На положении казанской сироты
Кто не знает, как мучительно долго тянется время, когда человек сидит без дела. В полной мере это испытывает молодой мастер казанского строительного треста № 1 И. Карташов.
Засунув руки в карманы брюк, он в сотый раз скучающим взглядом осматривает «прорабскую» — маленькую, неприхотливо обставленную комнатушку, Занять себя ему решительно нечем: на стройке нет ни одного рабочего. А часы, словно назло, тикают, кажется, все медленнее и медленнее. В самом деле, время будто остановилось здесь, в центре Казани, где весной 1985 года началось сооружение нового цирка. Все так же, как и много дней назад, на строительной площадке царит тишина, все так же одиноко торчат из земли три незабитые сваи, а неподалеку сиротливо лежат несколько бетонных плит. Только яркую зелень весенней травы сменила белизна январского снега.
Что же случилось со стройкой, почему она сразу же, чуть ли не с момента появления на свет, попала в разряд отстающих? Это тем более удивительно, что в столице Татарии любят цирковое искусство. Существующий здесь многие десятилетия старый цирк всегда хорошо посещался. Теперь «ветеран» отслужил свое, и на смену ему должно прийти современное, благоустроенное здание. Это в Казани все хорошо понимают. Всем хочется, чтобы новый цирк как можно скорее вступил в строй. И поначалу казалось, что новостройке обеспечена зеленая улица. Но в действительности все обернулось иначе: благие пожелания не были подкреплены конкретными практическими делами.
Осложнения начались с выбора проекта. Казанские товарищи никак не могли подобрать подходящий образец: существующие типовые проекты требовали, по их мнению, серьезной переработки. Началась долгая переписка с Москвой, перемежаемая всевозможными совещаниями, встречами, переговорами. Так прошло почти два года! В конце концов переделывать один из типовых проектов пришлось все же Татарграждан-проекту (директор У. Алпаров). И вот тут-то выяснилось, что нужных специалистов эта сравнительно маломощная организация почти не имеет: изготовление чертежей затянулось на долгие месяцы. Посильную «лепту» внесли и строители. Воспользовавшись задержкой некоторых чертежей, управляющий трестом № 1 Главсред-волжстроя В. Опокин приостановил все работы, а рабочих перебросил на другие объекты. Но ведь этого можно было и не делать: имевшаяся документация вполне позволяла вести работы на отдельных участках стройки. В частности, можно было начать забивать сваи, прокладывать коммуникации, сооружать подсобный корпус. Здесь же предпочли другое: вообще прекратить всякие работы. Странно, что к такому решению равнодушно отнеслись руководители городских строительных организаций.
— Времени впереди еще много, успеем, — заявляет, например, главный инженер Управления капитального строительства Казанского горисполкома Ю. Баранников. — А нужно будет — поднажмем...
В результате, стройка фактически заморожена. Между тем график строительства никак не предусматривает таких незапланированных «пустот». Объем работ, которые необходимо выполнить, очень велик, и каждый потерянный сегодня месяц неизбежно приведет потом к лихорадочной спешке, штурмовщине. Сейчас наступил новый, 1966 год. Он должен быть для строителей Казанского цирка решающим. Нельзя дальше мириться с тем, что стройка остро нуждается в механизмах, материалах, квалифицированных рабочих. Но более всего она нуждается в повседневном, неослабном внимании городских организаций. Новый цирк нужен Казани, и его сооружение должно быть завершено в срок — к 50-летию Советской власти.
Но новый цирк, как известно, сооружается не только в Казани. Какова же общая картина строительства? В ряде мест дела идут неплохо: перевыполнен план строительных работ в Луганске, Перми, Донецке, Кривом Роге и некоторых других городах. Однако в целом по стране сооружение новых цирков ведется неудовлетворительно. Вместо запланированных пяти миллионов рублей освоены только три. Что и говорить, печальные итоги. Это случилось прежде всего из-за несвоевременного освобождения строительных площадок от подлежащих сносу ветхих зданий, задержек с выдачей проектно-техни-ческой документации ( в этом немалая доля вины Гипротеатра и его директора В. Дюро). Немногим лучше, чем в Казани, идут дела в Уфе, Куйбышеве, Новосибирске, Волгограде. Местные городские организации безразличны к нуждам строителей цирков, не контролируют ход работ.
Такое положение тем более вызывает тревогу потому, что в нынешнем году объем строительства цирков значительно возрастает. Работы будут вестись уже в 30 (!) городах. Должно быть освоено около десяти миллионов рублей, то есть в три раза больше, чем было израсходовано в 1965 году. Надо ли говорить, как это повышает ответственность строителей за порученное дело. Руководителям исполкомов тех городов, где сооружаются цирки, необходимо напомнить об одном немаловажном обстоятельстве. Строительство цирков осуществляется за счет ссуды Стройбанка СССР, выданной на три года — до конца 1967 года. Если к концу этого срока цирк не будет готов и средства полностью не использованы, ссуда автоматически не продлевается. И тогда может случиться так, что незавершенное здание не на что будет достраивать. Об этом обязаны помнить работники всех организаций, отвечающих за строительство. Потерянное время может стоить слишком дорого!
И, наконец, последнее. Примерно год назад в управлении Союзгосцирка создан специальный отдел нового строительства. Возглавляет его опытный инженер-строитель М. Вениаминов. За первые месяцы своего существования отдел сделал много полезного. Однако в целом его деятельность пока еще малоэффективна. До знаменательной даты —50-летия Советской власти — осталось немногим более полутора лет. Время не ждет: дорог каждый день, каждый час. Больше организованности, выше темпы работ — такова главная задача, которая стоит сегодня перед строителями новых цирков.
А. БАСМАНОВ, спецкор журнала «Советская эстрада и цирк»
Журнал Советский цирк. Февраль 1966 г.
оставить комментарий