Нет, это не ревность у будущему
Письмо художественному руководителю Ленинградского мюзик-холла И. Я. Рохлину.
Дорогой Илья Яковлевич! Мы расстались с Вами после спектакля Ленинградского мюзик-холла при шквальных порывах преднаводненческого ветра. Косой и хлесткий дождь позволил нам только обменяться рукопожатиями, но лишил меня возможности с исчерпывающей полнотой ответить на Ваше «ну, как?».
Поднимая воротник плаща, я успел бросить Вам вдогонку: «Подробности письмом». Держу слово. Пишу. Простите, что не сразу, но все мы знаем, сколько у каждого из нас дел и хлопот. Заглянув в справочник, я без труда мог бы установить дату кончины давнего, довоенного мюзик-холла, того, что помещался в нынешнем здании Музкомедии. Но ни в одном справочнике ничего не сказано, отчего перестал быть этот веселый и нередко элегантный театр.
Первое, мгновенно возникшее при взгляде на Вашу афишу чувство было очень похоже на ревность. На ту ее разновидность, которую хочется назвать ревностью к будущему. В бытовой интонации она прозвучала бы так: «А будет ли ей (публике) так же уютно и весело с новым театром, как с прежним другом?» Не без горечи подумалось: не затемнят ли огни Вашей рампы то, что помнится, видится; и многое и многих... За пультом Исаак Осипович Дунаевский. Еще не знаменитый, еще не написавший ни марша «Веселых ребят», ни великой «Песни о Родине», но уже настолько авторитетный, что видавший виды старик контрабасист («разовик» из филармонии) говорил: «Я так перед ним дрожу, как Качалов перед Станиславским». Оркестр смеялся. Шутки были в чести и в цене, их еще никто не обзывал «хохмами».
По сцене, кулисам, узким горловинам коридоров вихрем проносились малоодетые, неправдоподобно длинноногие девушки, которым все прощалось, потому что они принадлежали к экзотическому в ту пору племени «герлс» и еще потому, что вождем у них был Касьян Ярославович Голейзовский. А Вы понимаете, что значит Голейзовский? То здесь, то там мелькал профиль Николая Павловича Акимова. Уже тогда он прославился своими чудесными иллюстрациями к романам Анри де Ренье и чуть ли не на всех мюзик-холльных подмостках делал свои первые режиссерские шаги. Не семимильные, но заставлявшие оглянуться на него.
Это была та домикрофонная эпоха, когда Леонид Осипович Утесов, веря в раскатистое могущество своего вокала, каждый вечер аккуратно докладывал какой-то знатной даме: «Все хорошо, прекрасная маркиза!» Боюсь, что не все было хорошо, но весело было.
Прошу Вас дружески, дорогой Илья Яковлевич, снимите с меня возникшее у Вас подозрение, будто я хочу контрабандно пересказать историю Ленинградского мюзик-холла довоенных лет. Нет! Мне только показалось, что в радостный день рождения Вашего театра по-правильному будет помянуть добрым словом Ваших предшественников, к тому же — первооткрывателей. А что у какой-то части читателей воспоминания мелькнут улыбкой, а у другой — сверкнут слезинкой, так в этом греха нет. Это, как говорят врачи, возрастное!
...Я провел приятный и веселый вечер в огромном зале Дворца имени Ленсовета и, судя по реакции зрителей, все мы были единодушны. Еще Ваш театр не родился; еще счетно-разрешающее устройство разных инстанций не ответило Вам на основной гамлетовский вопрос, а театральные сплетники-всеведы уже знали все. Даже больше. Знали, например, что на отборочных просмотрах Вы и Ваши соратники «выбраковывают» 101% и что такой процент кажется Вам признаком либерализма, и Вы требуете, и т. д.
Итак, спектакль! Первые залпы аплодисментов образовали салют в честь художника Семена Манделя. И поделом и по заслугам. Поместив по обе стороны портала златокрылых грифонов, он сразу ввел зрителей в ленинградский пейзаж... И разводной мост на занавесе очень по-ленинградски локален. Вам удалось точно соблюсти меру времени и такта в показе светящейся перспективы Невского. Это неожиданно, изящно. Передержи Вы лишнюю минуту — эффект наполовину сник бы.
Итак, многослойная заставка — грифоны, мост, неоновый Невский — вводит нас в атмосферу города, о котором авторы ревю, Вы и О. Левицкий, говорят: «Нет тебя прекрасней». Менее удалась драматургическая завязка: «не героиню» принимают за героиню, и когда убеждаются, что она не героиня, выясняется, что она и есть героиня. Говорят, что Вы были самым круглым отличником то ли в ГИТИСе, то ли в другом театральном вузе. Тогда Вы должны помнить, что по этому рецепту построена комедия Плавта «Близнецы» («Два Менехма»). Но современники Плавта — критики — стерли его в порошок за пересказ старого анекдота о близнецах-двойниках. От критики он стал хиреть и... умер. Это было давно. Году в 184-м, к тому же до нашей эры.
Печальная участь Плавта не остановила ни Гольдони, придумавшего «Слугу двух господ», ни Вас, придумавшего Улле Уллу. Значит, Вы, как и Гольдони, человек отважный. Если у меня и могли быть какие-то сомнения по этому поводу, то они рассеялись, как только я услышал певца Эдуарда Боксера. Только обладая недюжинной отвагой, постановщик архирусской программы мог разрешить певцу вдруг запеть истасканную до дыр неаполитанскую песенку «O sollo mio» и этим «солом миом» взгромоздить кляксу на все первое отделение. Отличный номер поставил Михаил Годенко. Я говорю о «Новгородских ложечниках». Блеск, темперамент, вкус, чистая работа. Вот это номер так номер!
А с «Вологодскими кружевницами» не все удалось. Что говорить, кокошники им Семен Мендель придумал на славу. Устаешь, любуючись. И сарафан под стать. Но когда кружевницы вдруг сарафаны побоку и остаются в трико, а с кокошниками расстаться не могут — красота-то какая?! — тогда и получается стилистическая несуразица. Ни в одном «Коньке», ни в каком «Горбунке» Вы не увидите сочетание кокошника с ногами, затянутыми в трико.
Вот, что на славу удалось, так это «Вокальный квартет». Уж до чего по-русски, до чего вкусно поют три девицы (Татьяна Волынцева, Алла Кожевникова, Лариса Крячко) и приголубленный ими Марк Леонтович. Диву даешься, до чего хорошо. Редкая микстура: три женских плюс один мужской голос. Конечно же, у колыбели этого номера стояли сестры Федоровы. Говорю это не в охулку. Наоборот. Побольше бы таких номеров расцвело на эстраде, с такой задушевностью, с таким русским радушием, с таким здоровым румянцем. Было бы чему порадоваться.
Мало мне понравился «Пляж». Есть такое бородатое слово — «старо». Вот оно сюда в самый раз подходит. И неинтересно. Опоздал этот номер самую малость лет на двадцать, а то и больше. Зато скрасил впечатление «Пляжа» «Балаган-13». И текст хорош. И очень колоритен Эйво Баскин. Думаю, что и Вы, Илья Яковлевич, немало ему подсказали — и ритм пауз, и интонации, и многозначительные умолчания. Здорово все делает Георгий Пинежский. И по-существу и по стилю. А вот «Скоморохов» я, честно говоря, не понял. Они, как говорится, совсем из другой оперы. Кажется, из Берендеева царства «Снегурочки», но не из балагана 1913 года. За культурой следить надо. Она нет-нет, а пользу приносит. Да к тому же и сам по себе без «научного анализа» номерок — неинтересный.
Не скрою от Вас, я не ах какой поклонник некоторых категорий так называемых лирических песен, седьмой воды на вертинском киселе. Но Ольга Вардашева вносит ту дозу обаяния, ради которого многое и прощаешь. А вот Нина Коста — это большая удача всего коллектива Ваших «искателей жемчуга», нашедших ее, и, конечно, прежде всего удача Нины Коста. Отлично она поет. Все отлично. Даже, казалось бы, приевшуюся «Цыганочку». Старая истина: важно, как спеть. Сколько уж дней прошло после Вашего спектакля, а голос Косты, ее интонации, все до деталей помнится. Вы ей обязательно от меня спасибо скажите и попросите в «Белые лебеди» заглянуть из «Очарованного странника» Лескова. Как в зеркале себя увидит. Жаль мне, очень жаль, что Улле Улла так нетипично для нее представлена в программе.
Танец девушек. Поет НИНА КОСТА
Что ее не узнал встречавший ее администратор, это не страшно. Две-то тысячи зрителей сразу поняли и кто она и что к чему. Обычно театральные администраторы все понимают, и даже раньше всех. Но не об этом речь. Я помню Улле Улла по Таллину в «Мнимом женихе», которого покойный Борис Фенстер ставил. Она танцевала роль уличной танцовщицы. Что за прелестная у нее пластика, какие завораживающие руки. А Вы с Менделем одели ее в штанишки из боярской парчи и заставили петь. Штанишки морщатся (я думаю — от застенчивости), им неудобно, ей неудобно, публике неудобно, вида нет, линии нет, номера нет. Аминь!
Не понял я, к чему было Самсона городить чуть ли не в натуральную величину ради детской струйки. Трудов-то, затрат сколько?) А эффект? Самый минимальный. Струйка. Может статься, что, кроме нас с Вами, еще кто-нибудь прочитает письмо и не поймет, что за оказия с Самсоном. Поясню: на мюзик-холльные подмостки взгромоздили Самсона из папье-маше. Стоит бедняга. Еле струится, не то, что петергофский подлинник. А вокруг него какая-то пара на роликах катается. Вот и все. Здорово придумано? Вы-то понимаете, что здорово, а Самсон — нет. Стоит грустный, сконфуженный...
Не обижайтесь, что о ком-то я Вам не написал, хотя очень понравились чудесные артисты с куклой-тигром. И «Медвежий твист» смешной и хороший. Заметьте, я пишу не по системе: сначала все черное, потом — белое. Или наоборот. Я так писал, по такой системе, как Вы ставили: что — отлично, что — хорошо, а что, извините, — и не очень. О музыке. Нужен ли в данной или такого типа программе один композитор? Казалось бы, к разнообразной программе лучше несколько композиторов привлечь. Но сейчас у композиторов принято: писать одинаково. Тогда уж лучше один. Несколько слов об оркестре. Оркестр сыграется, сдружится, вчувствуется в стиль каждого исполнителя, жанра и т. д. Толк будет, потому что в оркестре сидят хорошие музыканты и дирижирует Владимир Вилон. Но... уж до чего архаичен стиль оркестровки. Вчуже больно...
Вы сделали современный спектакль. Актеры, художник, осветители, все они — современники. А стиль оркестровки тех времен, когда «Джон Грей был всех смелее, а Кити была прекрасна». Подумайте об этом. Посоветуйтесь с опытными хозяйками, как уничтожить запах нафталина. Некоторые знают. То, что Вы и Ваши друзья соорудили Ленинградский мюзик-холл, это великолепно. Думаю, что Вашей энергии вложено много. Вечер, проведенный в Вашем театре — веселый вечер, легкий, со вкусом одетый вечер. А как всем нам нужны такие вечера! Такие, но... еще лучше. Вечеров, то есть программ, у Вас впереди много, а пределов совершенства нет.
Эстрадному искусству непременно нужен такой высокопоставленный плацдарм. Петь в мюзик-холле, играть в нем, танцевать, конферировать, шить костюмы, делать декорации, освещать, затемнять, надумывать, выдумывать, придумывать — хоть для кого должно быть большой честью. Передайте, пожалуйста, всем Вашим товарищам сердечный привет. Говорят, что театр отбыл в длительный вояж. Счастливых Вам езды, плаванья, лёту. Ну, а о пухе и пере и речи быть не может.
ЛЕОНИД ЭНТЕЛИС
Журнал Советский цирк. Март 1968 г.
оставить комментарий