МУХА - ЦОКОТУХА
Cценарий детского сюжетного циркового спектакля по мотивам поэтических сказок К.Чуковского
«Муха - Цокотуха» и «Тараканище» Автор: Чернов Е.П.
Москва – 2000
Вступление
Нет надобности писать о необходимости детского тематического циркового спектакля. Такого спектакля, где любой цирковой номер органично вплетался бы в художественную канву всего действия и имел бы свое, свойственное своей органике место.
Поэтическую сказку К.Чуковского «Муха Цокотуха» знают и любят все дети. Маленькие герои сказки, наделенные человеческими чертами, очень близки и понятны всем нам.
Передо мной стояла задача оживить этих букашек - таракашек в цирке и благодаря артистам, которые сыграют эти всем известные молчаливые образы, дети смогут увидеть их в действии.
Так же мне хотелось оживить природу, так как она является неотъемлемой частью мира животных и служит им художественным фоном в самом действии. Это танцы кордебалета: «Танец полевых цветов», «Танец грибов», «Танец листьев».
В спектакле две темы: жизнерадостная и светлая тема маленьких жителей леса и тревожная, подчас зловещая, тема Паука и его ближайшего помощника Тараканища. Их тема достигает предельного накала, когда Муха попадает в сети.
На финал - трогательная тема Комара и Мухи, а затем радость - свадьба, которая завершается всеобщим весельем - хороводом вокруг самовара.
Сказки «Муха Цокотуха» и «Тараканище» где-то перекликаются по своей теме. В той и другой появляется надуто-зловещий персонаж и пугает всех, но храбрый герой, появившийся откуда-то, поражает мнимого страшилища.
Взяв за основу «Муху Цокотуху», я все же ввел Тараканища в спектакль и сделал его ближайшим помощником Паука. Их роли должны играть клоуны, в задачу которых входит изловить Муху. Для этого они используют всевозможные способы, но всегда их постигает неудача («Не рой яму другому...»). Начальные стихи из «Тараканища» очень органично легли на парад и начало всего действия:
«Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед...»
Чуковский сам подсказывает очередность цирковых номеров и участвующих персонажей, которые сходятся к Мухе Цокотухе на ее именины, неся подарки и сладости к чаю. Например:
«Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу.
Приходили тараканы,
Выпивали все стаканы».
После каждого трюка артисты, изображающие тараканов, выпивают чай. Муха только успевает им подливать. Или:
«Бабочка, красавица,
Кушайте варенье,
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Идет номер на проволоке. Артистка изображает бабочку, перелетающую с цветка на цветок.
Рабочие сцены - униформисты, это рабочие леса - муравьи.
Инспектор манежа - дятел, который стучит в микрофон - шишку. Его переводчиком и фактически рассказчиком, является всеми признанная лесная сплетница - Сорока.
Сценарий «Муха Цокотуха» может лчеь почти на любое цирковое представление. Предлагаемые же номера в сценарии помогут режиссеру, верно использовать определенный цирковой жанр, наиболее характерный для передачи какого либо образа.
КОММЕНТАРИИ К ОФОРМЛЕНИЮ
Ковер, в зависимости от решения художника, может быть решен как срез дерева или представлять собой огромный лист с широкой дорожкой через весь манеж из форганга и уходящей в главный проход. Дорожка разрисована под кору дерева. Это создаст впечатление, что все действующие лица сказки выходят и уходят по стволу дерева. Барьер накрыт дорожкой-скатертью. Занавеси украшены большими листьями. Программка сделана ввиде двух кленовых, сложенных вместе, листьев.
На билетерах и оркестрантах надеты легкие маски лесных животных.
Прожектора оформлены как светлячки.
Под куполом натянута огромная паутина. Колосники во многих цирках напоминают паутину.
Над оркестром Луна, прибитая гвоздем.
НАЧАЛО
1.
После увертюры звучит фонограмма лесных звуков: пение птиц, кукушки, стуки дятла.
Из главного прохода появляется униформа - муравьи, лесные рабочие. Затем выходит инспектор манежа - дятел. Он во фраке, в белой сорочке с бабочкой. На его голове хохолок и длинный нос. Он бьет носом-клювом в микрофон-шишку и раздаются стуки.
Сорока, которая внезапно появляется на сцене, служит переводчицей и фактически рассказчицей всего происходящего.
СОРОКА. Внимание! Внимание!
Начинаем наше представление!
Итак, третий звонок!
2. Танец кордебалета «Колокольчики»
Начинается представление с танца кордебалета «Колокольчики». Их головные уборы похожи на колокольчики. В руках у них тоже колокольчики. Они выбегают с трезвоном и, подчеркивая свои движения взмахом руки, начинают свой танец.
3. Парад всех животных
В параде принимают участие все герои сказок «Муха Цокотуха» и «Тараканище», но кроме злых персонажей.
4. Номер велофигуристов
Парад подхватывает номер велофигуристов. На артистах маски лесных животных, которые соответствуют стихам «Тараканища». Дятел читает в микрофон, а Сорока как эхо подхватывает каждое двустишие. (Желательно сделать песню, положив эти стихи на музыку):
Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом на перед,
А за ним комарики
На воздушном шарике,
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике,
Жабы на метле.
Едут и смеются,
Пряники жуют.
5. Появление злых персонажей - Тараканища и Паука
В разгар всеобщего веселья вдруг из главного прохода появляется Тараканище - клоун. Звучит тревожная музыка. Немая сцена. Все в страхе замирают на месте.
СОРОКА. (тихо спрашивает у детей)
Ребята, кто это?
(вместе с детьми)
Та-ра-кан!
АРТИСТЫ. (подхватывают)
Таракан, Таракан, Тараканище!
(в панике разбегаются в разные стороны)
ТАРАКАН. (шевеля усами, выбегает на середину манежа и кричит)
Погодите, не спешите!
Я вас мигом проглочу!
(он обращается не только к убегающим животным, но и к детям-зрителям)
Проглочу, проглочу,
Не помилую!
В это время гасится свет. Один прожектор дается на Тараканища, а другой на сцену. Звучит зловещая музыка. На краю сцены сидит Паук - второй клоун. Он вяжет на спицах. Множество нитей уходят в глубину сцены где, постепенно расширяясь в разные стороны, образуется сеть.
6. Реприза «Денежка»
Паук, привязав к паутине денежку, бросает ее на манеж и, усмехаясь, прячется за паутину.
Тараканище первым попадается на эту приманку. Увидя монету, он прыгает на нее, но она ускользает. Ему никак не удается схватить монету. Когда Таракан уже подбегает к паутине, то ему навстречу выходит Паук. Паук явно разочарован.
ПАУК. Это ты, Таракашка? Тьфу! Чего надо?
ТАРАКАНИЩЕ. (в испуге)
Сплети сетку для ворот. У нашей команды тараканов завтра
футбольный матч с улитками.
ПАУК. Мне некогда. Я свитер вяжу для мухи.
(оба оглядываются)
Тише!
(бросает монету на манеж)
Тараканище и Паук уходят за паутину.
ПАУК. (уходя, обращается к детям)
Если кто-нибудь из вас пикнет Мухе про монету:
«Не бери. Не бери...» - съем!
7. Номер воздушной гимнастки «Мухи Цокотухи»
Начинается номер воздушной гимнастки, которая вылетает на трапеции из главного прохода. Это Муха Цокотуха. Каждый кач сопровождается музыкальным акцентом - жужжанием. Гимнастка делает головокружительные перевороты и обрывы. Затем она ходит вниз головой, переставляя ноги-лапки из петли в петлю.
СОРОКА. (появившись в оркестровке)
Ребята, кто это?
(вслед за ребятами повторяет)
Муха, Муха
Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
В это время идет плавный спуск Мухи, которая, оказавшись на манеже, делает комплимент. Она замечает монету.
СОРОКА. Муха по полю
Пошла,
Муха денежку
Нашла.
Муха, держась одной рукой за трапецию, хочет взять монету другой рукой, но монета медленно уползает к паутине. Муха все же хватает монету и взлетает вместе с ней вверх.
Паук и Тараканище выбегают из-за паутины и начинают подтягивать к себе Муху. Трапеция с Мухой Цокотухой все ниже и ближе к ним. Звучит тревожная музыка. Но вот взмах крылом и Мухе удается вырваться на свободу. Паук и Тараканище падают.
ПАУК. Эх, сорвалась!
(говорит Тараканищу)
Назначаю тебя своим главным агентом. Проберешься со своими
таракашками к Мухе и будешь мне все докладывать.
8. Танец лесных букашек-таракашек
СОРОКА. Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Зажигается полный свет. Зрители видят на подносе-пьедестале самовар. Барьер накрыт дорожкой-скатертью с кистями по краям. Муха опускается на верх самовара, вокруг которого танцуют всевозможные букашки-таракашки. На их маленьких подносах стоят чашки и вазы с кренделями и конфетами. Букашки в танце по очереди подносят стаканы к крану самовара и Муха наливает им чай. По окончании танца угощение ставится по кругу на барьере. Таким образом зрители так же оказываются за праздничным столом.
9. Номер художественно-акробатической группы - Тараканов
МУХА. Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Со всех сторон сбегаются тараканы, во главе которых мы видим Тараканища. Тараканы - артисты номера исполняют на подносе-пьедестале художественно-акробатические пирамиды. После каждой комбинации они подбегают к барьеру и выпивают из стаканов чай. Муха только успевает им подливать.
СОРОКА. Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
По окончании номера Муха делает русский поклон и приглашает тараканов в главный проход.
СОРОКА. А букашки
По три чашки
С молоком
И крендельком.
Нынче Муха Цокотуха
Именинница!
Все букашки, которые участвовали в танеце, бегут в главный проход.
БУКАШКИ. Нынче Муха Цокотуха
Именинница!
10. Номер Улитки - каучук
Самой последней выползает в своей ракушке Улитка. Артистка исполняет, используя ракушку как пьедестал, свой номер - каучук.
СОРОКА. Вдруг видим -
Полосатая
Кибиточка
Катит.
В кибиточке рогатая
Улиточка сидит.
Везут ее проворные
Усатые жуки
И черные-пречерные
Ночные мотыльки.
Кузнечики зеленые
Идут за нею в ряд
И в трубы золоченые
Без умолку трубят.
11. Реприза - «Липучка»
Манеж опустел. Гасится свет. Звучат зловещие аккорды. На сцене раскрывается паутина. Паук пришивает к ней заплатку. Затем, вытащив из огромного сундука рулон бумаги, спускается вниз. Муравьи укатывают в главный проход поднос с самоваром. Под ним мы видим лежащего Тараканища. Он продолжает думать, что надежно спрятан. Паук, озираясь по сторонам, наступает на ногу Тараканища. Оба в испуге разбегаются. Паук выхватывает пистолет и целится, но узнав своего помощника, опускает грозное оружие.
СОРОКА. (появившись над боковым проходом)
Нынче Муха Цокотуха
Именинница!
Нынче Муха Цокотуха
Именинница!
Паук стреляет в сторону Сороки и та улетает.
ПАУК. Ну, что там?
(показывает в главный проход)
СОРОКА. (появляется над другим боковым проходом)
Тараканы
Прибегали,
Все стаканы
Выпивали.
Все ста...
Паук снова стреляет.
ПАУК. (обращаясь к Таракану)
Я тебя зачем посылал?
Тараканище виновато опускает голову. Паук подает ему рулон бумаги.
ПАУК. На вот это. Подложишь под Муху.
ТАРАКАНИЩЕ. А что это?
ПАУК. Липучка.
Паук разворачивает бумагу, на которой нарисована Муха, пересеченная двумя черными линиями.
ПАУК. Только ты все не так сделаешь. Вот смотри.
(он кладет бумагу на манеж)
Представь себе, что ты Муха. Ну, чего стоишь? Летай!
Тараканище, взмахивая руками, нелепо бегает по кругу манежа.
ПАУК. Жужжи!
(Тараканище жужжит)
А теперь садись!
Паук делает подножку и Тараканище, подлетев, плюхается на бумагу и прилипает.
ПАУК. Ну что, понял? Теперь иди!
(но Таракан не может даже встать)
Эх ты, растяпа!
Паук пытается помочь Таракану и прилипает сам. В репризе много комических положений, заключающихся в тщетных попытках Таракана и Паука выйти за пределы липучки.
СОРОКА. Нынче Муха Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые,
В них застежки золотые!
ПАУК. Ты слышал, Таркашка! Золотые! Бежим, я кое-что придумал.
Паук и Таракан с приклеенной к ногам липучкой ускакивают за кулисы.
12. Номер блошек - роликобежцев
Артисты выходят в золотых сапожках-роликах, неся такие же сапожки в подарок Мухе. (Здесь и в дальнейшем для ряда номеров можно использовать в качестве пьедестала или пола большие красочные круглые или овальные подносы.)
На финал номера роликобежцев из главного прохода появляется Муха и, принимая подарки, приглашает гостей в дом.
13. Клоунада «Печенье»
Классическое исполнение.
14. Номер Пчел - хула-хупы
СОРОКА. Приходила к Мухе
Бабушка-пчела
Мухе Цокотухе
Меду принесла.
Зажигается свет. На манеже полевые цветы. К их сердцевинам прикреплены обручи, образующие лепестки. Артистки, которые изображают пчел, по очереди срывают обручи-лепестки и исполняют свой номер с хула-хупами. Затем, после финальной комбинации, артистки снимают желтые сердцевины, в которых уложены соты с медом и дарят Мухе.
15. Клоунада «Пчелка, пчелка, дай мне меду.»
Классическое исполнение.
16. Танец кордебалета «Бабочки» и их номер на канатах – кордепарель
Кордебалет исполняет танец «Бабочек». Этот танец передает то стремительный, то замедленно-трепетный полет бабочек. Затем девушки переходят на канаты и исполняют номер - кордепарель, поднимаясь к цветку, который увенчивает верх зеленого каната-стебля. К рукам девушек прикреплены легкие, окрашенные во всевозможные цвета, крылья.
17. Реприза «Мухомор»
На манеж появляются Паук и Тараканище. Тараканище несет большой мухомор. Паук потирает руки.
ПАУК. Ты думаешь, подействует?
ТАРАКАНИЩЕ. Не знаю.
ПАУК. А ну, попробуй!
(Тараканище бросает гриб и в страхе отбегает)
Что же ты, Таракашка, испугался?
(многозначительно поднимает палец)
Это же мухо-мор! Мухо! Понятно?
Паук откусывает кусочек и в изнеможении падает. Тараканище подбегает к нему, проверяет пульс и, всплеснув руками, достает сотовый телефон.
ТАРАКАНИЩЕ. Срочно скорую помощь! Отравление!
Он оказывается не только Мухомор, но и
Паукомор!
Раздается сирена скорой помощи. Выбегают несколько муравьев в белых шапочках с красными крестами. Они несут носилки.
ТАРАКАНИЩЕ. Сюда! Сюда!
Муравьи-санитары, несколько раз уронив Паука, кладут его на носилки и уносят. Тараканище бежит вслед. Опять слышна сирена.
18. Номер бабочек на тройной проволоке
МУХА. Бабочка, красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
В руках у Мухи ваза с вареньем. Идет групповой номер на проволоке. У форганга стоит мостик, от которого веером расходятся через весь манеж три проволоки. Мостики, каждый из них, представляют собой сердцевину цветов, листьями которых служат веера. Артистки поочередно срывают их и, исполнив пробежку-танец на проволоке, прикрепляют к мостику у форганга. К концу номера этот мостик превращается в огромный красочный букет и создается впечатление, что артистки-бабочки перелетают с цветка на цветок. Затем они сходят вниз и преподносят Мухе в подарок образовавшийся букет.
19. Реприза «Идеальное средство»
На манеж выходит Тараканище. У него очень деловой вид. Он несет огромный баллон, на котором нарисована Муха, преречеркнутая двумя черными линиями. С другой стороны надпись «Идеальное средство против всех мух с позолоченным брюхом». Тараканище громко для всех читает эту надпись. Затем он ставит баллон на середину манежа и разматывает резиновый шланг с распылителем на конце.
ТАРАКАНИЩЕ. Пока Паук в больнице, я сам справлюсь с этой Мухой.
Тараканище открывает кран и из баллона раздается шипение. Тараканище кашляет и вовремя закрывает кран. Тогда он достает из бокового кармана противогаз и надевает. Не успокоившись на этом, он затыкает уши ватой. Все в порядке, можно начинать. Тараканище снова открывает кран и начинает распылять средство по всему залу. Слышится шипение. Униформисты-муравьи, зажав рот, разбегаются кто куда. То, что кричит появившаяся на сцене Сорока, Тараканище не слышит, так как у него заткнуты уши.
СОРОКА. Внимание! Внимание!
Всем! Всем! Всем!
После продолжительного лечения от отравления
Паук выписался из больницы!
Внимание! Внимание!..
Закашлявшись, Сорока улетает, спеша разнести «радостную» весть по всему лесу.
Тараканище продолжает распылять. В это время из форганга, наслаждаясь лесным воздухом, выходит Паук. Он в недоумении смотрит на Тараканища, который, увидя своего друга через очки противогаза, продолжает распылять, направив струю на него. Паук задыхается и медленно оседает. Таракан, озабоченный случившимся, склоняется над Пауком, продолжая держать распылитель у его лица. Вдруг раздается сирена. Выбегают муравьи в противогазах и милицейских фуражках. Таракан показывает на Паука, но муравья кладут на носилки баллон и уносят. Раздается сирена. Так как конец шланга в руках у Тараканища, он ускользает вслед за отъезжающей машиной. Паук, еле держась на ногах, уходит за кулисы.
20. Ложный эпилог
Именины Мухи.
На середине манежа большой самовар. Из главного прохода выходят все гости. Впереди этого шествия идет сама Муха. Она поднимается на самовар, а гости окружают ее и танцуют хоровод.
ГОСТИ. Нынче Муха Цокотуха
Именинница!
Вдруг веселый мотив музыки прерывается зловещими аккордами. На сцене раскрывается паутина. Из-за нее появляются Паук и Тараканище. Они набрасывают на Муху петлю-лассо и начинают тянуть к паутине. Все гости в страхе разбегаются кто куда. Муха тщетно обращается к ним за помощью.
МУХА. Дорогие гости,
Помогите!
Паука-злодея
Зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас!
Не покиньте меня
В мой последний час!
Паук и Тараканище, притягивая к себе Муху, произносят по очереди текст, который звучит как издевательство над испугавшимися букашками.
ПАУК. Что, жуки-червяки,
Испугалися!
По углам, по щелям
Разбежалися!
ТАРАКАНИЩЕ. А букашки под кровать,
Не желают воевать!
И никто даже с места не сдвинется!
ПАУК. Пропадай!
Погибай!
Именинница!
ТАРАКАНИЩЕ. (усмехаясь)
А кузнечик!
А кузнечик!
Ну совсем, как человечек!
Скок! Скок! Скок! Скок!
За кусток, под мосток,
И молчек!
ПАУК. Пропадай!
Погибай!
Именинница!
Муха уже в паутине.
СОРОКА. Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик.
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Артист-жонглер, исполняющий роль комарика, появляется сверху и летит с криком прямо к паутине.
КОМАРИК. Где убийца?
Где злодей?
Не боюсь его когтей!
Комарик подлетает к паутине и хочет освободить Муху. Но Паук останавливает его.
ПАУК. Стой! Вызываю тебя на бой!
Победишь меня - Муха твоя!
21. Реприза «Бой на рапирах»
Паук и Комарик надевают защитные маски. К их спинам прикрепляют сигнальные провода. Тараканище выступает в роли судьи. Он, естественно, подсуживает Пауку, который пользуется запрещенными приемами.
В клоунаде много комических ситуаций и положений. Например, Паук надевает маску задом наперед, выхватывает из-за пояса кинжал, удлиняет рапиру, как антенну, а Тараканище в свою очередь придерживает Комарика за сигнальный шнур и т.п.
Но все же поединок заканчивается в пользу Комарика, который поражает своего соперника и освобождает Муху, разрубив паутину.
22. Номер жонглера - Комарика
Своей виртуозностью Комарик покоряет Муху и всех лесных букашек, которые, осмелев, постепенно выползают из своих убежищ. Закончив последний трюк, Комарик подходит к Мухе и встает на колени.
КОМАРИК. Я злодея зарубил!
ВСЕ. Зарубил!!!
КОМАРИК. Я тебя освободил!
ВСЕ. Освободил!!!
КОМАРИК. И теперь душа-девица,
На тебе хочу жениться!
Звучит фонограмма хора:
Слава, слава Комару
Победителю!
Слава, слава Комару
Победителю!
На манеж выходят музыканты с масками различных животных. Они играют и поют веселую песню, под которую вслед за Мухой и Комариком, танцуют все букашки-таракашки.
23. Песня и всеобщий хоровод вокруг самовара
Веселится народ -
Муха замуж идет.
За лихого, удалого 2 раза
Молодого Комара!
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра!
Нынче Муха Цокотуха 2 раза
Именинница!
24. Номер прыгунов - кузнечиков
К всеобщему веселью присоединяются прыгуны - кузнечики. Идет их номер, который завершает все представление.
25. Эпилог
Здесь участвуют все действующие лица. Мы видим Муху Цокотуху, танцующую с Комариком, и, не отстающих от них, букашек-таракашек. К всеобщему хороводу присоединяются и зрители.
КОНЕЦ