Наша важнейшая задача
Вся наша жизнь должна быть подчинена одной цели — построению коммунизма. Нельзя забывать, что это не только создание материально-технической базы, обеспечивающей все потребности трудящихся, но и воспитание нового человека.
Вот почему идейное воспитание трудящихся-главная и повседневная задача всех общественных организаций. Труд является важным средством воспитания. Следует стремиться, чтоб каждый работал вдохновенно и радостно, с отличным настроением. В связи с этим огромное значение приобретает организация работы, обеспечивающая создание подлинно творческой атмосферы, духа коллективизма, чуткого и внимательного отношения друг к другу. В докладе на июньском Пленуме ЦК КПСС Л. Ф. Ильичев подчеркивает, что «самый надежный путь к успешному выполнению любого плана — хорошо поставленное в коллективе воспитание людей, живое общение с ними, душевная забота о них, это — путь к сердцу, к сознанию человека!» Претворяя в жизнь решения июньского Пленума ЦК КПСС, развертывая воспитательную работу в коллективе Союзгосцирка, необходимо учитывать, что эта большая творческая организация объединяет более пяти тысяч человек, различных по культурному уровню, возрасту и характеру. Люди находятся постоянно в разъездах, оказываются в различных производственных и бытовых условиях. Все это создает дополнительные трудности в проведении постоянной, целенаправленной воспитательной и культурно-просветительной работы. Но тем выше должны быть требования, которые мы предъявляем ко всем общественным организациям цирка, в том числе и к самой массовой — профсоюзной организации.
На фото. Цирк детям
В воспитании нового человека все большее значение приобретает сила коллектива, сила общественного воздействия. Все чаще на собраниях в цирках обсуждаются антиобщественные поступки нарушителей дисциплины. В Белорусском, Цыганском, Латвийском коллективах, Днепропетровском, Минском, Тбилисском, Запорожском, Харьковском цирках и других коллективах и цирках недостойные поступки отдельных артистов становились предметом серьезного разговора на собраниях. Провинившийся держал ответ не только перед администрацией, но и перед своими товарищами. Так, в коллективе «Классическая борьба», когда стало известно, что один из артистов недостойно вел себя в общественном месте, было созвано общее собрание, на котором остро ставился вопрос о моральном облике советского артиста. По требованию общественности и всего коллектива артистов передвижного цирка № 4 за недостойное поведение в быту и прогулы была освобождена от работы артистка Чернецова. На общем собрании цыганского циркового коллектива острой критике подверглась «круговая порука» — одно из отрицательных наследий прошлого.
Дружное осуждение всего коллектива часто бывает гораздо действеннее, чем административное взыскание. В молодежном коллективе уже вошло в практику обсуждать на собраниях недостойные поступки и даже малейшие провинности артистов, не дожидаясь, пока администрация будет вынуждена принимать камие-то свои меры. Мы не называем имена всех тех, чьи недостойные поступки обсуждались на собраниях. Многие из них поняли, что дальше так продолжаться не может, и сейчас честно относятся к своим обязанностям, стремятся избавиться от недостатков. Очень важгно, чтобы вопросы, которые содействуют идейному и культурному росту артистов и технических работников цирков, широко обсуждались на собраниях. Сейчас все чаще в коллективах ведется разговор о производственно-творческих проблемах, о повышении мастерства артистов, об учебе, о передаче опыта, о создании творческой атмосферы. Несколько примеров. Собрание в Харьковском цирке было посвящено музыкальному оформлению программ, работе оркестра. Вносились предложения повысить квалификацию музыкантов, организовать их учебу, расширить нотную библиотеку. Цыганский коллектив одно из своих собраний посвятил вопросам учебы. Перед каждым артистом была поставлена задача — иметь среднее образование. Обстоятельно было обсуждено, как создать наилучшие условия для занятий. В Литовском цирке произошел серьезный разговор о национальных элементах в программе, о подготовке и воспитании национальных кадров.
Кружок по изучению английского языка в коллективе "Пароход идет Анюта"
В коллективе «Пароход идет «Анюта» поднимаются интересные вопросы планомерной и систематической культурно-воспитательной работы, которая должна принести плодотворные результаты. Собрания, на которых вносились различные предложения и высказывались дельные пожелания, проходили во многих цирках. Местные комитеты должны проследить, как эти предложения и пожелания претворяются в жизнь. А Союзгосцирку следует обобщить и внимательно изучить высказывания работников цирковых предприятий и принять необходимые решения. Особое место в любом коллективе принадлежит его руководителю. Тов. Л, Ф. Ильичев на июньском Пленуме ЦК КПСС говорил о мастере, бригадире, подчеркивал его роль не только как организатора производства, но и как воспитателя. Это в полной мере относится к руководителям аттракциона, номера. Заслуженным авторитетом пользуются у артистов, помогают им расти духовно и творчески признанные мастера цирка: народная артиста РСФСР И. Бугримова, заслуженный артист РСФСР А. Серж-Александров, народный артист РСФСР Э. Кио, заслуженный артист РСФСР В. Волжанский. Но чему может научить молодежь руководитель, если ему свойственны грубость, зазнайство, стяжательство, если над ним тяготеют пережитки прошлого. К сожалению, еще наблюдаются такие факты, когда тот или мной руководитель не создает деловой обстановки в номере, третирует участников, подавляет их инициативу и индивидуальность, подменяя творческую помощь, деловую объективную критику и анализ исполнительской работы бранью, окриками. Например, оставляет желать лучшего обстановка, которая сложилась в номерах под руководством В. Щелчкова, Н. Бондаревой.
Необходимо сказать, что, если в аттракционе, номере создается ненормальная обстановка, в этом виноваты и общественные организации, в первую очередь местные комитеты профсоюза, Они должны стоять на страже интересов рядовых артистов, рядовых работников, добиваться создания творческой обстановки. Следует пересмотреть критерии оценки деятельности руководителей коллективов. Сейчас при их назначении принимаются во внимание главным образом административные, организаторские способности и возраст, но забывают, что руководитель должен быть воспитателем, а значит, политически грамотным, морально устойчивым, обладать качествами педагога. Назрела необходимость провести в Союзгосцирке семинар руководителей коллективов и обсудить на нем методику воспитания молодежи. Надо сказать и о роли режиссеров и педагогов. Не захваливание, а требовательность и глубокая профессиональная критика помогут молодому артисту полнее развить свою творческую индивидуальность. В воспитательной работе очень важно не допускать шаблона и формализма. Местные комитеты профсоюза, как и все общественные организации цирков, должны искать новые, гибкие формы воспитательной и культурно-просветительной работы. Сколько интересных дел можно проводить в красных уголках и общежитиях — гостиницах при цирках. Диспуты и обсуждения проблем, волнующих артистов) вечера отдыха, встречи со знатными людьми города. Часто сама жизнь подсказывает новые формы организации досуга.
Интересное «незапланированное мероприятие» родилось в Тбилисском цирке. В фойе гостиницы цирка после представления артист В. Монастырский показал отснятые им на кинопленку программы цирков, где он работал ранее. Многие артисты впервые видели ряд номеров. После демонстрации любительского фильма зрители долго не расходились, возник содержательный творческий разговор, вызванный просмотренными кадрами. Этот вечер принес большую пользу всем его участникам. В декабре 1963 года в Челябинском цирке (председатель месткома В. Монаков) был организован вечер отдыха, в котором участвовали артисты цирка и театральная общественность города. Был показан веселый капустник, в нем выступали жены и дети артистов. Всяческого поощрения заслуживает опыт работы местного комитете Ивановского цирка (председатель месткома Н. Златопольский). Там стало правилом устанавливать самый тесный контакт с приезжающими артистами каждой новой программы, вовлекать их в свои мероприятия, приглашать на лекции, экскурсии, вечера отдыха, помогать им организовать «вой досуг. Месткомы Киевского, Ижевского, Ярославского, Саратовского и других цирков стремятся индивидуализировать работу с людьми, учитывая их интересы и культурный уровень. Это, несомненно, даст благотворные результаты.
В коллективах и цирках ведется изучение материалов июньского и декабрьского Пленумов ЦК КПСС. Общественные организации должны проследить, чтоб каждый работник, каждый артист знал важные партийные документы. Надо, чтоб изучение их было связано с основными задачами развития циркового искусства. Полезно подумать о формах пропаганды решений Пленумов ЦК, организовать экскурсии в музеи и на предприятия. Постоянное внимание общественные организации должны проявлять к учебе молодежи. Хочется напомнить очень правильное решение Союзгосцирка. Сейчас в номера не зачисляют тех исполнителей, которые не имеют восьмилетнего образования и не продолжают учебу. Если молодой артист бросил занятия в общеобразовательной школе или стал получать плохие отметки, его отстраняют от выступлений. Профсоюзные и комсомольские организации призваны всячески способствовать вовлечению молодежи в учебу, они должны устанавливать крепкую связь со школами, с органами народного образования. Надо соответственно оборудовать красные уголки, снабжать их необходимой литературой н наглядными пособиями. Полезно организовать для тех, кто нуждается в помощи, дополнительные занятия, консультации, привлекая к этому различных специалистов на общественных началах. Недавно успешно выступали перед молодежью с лекциями режиссер Московского цирка заслуженный деятель искусств М. Местечкин и режиссер Харьковского цирка Е. Зискинд.
В ряде коллективов организованы кружки по изучению иностранных языков. В коллективе «Пароход идет «Анюта» кружок английского языка ведет артист В. Серебряков. Важной формой воспитания является социалистическое соревнование. Оно должно вестись действенно, живо, результаты соревнования должны доводиться до сведения всего коллектива, каждого артиста. Надо шире пропагандировать опыт лучших работников. Воспитывать молодежь на положительных примерах, в которых ясно проявляется новое, коммунистическое отношение к труду и к жизни.
Нельзя забывать, что артист — это работник идеологического фронта, помощник партии в воспитании строителей коммунистического общества. Он должен быть носителем передовых взглядов, морально чистым, служить примером в жизни и труде.
М. СИДОРОВА, председатель профкома Союзгосцирка
Обложки. Журнал Советский цирк. Февраль 1964 г.
оставить комментарий