На манеже юности
33-й раз выпускает Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) своих питомцев на манежи страны.
В этом году после длительного перерыва здесь возобновлены представления студентов перед публикой. Покидая стены училища, выпускники показывают москвичам, чему они научились за четыре года пребывания в ГУЦЭИ. ...Все места учебного цирка заняты. Гаснет свет. Программа начинается. Раздаются праздничные звуки оркестра. Впрочем, оркестра нет: его заменяет рояль. Это, пожалуй, единственная условность. Короткое вступление. Очень короткое.
В нем вспоминаются старые мастера Владимир и Анатолий Дуровы, Виталий Лазаренко, традиции которых хранит училище. Выпускник, загримированный под Лазаренко — косая бровь, кок взбитых волос, незабываемый двухцветный костюм, — делает с разбега прыжок через воображаемых лошадей. Парад выпускников. Недаром программа называется «На манеже юности»: жизнерадостные молодые артисты и даже дети — воспитанники училища, тоже будущие артисты.
На фото. Баланс на лестнице в исполнении В. Агеева, Л. Бонашко и Н. Долговой
Значительная часть выпускников — акробаты. И это естественно. Нельзя не увидеть, что училище выпускает акробатов высокого класса. Многие из них как бы «вскользь», никак не подчеркивая, делают двойное сальто, а ведь когда-то, а дореволюционном цирке, при этом останавливали оркестр и раздавалась барабанная дробь. Выпускники демонстрируют арабские прыжки, разнообразные — с поджимом ноги, руки, с выдумкой, в прекрасном темпе, эти прыжки в программе даже не отмечаются, а как бы «сами собой разумеются». «Гимнастический номер» С. Денисова, Э. Леоновой и Г. Летко (режиссер-педагог Ю. Мандыч) легкий, без ложной красивости и тени напряжения, ритмичный. Как будто развлекаясь, артисты показывают хорошую технику.
Легко исполняют баланс на лестнице В. Агеев, Л. Бонашко и Н. Долгова (режиссер-педагог 3. Гуревич) и эквилибр на мачте О. Воронцов и Ю. Кручинкин (режиссер-педагог Г. Аркатов). Удачная и хорошо продуманная аппаратура помогает молодым артистам эффектно показать свое искусство.
Особо следует остановиться на «эксцентрических этюдах» А. Бадова и Э. Колыхалова (режиссер-педагог С. Каштелян). У них прекрасные природные данные, позволившие создать запоминающиеся «маски»: живого, вечно в движении Бадова и флегматичного и уравновешенного Колыхалова. Их основной реквизит — громадный контрабас и скрипка. Жанр — фантастический гротеск, эксцентрика, полная остроумных выдумок. Контрабас предельно обыгран. Он служит то трамплином для эксцентрических прыжков и даже для «полетов», то станком для упражнений, в которых и сам он как бы участник. Выступление Бадова и Колыхалова — это хороший творческий гротеск, полный выдумки, остроумный и тонкий. «Эксцентрические этюды» — готовый, «зрелый» номер. Прекрасен «акробатический полет» восьми выпускников — В. Горюновой, В. Губера, А. Денисенко, М. Зингера, А. Носенкова, Ю. Осипова, В. Рябова и Н. Тарасова (режиссер-педагог И. Маликов). Этот номер хорошо поставлен композиционно.
В программе также участвовали студенты и стажеры приехавшие учиться в ГУЦЭИ из Монгольской Народной Республики. Среди них можно отметить акробатов Церендаваг и Пунцага, акробатов-вольтижеров Дамдина, Ишжамца, Шарводоржа и Миджит и эквилибристку на проволоке Гомбосурен. Конечно, еще нужно время, чтобы на манеже новые номера «притерлись», чтобы абсолютно исчезли стыки и швы, «автоматизировался» ритм, короче — чтобы номера окончательно «дозрели» во время работы. Училище дает все, что надо выпускникам, — любовь к цирку, мастерство, аппаратуру и костюмы. Оно воспитывает и вкус. Но многое могут сделать только сами выпускники.
Перешагнув барьер учебного манежа, питомцы ГУЦЭИ вступают в большую жизнь. Их ждут цирки и зрители, годы труда и творческого дерзания.
И. УРАЗОВ
На фото.
Номер Н. Тепловой — «Танцы на проволоке»
«Воздушные гимнасты» под руководством С. Денисова
Эксцентрический этюд А. Бадова и Э. Колыхалова
Журнал Советский цирк. Август 1963 г.
оставить комментарий