О цирке на воде
После полуторагодичного перерыва мы снова возвращаемся к разговору о «Цирке на воде» (постановка Центральной студии циркового искусства). Первый спектакль этого коллектива был неудачным и подвергся, как, вероятно, помнят читатели, резкой критике на страницах журнала.
С тех пор многое изменилось. На студию и в «Цирк на воде» пришло новое руководство, был принят другой сценарий, назначен другой режиссер. В начале лета этого года на манеже Волгоградского цирка молодой коллектив показал свою вторую премьеру —представление по сценарию С. Михалкова и А. Аронова (режиссер-постановщик А. Аронов).
Какие же перемены претерпела постановка «Цирк на воде»? Разобраться в этом тем более интересно, что новый сценарий в данном случае— понятие до некоторой степени относительное. С. Михалков и А. Аронов написали хорошие тексты новых реприз и клоунад, но ведь остальные цирковые номера и люди, которые их исполняют, остались прежними и, по существу, механически перешли из одного представления в другое. И было бы крайне жаль, если бы вновь назначенный режиссер ограничил свою задачу только постановкой клоунских интермедий. К счастью, этого не случилось...
Непосредственно водный аттракцион с его бассейном и фонтанами занимает, как известно, второе отделение программы. Но зрители пришли на Пред став ление «Цирка на воде», и вполне естественно их желание уже в самом начале почувствовать атмосферу необычного спектакля. Поэтому, думается, правильно поступил режиссер А. Аронов, который прежде всего позаботился о том, чтобы отчетливо заявить и провести в первом отделении тему «водного цирка».
Достигается это разными средствами. Я уже не говорю о том, что униформисты в волгоградской премьере одеты в тельняшки, а ведущие программу 1— в стилизованные морские костюмы, хотя и то и другое несомненно привносит в спектакль соответствующую краску. (Кстати, функции ведущих вообще своеобразны в представлении: подобно слугам просцениума в итальянской комедии дель арте, они непринужденно знакомят зрителей с участниками программы, читают стихи, танцуют). Более существенно иное — ряду номеров первого отделения придана «морская окраска», найдены сюжетные и оформительские акценты, оправдывающие появление этих номеров в представлении «Цирка на воде».
Выступление акробатов-эксцентриков А. Влазнова и Ю. Борискина, например, построено таким образом, что артисты как бы включаются в комическое соревнование за право называться боцманом. Полностью «в морском духе», от реквизита до деталей собачьих костюмов, выдержан номер В. Стародубцевой «Песики-матросики». Не на обычных першах, а на «корабельных мачтах» работают гимнасты Шарковы.
Сквозное действие первого отделения — подготовку к цирковому празднику на воде — убедительно подтверждают клоуны А. Глущенко, С. Щукин и В. Серебряков. Капитан, Боцман и Юнга, в образах которых предстают перед нами артисты, очень органичны и уместны именно в таком представлении, они сразу придают спектаклю «водный колорит». К тому же участники этого клоунского трио как-то удивительно сложились в единое целое, впечатление такое, что исполнители много лет выступают вместе. Точно намеченные характеры персонажей, темперамент (у Глущенко — прежде всего), сочный и броский юмор — все это помогает клоунам быть подлинными комическими героями представления.
Удачно найденный облик клоунского трио подсказал, казалось бы, немудреное, но, на мой взгляд, по-цирковому забавное «обыгрывание» пуска воды. В веселом спектакле и вода приходит весело! Чрезмерно самоуверенный Капитан, обрядившись в доспехи Нептуна, торжественно вызывает воду, Боцман и Юнга старательно помогают ему. Но удары магического трезубца не приносят желаемого результата — бассейн по-прежнему пуст. К стыду новоявленного владыки морей, выясняется, что испортился водопроводный кран. И когда Нептун и его помощники окончательно уверились, что «воды не будет», вот тут-то и хлынула она снизу и сверху, застав клоунов врасплох. Наполнение бассейна, которое прежде существовало как бы само по себе, превратилось на манеже Волгоградского цирка в смешную клоунаду.
Сравнивая новый спектакль со старым (а такое сравнение в какой-то мере естественно), нетрудно убедиться, как совершенно по-другому зазвучали многие номера программы, как упорядочилась их композиция, прояснился рисунок. Режиссерская корректура, если она профессионально грамотна и выверена хорошим вкусом, — полезная вещь в любом зрелищном искусстве и в цирковом тоже. Вот несколько тому подтверждений.
Во время выступления гимнасток на качающихся обручах раньше на манеже шел танец циркового кордебалета, долженствующий служить своеобразным аккомпанементом воздушной работе. Аккомпанировать он, может быть, и аккомпанировал, но еще больше отвлекал внимание, мешал следить за трюками, которые демонстрировали солистки. Номер ощутимо выиграл, когда танцовщицы кордебалета вдруг остановились и замерли в нужный момент, и все внимание зрительного зала сосредоточилось на воздушных гимнастках (при мне работали Н. Костикова, К. Мишина и Б. Хасянова).
Досадное ощущение незавершенности оставлял в прежних спектаклях номер художественного плавания «Русский хоровод». Были красивые кокошники, но не было интересного законченного выступления. Номер предстал в новом качестве, когда режиссер ввел солистку, которая совершенно неожиданно для зрителей появляется из-под воды в центре девичьего хоровода.
И самый, пожалуй, убедительный пример — акробатический этюд «Водная фантазия» в исполнении Т. Малковой и Ю. Меженова (в очередь с ними выступают Г. Дубровина и В. Шарков). С этим номером проделаны, в сущности, две несложные операции: во-первых, он переставлен из начала второго отделения в финал спектакля и, во-вторых, именно во время исполнения акробатического этюда, как бы увенчивая живую скульптурную группу двумя сверкающими куполами, начинают бить большой (по кругу манежа) и малый (по кругу «стола») фонтаны. Операции-то несложные, но как они улучшили, приподняли и «Водную фантазию» и финал представления!
Вряд ли стоит продолжать сравнения, тем более что автор может быть заподозрен в пристрастном отношении к одному спектаклю и в чрезмерной придирчивости — к другому. Но пристрастие и придирчивость здесь, право же, ни при чем — просто очень уж разнятся два спектакля по художественному качеству, по культуре и вкусу. Ну как, в самом деле, можно поставить рядом мажорный и звонкий парад, открывающий премьеру в Волгоградском цирке, и ту бестолковую суетню вокруг «самолета», с которой начиналось когда-то представление? Или сопоставить веселые репризы и клоунады «морского трио» с поисками в воде зловредных микробов и пересчетом содержимого бассейна на «пол-литры» и «четвертинки»? Иные художественные критерии — иные творческие результаты...
Но странное дело, именно теперь, когда представление «Цирка на воде» приобрело более или менее завершенную форму, когда в спектакле нет ничего такого, что вызывало бы чувство неловкости или внутреннего протеста, — именно теперь особенно отчетливо видишь, сколь многого еще недостает молодым артистам и артисткам коллектива. И прежде всего — профессионализма: ведь даже в лучших номерах программы (имеются в виду номера ансамбля) все еще мало оригинальной трюковой работы. Проследите, скажем, за выступлением воздушных гимнастов на трапеции и бамбуке, и вы не зафиксируете в памяти более одного-двух сложных трюков, остальное — это красивые позы, эффектные движения.
Мне кажется, что в жизни ансамбля наступил период, когда пора уже прекратить умиляться по поводу того, что молодая артистка или артист выступают в трех-четырех различных амплуа. Все дело в том, как выступают, насколько их профессиональная подготовка отвечает требованиям современного цирка. Взаимозаменяемость хороша в артиллерийском расчете, в искусстве от нее проку мало. Надо, очевидно, более точно разграничить солистов и рядовых участников ансамбля, кропотливо и настойчиво готовить молодых исполнителей к работе в определенном жанре. Усилий одного режиссера-постановщика здесь явно недостаточно — нужна серьезная помощь педагогов и тренеров по акробатике, гимнастике, художественному плаванию и другим жанрам.
Прошу понять меня правильно: высказывая критические замечания, я далек от мысли обвинять в чем-либо молодых артистов. Подавляющее большинство участников ансамбля работает очень добросовестно, увлеченно, с горячим желанием овладеть профессиональным мастерством. Но молодые исполнители, по существу, только начинают свой путь в искусстве, им многое нужно постигнуть, многому научиться. А творческая судьба коллектива «Цирка на воде», к сожалению, сложилась так, что он долгое время был лишен сколько-нибудь квалифицированного художественного руководства.
Так надо скорее наверстывать упущенное! Отрадные перемены, которые произошли за последнее время в представлении «Цирка на воде», позволяют надеяться, что коллектив еще далеко не в полную меру раскрыл свои возможности, что спектакль и впредь будет улучшаться, совершенствоваться, приобретать все новые и новые краски.
НИК. КРИВЕНКО
оставить комментарий