Новичок
Все повторялось изо дня в день с удручающей монотонностью. Ровно в четверть шестого я, поздоровавшись с билетершей и перепрыгивая через две ступеньки, взбегал наверх, обменивался стандартными приветствиями с нашими стариканами, уже проявляющими беспокойство, и с улыбкой человека, довольного своей судьбой, выходил на эстраду.
Мое место сбоку, около окна. Летом в фойе кинотеатра нестерпимо душно, и на моей скрипке остаются влажные следы пальцев. Зимой фойе плохо отапливается, и однажды, помню, Юрка, наш пианист, плюнув на этикет, играл в пальто. Зрители восприняли это как должное, но один сердобольный журналист написал заметку в областную газету. Свои философские раздумья об искусстве и мелочах быта он озаглавил так: «Кино начинается с... кочегарки». После этого топить стали лучше.
Нас девять человек: восемь музыкантов и одна певица Верочка с простуженным сопрано. Репертуар наш не отличался особым разнообразием. Да мы и не стремились к этому. Летом часто приходилось играть при почти пустом зале, а зимой, когда на морозе не нагуляешься, слушателей было побольше. Но во все времена года у нас был опасный конкурент — буфетчица тетя Клава.
Между нашим оркестром и буфетом шла скрытая, но бескомпромиссная борьба за зрителя: кто перетянет к себе больше человеко-душ? Это единоборство протекало с переменным успехом. Несколько лет назад сама мысль о возможности такого нелепого, я бы сказал, святотатства показалась бы мне абсурдной. Но постепенно я привык.
Иногда, в те минуты, когда в обычной, спокойной, размеренной жизни как бы образуется брешь и задумываешься по-настоящему, честно, не обманывая себя, — правильно ли живешь, когда понимаешь, что прежнее надо зачеркнуть, бросить и начать все сначала, тогда мне становилось тоскливо. Но зачеркнуть, бросить и начать сначала я не мог.
Была одна неопровержимая реальность — я скрипач в оркестре кинотеатра. Этим все сказано. Такие вещи не постигаются умозрительно. Вначале я верил в чудо, которое непременно должно было свершиться. В кино приходит известный дирижер или композитор. Он в восторге от моей игры. Меня берут в первоклассный оркестр. Все становится на свои места. Я музыкант, а не ремесленник. Но эти наивные иллюзии скоро исчезли. Известные музыканты не бывали в нашем кинотеатре, а если и бывали, то никто из них не обращал на меня внимания.
Я накрепко осел в нашем оркестре и уже как должное воспринимал невнимание зрителей, постоянный гул в фойе, насмешливые, равнодушные реплики и снисходительные аплодисменты. Зрителей винить было не в чем. Те, кто появляется в фойе за час до сеанса, приходили совсем не ради того, чтобы послушать нас, а потому, что им просто некуда было деть этот час, а на нас лежала обязанность скрашивать им ожидание, не более. И так каждый день.
Каждый день одно и то же в продолжение нескольких месяцев. Три вальса, два марша, три песенки. По три раза в день. Через несколько месяцев репертуар менялся. Новые вальсы, марши, песенки. Опять по три раза в день. В перерыв, во время сеанса, — нескончаемые разговоры о футболе и анекдоты, в меру пикантные при Верочке и вольные, мужские, когда она выходила.
Было до странности непривычно видеть на месте Андрея Львовича этого парня с неприглаженной шевелюрой. У нашего славного добродушного Андрея Львовича пошаливало сердце, и после мучительнейших колебаний и раздумий старик решился уйти на пенсию. В каждом коллективе бывает самый уважаемый и самый главный — не по званию, а по моральному авторитету. Таким был у нас Андрей Львович.
Мы встретили новичка сдержанно.
Слишком велик был контраст между трогательно предупредительным Андреем Львовичем и этим мускулистым парнем в ядовито-желтом, каком-то дерзком (так я подумал в первую минуту) свитере.
Он держался просто, с достоинством и, кажется, не испытывал особого почтения к нам — ветеранам. Характер у него был несносный — это мы определили сразу. Едва познакомившись, он заявил, что мы неправильно сидим и что, если Константин Петрович поменяется местом с Дмитрием Андреевичем, а Сергей Владимировач подвинется чуточку вперед и в сторону, звучание станет объемнее и богаче. А когда наши старички наотрез отказались, он стал говорить об опыте крупнейших дирижеров с таким апломбом, будто он сам по меньшей мере один из них, а мы недоучки и невежды.
Он был слишком самонадеян в своем стремлении поучать всех, и мы решили попросту игнорировать его. Раз тебя приняли — играй, но, поскольку ты такой нахал, мы тебя и знать не хотим. Но надо отдать ему должное: играл он профессионально в лучшем смысле этого слова. И вполне возможно, сердца наших стариканов потеплели бы, если бы он не перешел в наступление.
— У вас си-диез не в той октаве,— сделал он замечание Илье Ильичу, милейшему и обходительнейшему человеку, от которого мы и не слышали иных слов, кроме «пожалуйста» и «спасибо». Илья Ильич густо покраснел и пробормотал что-то в свое оправдание.
«Ничего, — с каким-то торжествующим злорадством подумал я, — обломаешься еще. Попробуешь вкус пота, убедишься, что музыка не всегда призывный голос афиш и броские заголовки в газетах, — тогда иначе запоешь. Это тебе, дружок, черный хлеб, а в искусстве жевать изо дня в день черный хлеб трудно и ой как невкусно. Сразу вылетит романтическая пыль из головы».
Я не считал себя умудренным, все повидавшим и все изведавшим человеком, да и по возрасту я не намного старше Виктора. Но я прошел через то, что ему еще предстояло пройти. Все эти высокие идеалы, разговоры о вечном горении и неустанном служении искусству, думал я, оказываются пустым звуком, когда ты попадаешь в какой-нибудь оркестришко и без перспективы, потеряв интерес к работе, тянешь из месяца в месяц и из года в год унылую лямку.
Виктор быстро освоил наш репертуар и заявил, что его надо обновить. А обновлять репертуар, по его мнению, следовало не за счет модных однодневок, которые уже через месяц после их появления набивают оскомину. Он доказывал, что, если идти по этому пути — стандартному, и, значит, наименее трудному, — всем нам грозит деквалификация.
Это была дельная мысль, и я с ней соглашался. В сущности, я и сам думал, что если наш обычный, размеренный уклад жизни не взорвать к черту, то мы совсем зачахнем. По-видимому, и нашим старичкам было невмоготу от той отупляющей лямки, которую они тянули изо дня в день. Без особого нажима со стороны Виктора и они с ним согласились. К тому же новичок очень убедительно рассуждал о преимуществах оркестра ищущего, где все поставлено на службу музыке, перед оркестром чисто развлекательным, готовым подхватить любую новинку, лишь бы заслужить пару лишних хлопков.
Мы решили, что Виктор разучит что-нибудь из классики и выступит в один из ближайших дней соло. Если эксперимент удастся, — что ж, значит игра стоит свеч. Правда, я не питал особых иллюзий на этот счет: вряд ли наш оркестр одолеет что-нибудь действительно серьезное. Ведь в принципе и ноктюрны Листа можно низвести до уровня «Чижика-пыжика». Но я рассуждал чисто теоретически...
Вечер был не совсем обычным. На премьеру нового фильма собралось пропасть народу. Я, как всегда, выбрал в публике девушку посимпатичнее и, почти не отрываясь, смотрел на нее. Я изучал ее лицо и думал, что она, по-видимому, добрая, любит повеселиться, а как собеседник не особенно интересна — разве что болтать с нею о пустяках.
Верочка спела песенку, как теперь стало модным, — «с чувством», заменяющим голос. Ей снисходительно похлопали. Она улыбалась, эффектно раскланивалась, но я ведь знал, что ее неестественная, вымученная улыбка тотчас пропадет, как только она, бойко постукивая каблуками, уйдет со сцены. Я почувствовал жалость к Верочке и почти ненависть к нетактичной белокурой хохотунье из первого ряда, вовсю перешептывающейся со своим Ромео. Будь это на симфоническом или эстрадном концерте, пусть даже самом заурядном, вряд ли они осмелились бы болтать. Потому что на концертах полагается сидеть тихо и напускать на себя вид знатока, тонкого ценителя. А здесь признак «хорошего тона» — фыркать, непрестанно перешептываться и как можно чаще повторять (чтобы слышали соседи): «То-о-же мне, музыканты!»
Никак не возьму в толк, почему, если, скажем, инженер служит где-нибудь в ремконторе и выдающихся открытий не делает, никто его не попрекнет этим, а музыкант должен быть звездой первой величины, иначе его засмеют — тоже мне, Рихтер! Аргумент, может быть, и сильный, против него ничего не скажешь, но пользоваться таким козырем — все равно, что бить лежачего.
Время тянулось медленно, и я по привычке украдкой поглядывал на часы. Но до звонка оставалось еще минут двадцать. Наконец объявили сольный номер Виктора. Я пропустил репетицию, на которой он играл «Интродукцию» Сен-Санса, и поэтому мне было вдвойне интересно. «Интродукцию» исполняли бесчисленное количество раз бесчисленное множество скрипачей в бесчисленно разнообразных интерпретациях. И поэтому стремиться истолковать ее оригинально, по-новому, — это все равно, что искать красивый камешек в песке, в котором до тебя уже рылись тысячи рук. Я не раз брался за «Интродукцию», но всегда у меня выходило до того тривиально и бескрыло, что мне было совестно даже перед самим собой.
Виктор заметно волновался, и на миг его волнение передалось и мне. Я сидел сбоку, и мне хорошо был виден его профиль. Виктора вообще-то не назовешь красивым, но в ту минуту он преобразился. Меня, наверно, никогда не перестанет удивлять эта непостижимая способность каждого артиста целиком, неузнаваемо преображаться. Пять минут назад он сидел рядом с тобой, смеялся, балагурил, просил одолжить три рубля и уверял, что судья — такой-растакой — неправильно дал пенальти в последнем матче. И вот он стрит — строгий, неприступный, и тебе даже трудно предположить, что его, как и всех, могут волновать мелочные, ерундовые проблемы и что он может распаляться из-за пустяков.
Вряд ли мне удастся описать игру Виктора. Слова слишком блеклы, чтобы выразить бесконечное сочетание красок, и только музыке свойственную способность мгновенно менять привычный строй мыслей, выворачивать душу наизнанку. Чистый, ясный голос скрипки словно заворожил всех, и мне странно было видеть неожиданно притихший зал. Белокурая девушка в первом ряду уже не смеялась, в глазах ее появилось серьезное, мечтательное выражение, и я сразу простил ей все. Трогательно выглядели и наши старички — они сидели с застывшими умиротворенными . лицами. Мой сосед Илья Ильич нервно теребил полу пиджака и покачивал головой в такт звукам.
Когда Виктор кончил играть, раздался шквал аплодисментов. Мне, специалисту — если можно назвать специалистом музыканта, который силен не столько своим умением играть, сколько способностью подмечать слабости в игре других, — были видны шероховатости в технике Виктора. Но у зрителей-«предкиношников», как и у всех зрителей, был, очевидно, свой критерий — искренность исполнения. Наверное все же существуют какие-то таинственные биотоки, которые передаются от человека к человеку. Я посмотрел на наших старичков — они волновались, как бегуны перед стартом. Я тоже стал нервничать и, кажется, впервые за последний год ощутил тревогу.
Я никогда не верил во вдохновение. Вдохновение, думал я, это обычный подъем духа, схожий отчасти с легким опьянением. Человеку мнится, что он сейчас особенно остроумен и занимателен, но это не мешает ему говорить заурядные глупости, разве только с большей претензией, чем обычно. Талантливые же люди отлично обходятся и без вдохновения. А может, я потому не верил во вдохновение, что никогда не испытывал его...
Потом мы играли всем оркестром. Удивительное ощущение силы и уверенности охватывает человека, когда каждая его клеточка напряжена до предела и он, как бы сжавшись в комок, подчиняет себя одной цели — выложиться до конца, показать, на что он способен. Верочка стояла за кулисами с широко раскрытыми глазами и изумленно глядела на нас. Очень торжественные и значительные лица были у наших стариков. Будто они находятся в храме и возносят молитву какому-то музыкальному божеству, не очень доброму, ненасытному богу, который всегда недоволен и вечно требует — еще, еще!
Нам хлопали и даже вызывали на «бис». На «бис» — это было удивительно, и я очень жалел, что сейчас в фойе нет мамы — она бы порадовалась за меня. Белокурая девушка что-то с улыбкой говорила своему кавалеру, и я мысленно пожелал им всего самого наилучшего.
МИХАИЛ БУЗУКАШВИЛИ
Журнал Советский цирк. Апрель 1966 г.
оставить комментарий