Над манежем воспарят орлы
Дрессировка птиц, особенно хищных — орлов, коршунов, — меня привлекала давно. Еще выступая с номером «эквилибр» в бригаде артистов Новосибирской группы «Цирк на сцене», я несколько раз приобретал птиц и начинал их дрессировку.
Но частые переезды не позволяли довести начатое дело до конца. На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве я был удостоен звания дипломанта. Вскоре вместе с партнершей Аллой Гавриловой стал демонстрировать номер «эквилибр» на манежах стационарных и передвижных цирков. Однако меня по-прежнему не оставляла мечта создать номер с орлами, какого еще нет у нас в цирке. Начал с того, что подготовил двух птиц и ввел их в свой номер.
Но это была только проба сил, начало. Сейчас приступил к подготовке более интересного и сложного номера — «Игра с орлами». На манеже будет демонстрироваться не менее двенадцати птиц: орлы с двухметровым размахом крыльев, беркуты, коршуны, ястребы. Номер строится так, чтобы в нем органически сочетался показ дрессуры хищных птиц с элементами акробатики и эквилибристики. Хочется решить его в сказочном фольклорном стиле. Мне представляется, что в номере найдут отражение мотивы народного творчества моей родины — Чувашии, будут использованы характерные национальные костюмы, лук, стрелы, колчан и т. п. Сценарий предлагает такое начало. Рассвет, на манеж ложатся первые лучи солнца. Слышится пение проснувшихся птиц (их голоса воспроизводит магнитофон). Вылетает сорока, носится над манежем, трещит. Наконец появляются красавцы орлы и тяжело опускаются на сучья дерева. Выходят охотник и его подруга, неся в руках беркутов с алыми колпачками на головах.
Охотник вскидывает лук, пускает стрелу. Тотчас же ему на руку опускается сорока. Затем следуют трюки. Например, на лбу балансируется перш с птицей, затем — с двумя птицами, причем одна сидит на спине у другой. Устанавливается подкидная доска, удар — и коршун, подброшенный доской, взлетает на перекладину. Затем «отбиваю» ему на спину сокола, потом третью птицу: получается своеобразная птичья «колонна из трех». Партнерша, как антипод, вращает палку с двумя орлами. Я и партнерша — в стойке на руках, а коршун перелетает с моих ног на ее и обратно. Вводятся юмористические моменты. К примеру, предлагаю орлу кусок мяса и будто случайно роняю лакомство; затем достаю платок, чтобы вытереть руки, но орел выхватывает его клювом и бросает на ковер — отомстил! Думается, перечисленные трюки уже дают некоторое представление о характере номера, который мы сейчас репетируем.
Несомненно, выступления станут интереснее, если охотник будет выезжать верхом на лошади и часть номера проводить, находясь в седле. Лошадь сможет копытом ударять по подкидной доске, вертеть карусель, на которой сидят птицы, и т. Д. Неплохо было бы включить хищных птиц других континентов: кондоров, грифов. Короче говоря, замыслов и дел очень много. Сейчас идет упорная, кропотливая работа. Верю, что номер «Игра с орлами» получится ярким и интересным.
Г. ГАВРИЛОВ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1965 г.
оставить комментарий