О проблеме, которой нет
Неклассический диалог. Мне нужно было сделать диалог об эстрадной режиссуре, о ее проблемах и веяниях. Предполагалось, что я встречусь с режиссерами, побеседую, а потом их мнения столкну, противопоставлю...
И в начале июня я встретилась. С. А. Каштелян принял меня в Доме культуры энергетиков, приютившем творческую мастерскую оригинальных жанров. Комнату он выбрал во всем доме самую торжественную: кругом стояли спортивные кубки и мемориальные рубильники. С Алексеем же Леонидовичем Полевым мы говорили в еще более роскошной обстановке — в зале Центрального Дома композиторов. Пригласить меня в сырой и неуютный подвал на улице Медведева, где помещается мастерская сатиры и юмора, Полевой не захотел.
Разговоры состоялись, но диалога в классическом смысле не получилось. Противопоставлять, сталкивать оказалось нечего. Вместо диалога получился дуэт, настолько слитный и согласный, словно его заранее отрепетировали. А если в чем-то мнения не совпадали, все равно сыграть на этом было нельзя: просто мои собеседники имели в виду разные жанры. Каштелян, например, ратует за укрепление союза эстрады и цирка, считая его взаимовыгодным, а Полевой призывает к максимальному обособлению эстрады. Но если в спорах рождается истина, то отсутствие разногласий может свидетельствовать о том, что она давно родилась и ждет только минуты своего торжества.
Так вот и получилась эта статья: я сложила запись обеих бесед и вычеркнула повторяющиеся места. Например, на вопрос, какова главная, самая острая, самая животрепещущая проблема в эстрадной режиссуре, был дан следующий суммарный ответ: главная проблема эстрадной режиссуры заключается в том, что ее нет.
Его Величество — номер
Эстрадный режиссер может создавать программы — спектакли или обозрения, представления или тематические концерты. И он может создавать номера. С годами тяга публики к цельным, единым по замыслу эстрадным зрелищам возрастает, а отношение к сборным — кого удалось пригласить — концертам делается все более прохладным. Да и исполнители — кто по велению своей творческой натуры, кто по соображениям иного порядка — все активнее стремятся выступать в собственных вечерах.
Каждой такой программе нужен режиссер. Но требования, предъявляемые к этому виду режиссерской работы, сравнительно невелики. Хорошо, если есть интересный сценарий. Но можно и без него. Хорошо, если придуман оригинальный режиссерский «ход». Но не беда, если нет «хода». Хорошо, если режиссер разбирается в эстрадной специфике. Но и это в конце концов не обязательно. Был бы режиссер профессионально грамотен, имел бы хороший вкус и уверенность в себе, и дело наверняка пойдет на лад. Тут пожара нет. Не будет собственных — эстрада проживет и приглашенными постановщиками.
Создание номера так же отличается от постановки программы, как создание живописного полотна от подготовки выставочной экспозиции. Разместить картины по стенам тоже нельзя без вкуса, глаза, опыта. Но ко всему этому живописцу нужен еще самобытный талант. Номер — сердце эстрады, пульс эстрады, ее основа, ее вершина.. Изощряться можно до бесконечности. Когда Н. П. Смирнов-Сокольский назвал номер «Его Величество», он не прибавил и капли к его прирожденной значительности. Создать номер, явить в нем публике артиста (а в эстрадной практике это нередко означает: создать артиста) — вот в чем главная миссия режиссера. И осуществить ее у него есть миллион различных способов.
Без режиссера нет номера. Вы знаете исполнителей, которые работают самостоятельно? Значит, они и собственные режиссеры в придачу. Даже размышляя, в каком платье выйти на сцену, певица режиссирует свой номер. А удачно ли это у нее получается? Пойдемте — посмотрим! Мастерская сатиры и юмора — это 240 артистов. Это 220 (поскольку некоторые исполнители работают попарно) театров, которым, несмотря на их своеобразие и сугубую миниатюрность, требуется все то же, что большим академическим коллективам. И в первую очередь режиссерское руководство.
Это одна творческая мастерская одной концертной организации. Сколько же нужно режиссеров современному эстрадному искусству? И сколько их в действительности?
Сказать, что на эстраде нет режиссеров, — неправильно. Они есть. Сказать, что на эстраду не приходит талантливое пополнение, то ли из своих же исполнителей, то ли со стороны, «варягами» или навсегда, — неверно. Оно приходит. Сказать, что не рождаются интересные режиссерские работы, — тоже несправедливо. Рождаются...
Но и правильно, и верно, и справедливо утверждать — режиссуры на эстраде нет. Потому что до слез их мало — и режиссеров, и новичков, и их ярких произведений. Потому что случайно к ничем не предопределено, не гарантировано их появление. Потому что шире широкого открыты ворота для всяческой немощи, бездарности, халтуры...
Парадокс об эстраде
Искусство эстрады — подлинное искусство. Который раз встречается вам это утверждение? Пятый? Двадцатый? Сотый? А постарайтесь припомнить, когда вы последний раз читали о том, что живопись — искусство?.. То, что безусловно, что вне сомнений, — так часто не повторяется.
Жизнь эстрады — загадочный и непобедимый пока что парадокс. Одно из самых популярных и демократичных, самое мобильное искусство. По-разному — с гордостью, раздраженно, недоумевающе, — но признают это все. Но вместе с тем хуже всех обеспеченное и материально, и организационно, и творчески. Самое запущенное, если оторвать взор от фестиваля «Московские звезды» и посмотреть, что иногда выползает на периферийные подмостки.
Самый скромный драматический театр гордо начинается с вешалки, то есть прежде всего с помещения, где эта вешалка поставлена. Крупнейшие города страны не имеют своего специального эстрадного зала. Самый незаметный драматический актер не появится на сцене, минуя режиссера. И режиссер постарается, чтобы свое «кушать подано» этот актер произнес наилучшим образом. А в жизни эстрадного артиста встретить режиссера, поработать с ним — редкое, далеко не про всех везение.
Это все — один ряд, один непрерывный комплекс болезненных явлений, который можно было бы обозначить: невнимание к эстраде. Эстрада — подлинное искусство! Мы свято верим этому. Но что делать, если для очень многих людей эстрада ассоциируется прежде всего с сомнительным вкусом, с приблизительным мастерством, с привкусом недоброкачественности, несъедобности! Известно или неизвестно критикам, что талантливых артистов на эстраде неисчислимо больше, чем полноценных номеров. А это, кстати, значит, что «состоявшихся», раскрывшихся творчески индивидуальностей — несчастные единицы. Все потому же!
Одному, может быть, нужно подсказать совсем крошечную, но ту самую деталь. Другому подкинуть зерно замысла. Третьего надо увидеть, потому что он все делает не как должно... Эстрадное творчество — каждый вечер, в любом почти концерте — вопиет о режиссерской руке, о направляющей режиссерской идее. Как ни много на эстраде проблем (проще, может быть, сказать — бед?), эта — самая узловая, самая «горящая». И если начинать, то надо бы с нее.
«Если бы я был господом богом...»
Иными словами: если б был сверхъестественно всемогущ, — что стал бы делать?
С. А. Каштелян создал бы Театр эстрады (не путать с помещением на Берсеньевской набережной в Москве!). Он хорошо помнит уровень спектаклей, которые шли в мюзик-холле в начале 30-х годов. Авторы — Д. Бедный, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев. Режиссеры — Н. Волконский, Ф. Каверин, Н. Акимов. Исполнители — Б. Тенин, С. Мартинсон, В. Лепко, В. Токарская, А. Беньяминов, Т. Савва, М. Миронова... Это были блистательные и воистину эстрадные спектакли, потому что основным художественным средством в каждом был номер.
Вы сомневаетесь, нужны ли теперь такие спектакли? Если так, подойдите к Театру на Таганке в любой вечер, когда там идут «Десять дней, которые потрясли мир». Этот спектакль (Сергей Андреевич Каштелян, к слову, в его создании участвовал) — эстрадное представление в чистом виде, со всеми его особенностями и свойствами. Эстрада не виновата, что сейчас лишь немногие знают истинные ее возможности! Но если бы те же «Десять дней» показали эстрадные артисты, виртуозно владеющие ремеслом, получился бы спектакль мирового класса!
Создать театр эстрады — значит не только выделить помещение и деньги, заполнить штат и утвердить распорядок жизни. Нужно внутренне перестроиться, изменить привычные представления. Например, признать, что специфическими средствами эстрады можно не хуже, чем другими, утверждать идеи огромного масштаба — политические, социальные, гражданские. И убытка идеям никакого не будет.
А. Л. Полевой, обладай он божественным авторитетом, начал бы с другого. Он открыл бы институт эстрадного искусства — институт совершенно особой организации и особых форм обучения. Драматическому театру нужен Фамусов, но нужен и Петрушка. И Петрушка должен получить такое же добротное актерское образование, что и звезда первой величины.
Другое на эстраде: каждый исполнитель здесь — премьер, хотя бы на пять минут своего концертного времени. Этих артистов надо не подбирать — коллекционировать. Набралось пять человек на курс — прекрасно. Двадцать — чудо из чудес. Сколько окажется безусловно, безоговорочно талантливых, столько и учить! Пару лет на общеартистическую подготовку, потом совершенствование в избранном жанре. А одновременно рядом, параллельно, в той же атмосфере, в том же ежедневном общении с мастерами, пусть учатся будущие режиссеры.
Никто не удивляется, что режиссеров кино готовит институт кинематографии, а театра — театральные. Почему же эстрада должна подкидывать своих питомцев, как кукушка, в чужие гнезда? И если мечта об институте похожа на утопию, то потому только, что слишком укоренился взгляд на эстраду как на нечто такое... числом поболее, ценою подешевле!
Д. АКИВИС
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий