Народный шут Виталий Лазаренко
Чем в более далекой перспективе видится замечательный советский цирковой артист Виталий Ефимович Лазаренко, тем яснее становится его огромное значение в истории нашего цирка и в истории всего советского искусства.
То, что сделал Лазаренко, — огромно. Право, до сих пор некого поставить с ним рядом как циркового сатирика и публициста. Этот артист убедительно сочетал остроту и злободневность содержания исполняемых вещей с цирковой формой их подачи. Ему многие пытались подражать, но безуспешно, так как брали за образец то, что для него было все-таки второстепенным: мастерские прыжки через препятствия, акробатические трюки, даже костюм и грим. Но забывали о главном: о его общественном темпераменте, умении вмешиваться в события современности, поддерживать с арены все значительное, передовое, что рождалось в жизни, осмеивать уходящее, реакционное. Лазаренко нравился не всем. И тех, кто приходил в цирк только развлечься, посмеяться над кривлянием клоунов, он даже раздражал тенденциозностью своего репертуара, тем, что прославлял революцию и клеймил ее врагов. Но именно благодаря этому он пользовался успехом у большинства зрителей, его номер был гвоздем программы.
У Лазаренко было трудное детство. Ему исполнилось всего восемь лет, когда умер его отец-шахтер. С горя запившая мать отдала мальчика в обучение к директору цирка М. И. Котликову. Что только не приходилось ему делать там: и осваивать трудную цирковую премудрость, и покупать на базаре продукты для всей труппы, и чистить картошку, и трясти манежные ковры, и играть в оркестре на большом барабане, и обтирать потных лошадей после представления, и выходить по нескольку раз в день на выстроенный перед цирком балкон, чтобы вместе с другими артистами зазывать публику, и петь в цирковом хоре. Участвовал к тому же Виталий в сборке и разборке цирка при переездах из города в город. И за всю эту работу Лазаренко не получал ни копейки. Он служил у хозяина только за харчи. Вместе с другими учениками мальчик спал на арене, для тепла закатываясь, почти как Аркашка Счастливцев, в большой ковер. Труппа была невелика — каждый человек на учете. И Лазаренко вскоре стал исполнять акробатические и гимнастические номера, танцевал на лопатах и исполнял роль коверного клоуна, забавляя публику в паузах.
Переезжая из города в город, из села в село, видя нищету народа и роскошь богачей, произвол полиции и взяточничество чиновников, он чувствовал, что обо всем этом стоило бы сказать с арены. Но пока еще не знал, как это сделать. В 1906 году учение кончилось. Лазаренко перешел в большой цирк Первиля, там он встретился с приехавшим на гастроли Анатолием Дуровым. Его потрясли смелые монологи, дерзкие шутки прославленного артиста, направленные против власть имущих. Хотелось и самому исполнить нечто в таком же роде. Но где взять репертуар? В этом ему помог молодой, революционно настроенный рабочий. Вместе они сочинили такой монолог.
— Скажите, — спрашивал Лазаренко, — вы знаете, какая разница между часами и казаками? Не знаете?.. Так вот, во время погромов казаки стояли на часах, а после них часы оказались на казаках.
Политический смысл этой репризы станет ясен, если вспомнить, что в период революции 1905 года царское правительство заставляло казаков нести полицейскую службу, помогать погромщикам. Выступая во время первой мировой войны в Московском цирке братьев Никитиных, Лазаренко комментировал номер факира Мака Нортона, глотавшего рыб и лягушек. Он говорил:
— Вот так же и наши военные интенданты глотают солдатские шинели и сапоги.
А в дни Февральской революции артист читал стихи, заканчивающиеся такими строчками:
«Дрожат цари, когда идет свобода,
Но клоуну нечего дрожать,
Он из народа, для народа —
С него короны не сорвать».
Потом он прыгал на надутый бычий пузырь, тот с треском лопался, а Лазаренко говорил: «Вот так и старый режим». Но Февральская буржуазно-демократическая революция мало что изменила в положении России. И тогда Лазаренко обратил свою сатиру против тех, кто продолжал угнетать народ. В журнале «Обозрение театров» появилась заметка о большевистском клоуне Лазаренко, которому пора закрыть рот. Так артист в злобном окрике буржуазного журнала получил высокую оценку своего творчества. Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Лазаренко, не задумываясь, отдал ей на службу свой талант. В 1918 году он первым из цирковых артистов отправился на фронт для обслуживания красноармейцев. Выступал прямо на полянах, исполнял злободневные шутки, направленные против белых генералов и тех, кто их поддерживал. Артист вспоминал: «Я читал сатирический монолог и прыгал через военные повозки и полковые кухни. Однажды по нашей просьбе нам разрешили выступать на передовой линии. Нам не повезло, и мы попали в разгар боя. Не без труда выбрались в тыл, но сейчас же двинулись дальше».
Возвратившись в Москву, Лазаренко, в отличие от многих своих коллег, предпочитавших выступать с традиционными антре, сразу начал готовить новый репертуар. Он не ждал, когда ему принесут готовые вещи, а сам обращался к писателям, предлагал им темы, участвовал в их разработке, спорил, доказывал, соглашался, добивался того, что современность все чаще приходила на цирковые арены. В. В. Маяковский, пользуясь консультацией клоуна, подготовил для него обозрение «Чемпионат всемирной классовой борьбы». В нем Лазаренко играл роли Арбитра и Революции, вступающей в схватку с Антантой — союзом буржуазных государств, стремившимся уничтожить Советскую Россию.
Рекламный прыжок В. Е. Лазаренко в ЦПКиО имени М. Горького
Уже в первые годы революции артист утвердил вместе с художником Б. Эрдманом новую маску, а вместе с тем и новую форму подачи своих номеров. Двухцветный костюм, шапочка, мягкие, удобные для акробатических упражнений двухцветные ботинки, взбитый над лбом чуб, высоко при помощи грима подтянутые брови — все это придавало облику Лазаренко необычайный и удивительно свежий вид. В ярких красках костюма, в задорности чуба ощущались молодой оптимизм, решительный отход от цирковых штампов. И в то же время внешний облик Лазаренко был чем-то близок к исканиям революционных художников новой России. Если говорить о манере исполнения, то Лазаренко всегда стремился к открытой публицистичности, отказывался от всякого рода подтекстов и полутонов. Он вел прямую лобовую атаку против врагов молодой Советской республики. Его оценки и выводы были ясны, определенны, точны, он не боялся прямого восхваления, когда речь шла о хорошем, и прибегал к буффонаде, когда речь шла об осмеянии отрицательных явлений. Его номера были близки выходившим в годы гражданской войны сатирическим плакатам — «Окнам РОСТА», стихам Д. Бедного. Во многом они были близки и творчеству Маяковского того периода. И при всем этом Лазаренко всегда оставался именно цирковым клоуном. Позже в одной из статей он писал: «У арены, как и у рампы, есть свои законы, с которыми нужно считаться. У клоуна одновременно со словом идет акробатика, и вся трудность этого заключается в том, что она должна быть иллюстративной, а не самоцелью, как у профессиональных акробатов, она только поясняет слово» 1. И, надо сказать, он сам всегда очень точно придерживался этих положений,
В начале номера Лазаренко обычно читал короткий монолог, чаще всего определяющий место клоуна в современном цирке. И не всегда этот монолог артист исполнял стоя на земле: иногда он поднимался под купол на трапецию или выходил на арену на огромных ходулях. Во время же исполнения своих номеров Лазаренко почти никогда не стоял на месте. Учитывая особенности производственной цирковой площадки, вокруг которой сидели зрители, он быстро шел, на ходу подавая реплики, так что все секторы зала видели его одинаково хорошо. Акробатика органически входила в его выступления. Собираясь ответить на сложный вопрос викторины, он предварительно вставал на голову: «массаж мозгам». В «Чемпионате всемирной классовой борьбы» Лазаренко один демонстрировал борьбу двух противников, делая при этом поразительные каскады. В финале номера он читал:
«Все, кто хочет,чтоб
красные победили через десять
минут,
пусть идут по домам,
а завтра — на фронт добровольцами
и Врангелю шею намнут.
А я уже
сегодня туда же
и для скорости
в экипаже даже».
Виталий Лазаренко, Цирк и клоун. — «Рабочий зритель», 1926, № 2.
На арену выкатывали обруч. Лазаренко, согнувшись, помещался в нем. Отталкиваясь одной ногой и делая непрерывные кульбиты, он объезжал арену и исчезал за занавесом. И, наконец, знаменитые прыжки Лазаренко, которыми он заканчивал свои выступления: через экипажи, лошадей, возы с сеном, полотнища, слонов, дома, горящие бенгальским огнем, и многие другие препятствия. Только в последнее десятилетие своей жизни Лазаренко стал при исполнении прыжков пользоваться трамплином, а раньше он, разбежавшись, отталкивался от невысокой и жесткой, обитой бархатом деревянной подушки и при этом делал сальто-мортале через шесть лошадей. Право, и теперь это кажется рекордом. Почти каждый прыжок сопровождался коротким, ударным стихотворением. Вот например:
«Пусть старый мир плетется понемногу
И славит тракт заезженных дорог.
К свободе, к счастию найдя свою дорогу,
Чрез царский трон мы делаем прыжок».
Найденное в первые годы революций развивалось и совершенствовалось на всем протяжении жизни артиста. Постоянные дружеские контакты с литераторами, обращение к злобе дня, активное вмешательство в жизнь — вот что всегда отличало этого артиста. В Москве, Ленинграде и других городах одна за другой открываются балетные студии, в которых часто не столько учат, сколько калечат молодежь. И у Лазаренко появляется сатирическая сценка — «Катя-танцовщица». В суде слушается дело директора банка Краснощекова, за взятки производившего незаконные операции; у Лазаренко появляется номер — «Штрихи из зала суда». На русский язык переводятся бульварные романы Эдгара Берроуза: «Тарзан» и «Возвращение Тарзана», и Виталий Ефимович показывает своего «Тарзана наизнанку».
В 1921 году X съезд РКП(б) заменил продразверстку продналогом. Артист приветствовал это событие, произнося с арены монолог. Когда партия призвала молодежь учиться, Лазаренко читал перед одним из своих прыжков:
«Эй, молодежь, садись за книгу!
Бери науку за бока
И по-советски к знанью прыгай,
Освоив технику прыжка».
Дружа с выдающимся деятелем театра Вс. Мейерхольдом, Лазаренко в день его юбилея вышел на сцену на огромных ходулях и сказал всего два слова: «Великому — великий». Но это было произнесено так неожиданно, смело и по-цирковому броско, что имело огромный успех. И в дни демонстрации 7 ноября и 1 мая Лазаренко на ходулях появлялся на улицах и площадях, выкрикивая при помощи рупора стихотворные лозунги и шутки. Знаменитый артист, которого ждали на аренах в крупнейших городах, в 1927 году поехал по деревням с Первым деревенским цирком. И что характерно: желая обслужить как можно больше народу, Виталий Ефимович нередко исполнял свои знаменитые прыжки через препятствия прямо на улице. Когда в 1938 году японские империалисты спровоцировали военные действия в районе озера Хасан, Лазаренко немедленно туда отправился для выступления перед красноармейцами.
В 1926 году его пригласил на гастроли в Харбин антрепренер Ф. Я. Изако. В то время в этом городе, как известно, проживало большое число русских белых эмигрантов, выброшенных с Советского Дальнего Востока. Изако полагал, что, попав в Харбин, Лазаренко ограничит свой репертуар прыжками и несколькими безобидными комическими антре. Но не на того он напал. Советский клоун, наоборот, усилил сатиричность своих номеров, направляя их острие против белогвардейцев. Не удивительно, что после двух-трех выступлений его поспешили выслать из города, и он вернулся в Советский Союз. Лазаренко отдавал себя цирку целиком. Отдал ему и самое дорогое, что у него было, — своего сына, тоже Виталия. Он сам обучал его и приглашал специальных учителей. И сын сделался универсальным артистом — клоуном, акробатом-прыгуном, музыкантом, велосипедистом. Постепенно самые трудные прыжки стал исполнять Виталий-младший. Отец и сын вместе разыгрывали злободневные сатирические антре.
Иногда говорят, что, мол, Лазаренко при всех достоинствах не отличался ярким актерским талантом, что ему не хватало тонкости нюансировок, простоты тона, умения создавать различные образы. Это неверно: артист сознательно утверждал публицистическую форму подачи своих номеров, и это предопределяло те приемы, которыми он пользовался. Но никто не может отрицать, что его отличали большой сценический темперамент и обаяние. Умел он, когда надо было, применить и гневный сарказм, и иронию, и юмор, и легкую насмешливость. А как хорошо он играл скорее притворяющегося наивным, чем наивного на самом деле украинского хлопца, впервые попавшего на цирковое представление! А его безработный и беззаботный артист Аркашка — неудачник, готовый взяться за любое дело, только чтобы заработать на хлеб!
Вспоминая свою молодость, Лазаренко ставил пантомиму «Итальянский цирк братьев Котликовых», играя в ней роли и самого господина директора, и балаганного зазывалы, и наездницы мадемуазель Аннет, и силача, и гимнаста, находя для каждого из названных персонажей своеобразие. Наконец, он сыграл роль Махно в «Махновщине», поставленной в Московском цирке в 1929 году, раскрыв наглость батьки, его напористость, темперамент, садизм. Лазаренко хорошо передал колорит русско-украинской полублатной речи атамана. Лазаренко делал все для успеха представления и своего собственного. Любопытно, что за свой счет он печатал летучки с таким текстом:
«Спасибо за вниманье,
Я уезжаю, до свиданья!» —
и нанимал мальчишек, чтобы они их раздавали прохожим. Дирекция цирка считала эти летучки ненужной роскошью,но артист не мог уехать из города, в котором он имел успех, не попрощавшись со зрителями.
В. Е. Лазаренко и его партнер А. Иванов на манеже Московского цирка
В Центральном государственном архиве литературы и искусства хранятся афиши артиста. Их там множество, и какие они разные: и в виде телеграмм, извещающих о его приезде, и манифест шута, и афиши со стихами, и многоцветные плакаты, изображающие прыжок, и плакат, выполненный цветным карандашом, — Лазаренко стоит во весь рост, и афиши с перечислением его номеров. И что характерно: в рекламных материалах почти нет безвкусицы, свои плакаты Лазаренко нередко заказывал известным художникам. Приехав в цирк, Лазаренко чувствовал себя ответственным за все в нем происходившее. В 1936 году с его участием должно было состояться открытие цирка в Улан-Удэ. Случилось так, что вовремя кроме него с сыном успели прибыть исполнители всего только трех номеров. Открытие явно срывалось. И тогда Лазаренко решил работать на протяжении почти всего вечера, выступать в трех отделениях. Он не мог допустить, чтобы зритель, придя в цирк, увидел на его двери замок и ушел бы раздосадованный.
Поразительный это был артист, подлинная слава и гордость советского цирка! И очень точно о нем написал в «Правде» Мейерхольд: «На введение политического элемента в цирковое искусство, на превращение рыжего развлекателя у ковра в политического пропагандиста сын донбасского шахтера Виталий Лазаренко положил всю свою артистическую жизнь циркача... Лазаренко вел и ведет работу по превращению отвлеченного зрелища в агитационное лицедейство» *.
* Вс. Мейерхольд, Юбилей Виталия Лазаренко — «Правда»,1933,10 мая.
И когда теперь кое-кто говорит, что Лазаренко устарел, что в современных условиях он не имел бы успеха, то это звучит по меньшей мере глупо. Просто сейчас артист нашел бы новый репертуар, новые объекты для сатиры, новые возможности для создания публицистических монологов. И его номера зазвучали бы с прежней, а может быть, даже большей силой.
Отмечая семидесятипятилетие выдающегося клоуна-трибуна, артисты советского цирка должны продолжать его славные традиции — нести современность и публицистичность на манеж.
Ю. ДМИТРИЕВ
Журнал Советский цирк. Май 1965
оставить комментарий