Нужна постановочная часть
Успех циркового представления зависит не только от мастерства артистов, но и от драматургии, режиссуры, художественного оформления, музыки. Истина эта — бесспорна.
В данной статье пойдет речь об одной важной стороне представления — о художественном оформлении. В цирке ведется весьма большая художественно-постановочная деятельность. Только за последние годы было осуществлено несколько крупных работ, таких, «ак «Карнавал на Кубе», «Пароход идет «Анюта», «Снежная фантазия», «Белорусский цирк», «Цирк Ереван», «Бахчисарайская легенда». Наряду с этим постоянно и широко проводится обновление оформления уже созданных номеров, аттракционов и программ. С каждым годом увеличивается и такой участок деятельности оформителей, как подготовка гастрольных групп для поездок за рубеж. Художественно-творческие задачи большие. Отвечает ли им существующий уровень постановочной работы в Союзгосцирке и материальная база? Видимо, нет. Например, значительно ограничены творческие возможности Центральной студии циркового искусства из-за отсутствия нужного помещения и оснащенных мастерских. Оставляют желать лучшего реквизит и костюмы, которыми располагают группы «Цирк на сцене» и передвижные цирки.
В чем причины недостатков в оформлении номеров и программ? Ведь Союзгосцирк располагает значительными средствами, в его системе состоят режиссеры, художники, балетмейстеры, дирижеры и другие творческие работники. Одна из причин и, может быть, главная — отсутствие важного и непременного звена между творческими замыслами и их воплощением — постановочной части. На наш взгляд, назрела необходимость создания постановочной части при Художественном отделе Союзгосцирка. Здесь должно быть сосредоточено составление смет, расчетов и чертежей; размещение заказов, контроль за качеством и сроками их исполнения; контроль за состоянием реквизита и условиями его эксплуатации. Но это только часть работы. Необходимо добиваться экономичности, портативности, транспортабельности различного циркового имущества. Пора наладить изыскания и экспериментирование в области применения новых современных материалов, в том числе полимеров, синтетических тканей и т. п. Опыт использования их в цирке вполне себя оправдал. Обобщение его помогло бы отказаться от всего устаревшего, быстрее внедрять новое.
Ждут решения и такие немаловажные вопросы, как выработка технических норм и сроков эксплуатации циркового имущества, организация базы для его хранения, разработка и изготовление светового оформления, а также различных трюковых эффектов. Эти и многие, многие другие вопросы призвана решать постановочная часть. Для осуществления их необходима соответствующая база. Сейчас выполнение заказов возлагается на Художественно-производственный комбинат Союзгосцирка. Но его цехи размещены в разбросанных, неприспособленных помещениях. Он располагает недостаточным штатом квалифицированных специалистов. В результате комбинат не справляется со всеми заказами, а подчас находится на невысоком уровне. Часть заказов приходится размещать в различных организациях и предприятиях. Работы там часто ведутся медленно и без должного знания условий и требований цирка.
Все это лишний раз говорит о необходимости создания оснащенной постановочной базы.Хочется обратить внимание вот на что. Участвовать в подготовке различного оформления могут ведущие цирки страны. Для этого необходимо пополнить их штаты умельцами, хорошо знакомыми с особенностями изготовления цирковой аппаратуры, реквизита, костюмов и т. п. Несколько слов о деятельности штатных художников Союзгосцирка. Их очень мало, а объем постановочной работы велик. Необходимо также привлекать для оформления постановок художников из смежных искусств: театра, кино, эстрады — в первую очередь в ведущих цирках. Штатные художники имеются в Московком цирке, Центральной студии, Комбинате, в московской группе «Цирк на сцене». Степень их загруженности крайне различна. До сих пор отсутствуют для художников нормы, подобные тем, которые установлены для режиссеров.
Художники цирка разобщены. Собранные в едином коллективе, они смогут значительно улучшить творческую и постановочную работу Союзгосцирка. Решение назревших вопросов постановочной работы будет способствовать дальнейшему развитию всей художественно-творческой деятельности советского цирка.
А. ФАЛЬКОВСКИЙ, главный художник Союзгосцирка
Журнал Советский цирк. Март 1964 г.
оставить комментарий