Н.Э. Бауман: Путь к алгебре циркового трюка
Последний раз на арене цирка Николай Эрнестович Бауман выступил в 1947 году. С тех пор он отдает свои силы, знания преподавательской и режиссерской деятельности в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. Он нашел свое второе призвание в воспитании молодого поколения артистов.
Сегодня инспектор манежа не объявляет имени Баумана, и все же без его участия, пусть, так сказать, косвенного, не обходится почти ни одно представление в наших цирках. За двадцать лет работы в училище им подготовлено около семидесяти номеров. Ему во многом обязаны своими успехами такие артисты, как Л. Осинский, Р. Манукян, В. Голиков и Э. Анзорге, Грачевы, Андроновы, Костюк и другие талантливые мастера арены.
Семьдесят — это не так уж мало, если учесть, что на подготовку одного номера уходит обычно не менее двух лет. Ведь преподаватель получает, как правило, «сырой материал» и одновременно с созданием нового номера формирует артистов. О многих номерах, поставленных Бауманом, можно сказать: «Такого еще не было на арене».
Николай Эрнестович не очень возражает, когда кто-то заимствует его творческие находки. Но повторять даже себя он не любит и всякий раз, получив очередную группу воспитанников, ищет новые трюки, проектирует иной реквизит.
Однако семьюдесятью номерами не исчерпывается вклад Баумана в советское цирковое искусство. В 1962 году вышла его книга «Искусство жонглирования», а через год другая — «Эквилибристика». Сейчас вряд ли найдется исполнитель, работающий в этих весьма распространенных цирковых жанрах, который в какой-то степени не использовал бы книги Баумана. Большим подспорьем служат они и любителям цирка — участникам художественной самодеятельности. Об этом красноречиво говорят многочисленные письма, которые получает автор.
«Уважаемый Николай Эрнестович! — обращается к нему паренек из Оарого Оскола. — Я увлекся жонглированием и сейчас хорошо жонглирую четырьмя теннисными мячами и четырьмя фанерными кольцами. А что делать дальше, не знаю. Прошу Вис написать, какой трюк мне осваивать теперь, как организовывать занятия, в общем помогите мне советом. Я слышал о Вашей книге «Искусство жонглирования», но ее у нас нет».
Н. Зиновьев из города Дзержинска пишет, что он регулярно ездит в Горьковскую областную библиотеку, чтобы там прочитать и законспектировать несколько страниц из «Эквилибристики». Зиновьев просит Баумана помочь ему достать книгу.
Не каждому, даже большому мастеру, дано умение обстоятельно и глубоко, с пользой для других раскрыть свою творческую лабораторию. Иной артист, поражает зрителей виртуозностью исполнения трюков, а попроси его рассказать, как это делается, — он не сможет. Бауман сумел раскрыть алгебру трюка и донести ее до читателя. Он расчленил трюки на
составные элементы и описал каждый элемент в отдельности и вместе с тем — в сочетании с другими. Бауман по-режиссерски ясно представляет взаимодействие каждого исполнителя группового номера. В книгах изложен и многолетний опыт самого артиста и режиссера, и опыт его коллег, и лучшее из опыта старых мастеров русского цирка, с которыми автор непосредственно соприкасался.
Книги Баумана много выиграли еще и оттого, что в подготовке иллюстраций принял участие автор. По его эскизам художники выполнили рисунки. В каждом из многочисленных рисунков чувствуется движение, динамика. А по-настоящему уловить динамику трюка может лишь тот, кто сам его исполнял, кто сотни, тысячи раз видел режиссерским глазом, как это делают другие.
Все это вместе взятое и сделало книги Баумана популярными как среди артистов, так и среди участников цирковой самодеятельности.
В тот день, когда мы беседовали с Николаем Эрнестовичем у него дома, почтальон принес ему сразу три письма из-за рубежа. Из Чехословакии пишут цирковые артисты, которым Бауман помог в свое время режиссерски оформить номер. С тех пор между ними завязалась дружба. Он бывал у них в гостях, они приезжали в Москву. Другое письмо — от лейпцигских издателей. Они сообщают, что перевели на немецкий язык обе книги Баумана и собираются их печатать. Работники издательства «Искусство и общество» столицы ГДР просят Николая Эрнестовича написать большую статью для книги «Артисты, их работа и искусство».
У Николая Эрнестовича много друзей за рубежом. Письма приходят к нему из Индии, Бирмы и других стран. А это значит, что Бауман вносит свою лепту не только в развитие советского цирка, но и помогает развитию мирового цирка.
Советская цирковая школа существует — этот фзкт вряд ли нуждается в подтверждении. Но слаба пока ее теоретическая база. И то, что сделал Николай Эрнестович Бауман, создавая алгебру трюка, — лишь начало. Однако начало положено! И хочется верить, что у Баумана будут последователи, которые раскроют алгебру трюков своих жанров и сделают их достоянием всех цирковых артистов.
А. СПИРИН
оставить комметарий