Нужна постановочная часть - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Нужна постановочная часть

Успех циркового представления зависит не только от мастерства артистов, но и от драматургии, ре­жиссуры, художественного оформления, музыки. Истина эта — бесспорна.

В данной статье пойдет речь об одной важной стороне представления — о   художественном   оформлении. В цирке ведется весьма большая художественно-поста­новочная деятельность. Только за последние годы было осуществлено несколько крупных работ, таких, «ак «Кар­навал на Кубе», «Пароход идет «Анюта», «Снежная фанта­зия», «Белорусский цирк», «Цирк Ереван», «Бахчисарайская легенда». Наряду с этим постоянно и широко проводится обновление оформления уже созданных номеров, аттрак­ционов и программ. С каждым годом увеличивается и та­кой участок деятельности оформителей, как подготовка гастрольных групп для поездок за рубеж. Художественно-творческие задачи большие. Отвечает ли им существующий уровень постановочной работы в Со­юзгосцирке и материальная база? Видимо, нет. Например, значительно ограничены творческие возможности Цент­ральной студии циркового искусства из-за отсутствия нуж­ного помещения и оснащенных мастерских. Оставляют желать лучшего реквизит и костюмы, которыми распола­гают группы  «Цирк  на сцене»  и  передвижные  цирки.

В чем причины недостатков в оформлении номеров и программ? Ведь Союзгосцирк располагает значительными средствами, в его системе состоят режиссеры, художники, балетмейстеры, дирижеры и другие творческие работники. Одна из причин и, может быть, главная — отсутствие важ­ного и непременного звена между творческими замысла­ми и  их  воплощением — постановочной части. На наш взгляд, назрела необходимость создания поста­новочной части при Художественном отделе Союзгосцир­ка. Здесь должно быть сосредоточено составление смет, расчетов и чертежей; размещение заказов, контроль за качеством и сроками их исполнения; контроль за состоя­нием реквизита и условиями его эксплуатации. Но это только часть работы. Необходимо добиваться экономичности, портативности, транспортабельности раз­личного циркового имущества. Пора наладить изыскания и экспериментирование в области применения новых со­временных материалов, в том числе полимеров, синтети­ческих тканей и т. п. Опыт использования их в цирке впол­не себя оправдал. Обобщение его помогло бы отка­заться от всего устаревшего, быстрее внедрять новое.

Ждут решения и такие немаловажные вопросы, как выработка технических норм и сроков эксплуатации цир­кового имущества, организация базы для его хранения, разработка и изготовление светового оформления, а так­же различных трюковых эффектов. Эти и многие, многие другие вопросы призвана решать постановочная часть. Для осуществления  их  необходима  соответствующая  база. Сейчас   выполнение   заказов    возлагается    на  Художественно-производственный комбинат Союзгосцирка. Но его цехи размещены в разбросанных, неприспособленных помещениях. Он располагает недостаточным штатом ква­лифицированных специалистов. В результате комбинат не справляется со всеми заказами, а подчас находится на невысоком уровне. Часть заказов приходится размещать в различных организациях и предприятиях. Работы там часто ведутся медленно и без  должного знания условий и требований цирка.

Все это лишний раз говорит о необходимости создания оснащенной   постановочной   базы.Хочется обратить внимание вот на что. Участвовать в подготовке различного оформления могут ведущие цирки страны. Для этого необходимо пополнить их штаты умель­цами, хорошо знакомыми с особенностями изготовления цирковой   аппаратуры,   реквизита,   костюмов   и   т.   п. Несколько слов о деятельности штатных художников Союзгосцирка. Их очень мало, а объем постановочной работы велик. Необходимо также привлекать для офор­мления постановок художников из смежных искусств: театра, кино, эстрады — в первую очередь в ведущих цирках. Штатные художники имеются в Московком цирке, Цен­тральной студии, Комбинате, в московской группе «Цирк на сцене». Степень их загруженности крайне различна. До сих пор отсутствуют для художников нормы, подобные тем, которые установлены для  режиссеров.

Художники цирка разобщены. Собранные в едином коллективе, они смогут значительно улучшить творческую и постановочную работу Союзгосцирка. Решение назревших вопросов постановочной работы будет способствовать дальнейшему развитию всей худо­жественно-творческой  деятельности  советского  цирка.
 

А. ФАЛЬКОВСКИЙ, главный художник Союзгосцирка

Журнал Советский цирк. Март 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования