Мы рядом
Акробаты, фокусники, клоуны, жонглeры сменяли друг друга. Тишина в зале то и дело взрывалась аплодисментами, смехом, возгласами.
Мы на концерте лауреатов Всесоюзного смотра творческой молодежи Народного цирка Дворца культуры имени H. K. Крупской. Юные артисты волнуются: как примут их сегодня зрители? Зрители принимали хорошо.
На фото. Юные иллюзионисты С. Гурин и С. Иван
Народным цирком ДК имени Крупской руководят два человека — супруги Аркадий Харитонович Кругман и Мария Николаевна Самолетова.
Цирк существует тридцать пять лет. Когда-то Аркадий Харитонович и Мария Николаевна здесь занимались, сделали Совместный номер, потом ушли на профессиональную сцену, стали лауреатами 1-го Всероссийского конкурса артистов эcтрады, затем вернулись сюда педагогами.
Мы разговариваем c Аркадием Харитоновичем. Он вспоминает свою молодость, рассказывает о своих воспитанниках.
Дверь приоткрылась, и в кабинет несмело вошла большеглазая девушка лет семнадцати.
— Разрешите? Я бы хотела узнать, можно ли к вам записаться?
— Как тебя зовут? — спросил Аркадий Харитонович. Наира? Послушай, Наира, сейчас уже март, скоро лето, каникулы. Может, придешь в сентябре, начнешь вместе со всеми новичками?
На фото. Акробатическое трио. И. ЧЕТВЕРЯКОВ, B. КУЦЕНКО, Ю. ШАМШЕНКОВ
— A сейчас никак нельзя? Ну пусть не заниматься, просто смотреть. Мне очень хочется.
— Ладно. Что c тобой поделаешь? Приходи в понедельник к пяти часам. Прихвати спортивный костюм и какие-нибудь тапочки. Постой, a почему ты именно к нам захотела? Занималась раньше?
— Нет. Я ваш концерт видела, и ребята знакомые рассказывали...
Девушка попрощалась, осторожно прикрыла за собой дверь.
Итак, их теперь будет не сто, а сто один человек.
Какие качества нужны, чтобы стать артистом цирка? Сила, ловкость, смелость, артистичность, музыкальность, гибкость, трудолюбие, терпение... И еще многое другое. Имеется ли хоть одно из них y девушки, которая пришла сегодня, этого, на мой взгляд, Аркадий Харитонович знать не мог. Но это его как будто не интересовало. Как же так? B любом кружке, прежде Чем принять, человека «пробуют», a здесь берут всех. Принцип — не отказывать никому. И не потому, что не хватает ребят: численность этого коллектива превышает все нормы чуть ли не в два раза.
Аркадий Харитонович и Мария Николаевна рассуждают так: если мы откажем, ребенок пойдет на улицу, в подворотню или, в лучшем случае, к телевизору. Они берут тех, кого не берут нигде: девочку c искривлением позвоночника, мальчика, похожего на крючок — от сутулости, и мальчика, такого неуклюжего, что даже стулья, попадающиеся ему на пути, не могут удержаться на ножках. Ребенок начинает заниматься, и выпрямляется позвоночник, выравнивается осанка, ребенок становится гибким, сильным, стройным. Уже из-за одного этого игра стоит свеч. A насчет артистических способностей... Они уверены: какие-то способности, пусть минимальные, есть y каждого, только нужно их разглядеть и развить.
Конечно, иной раз ребенок так «зажат» и так не верит в себя, что разгадать его трудно. Но терпения педагогам не занимать. К тому же новички начинают c обязательного — c акробатики, и, пока осваивают ее премудрости, глядишь, и проглянет что-то индивидуальное.
Вот, например, Андрей. Пришел к ним физически подготовлeнным; учился в специализированном спортивном классе, был ловким, сильным, в акробатику вошел быстро. Но увидели в нем еще и другое. Чувство юмора. Этот умный развитой парень не боялся быть смешным — бесценное свойство для коверного. Сейчас Андрей выступает во многих номерах, но лучше всего его принимают в клоунаде.
На фото. Акробатический этюд. НАТАЛЬЯ и НИКОЛАЙ ЛУКАШЕНКОВЫ
A вот c Сашей было совсем иначе. Он занимался уже несколько лет. Способности к акробатике проявились сразу, a трудолюбие и настойчивость сделали остальное. Но то, что он музыкален, что может петь, читать стихи, обнаружилось совсем недавно. Теперь c ним занимаются специально, надеются, что он станет хорошим ведущим.
Если не асе из ребят могут похвастаться пятерками, то большинство из них отличается собранностью, умением планировать свое время и... манерами. Вежливость, доброжелательность, внимание друг к другу здесь норма.
Но вот ребенок преодолел страх, научился делать сальто-мортале и на руках ходит просто для удовольствия. Ему кажется, что он уже все умеет, a все только начинается.
Начинается нудная и бесконечная доводка каждого движения. Здесь педагоги не знают пощады: они требовательны — каждый по-своему. Аркадий Харитонович может вспылить. Мария Николаевна всегда спокойна, но принцип y них один: если ты выходишь на сцену, не важно, сколько тебе лет. Ты артист и должен работать не просто хорошо — отлично. Эту бесспорную для них истину они доказывают снова и снова каждому новичку.
B этом у них есть помощники. Те, кого они называют старшими. Это взрослые, они в коллективе уже много лет, для них гласные и негласные его законы имеют несомненную ценность. Это высший суд коллектива, чье слово — решающее.
Есть в коллективе несколько «кругов» — возрaстных групп. Но старшие опекают младших. Сегодня, когда у многих детей часто мет ми братьев, ми сестер, это ценится особенно высоко.
A еще есть общение особого рода — c артистами.
Из этого цирка на профессиональную сцену вышло около пятидесяти человек. Многие из них не забывают коллектив, в котором начинали. Приходят старые друзья Аркадия Харитоновича и Марии Николаевны. Смотрят номера, дают советы и дарят подарки. Танц-жонглеры братья Жерве подарили свои булавы, фокусница Нина Загребина — реквизит, акробат Геннадий Кулаков — костюмы.
Есть вещи, ценность которых могут помять только артисты. Например, конферансье Олег Александров передал ведущим Саше и Андрею свои тексты и куплеты. Бескорыстные эти дары многому учат.
...Взлетают вверх булавы и мячи, выстраиваются сложные пирамиды, неутомимые куклы-неваляшки вертятся на полу. Идет очередная репетиция.
П. СОЛОВЕЙ
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1986 г.
оставить комментарий