Лившица, Левенбука, Злотникова, Реутова, Ткаченко. Подберут писателей, близких этим мастерам по их творческим симпатиям. Это совершенно не значит, что руководители мастерских будут выпускать, штамповать, так сказать, себе подобных. Нет, их опыт подскажет, что нужно делать, к чему нужно готовить того или иного молодого артиста. Они должны не «натаскивать» и только «делать номера», а одновременно учить молодых, готовить их к дальнейшей самостоятельной работе.
В заключение я хочу обратиться со слезной просьбой ко всем пишущим об эстраде. Дорогие товарищи критики, уважаемые товарищи рецензенты! Когда вы пишете об успехах молодых, не захваливайте их сверх меры, отдайте должное их данным, их вкусу и подождите с развернутыми рецензиями до второго их номера, до выпуска второй, а то и третьей программы. Этим вы принесете большую пользу молодым. А пока, да простят меня критики и рецензенты, некоторые рецензии, написанные в панегирическом и чрезмерно восторженном тоне, приносят не столько пользу, сколько вред, хотя и поправимый, но все-таки... И последнее: право на первые концертные эстрады. Артисты эстрады всегда в пути, всегда на «колесах». К сожалению, часто молодые артисты сразу же из студий попадают на сцены Театра эстрады или ««Эрмитажа», не проходя длинного, трудного н почетного пути по стройкам, совхозным и колхозным клубам, селам и районным центрам. А кому, как не молодым, нести свое искусство в «глубинки»? Кому, как не им, испытывать трудности, освобождать от этих трудностей старших товарищей по искусству.
Концерты на ведущих площадках должны быть своеобразным творческим отчетом перед московским зрителем о проделанной работе. Пусть молодые ближе видят жизнь, которая не должна ограничиваться знанием столичных центров и ведущих эстрад страны. Может быть, и ЦК комсомола следует по комсомольским путевкам направлять молодых туда, где они гораздо нужнее, чем в Москве, Ленинграде или Киеве.
Ф. ЛИПСКЕРОВ
Журнал Советский цирк. Январь 1965 г.
оставить комментарий