Образ маска
В основе искусства — всегда образ. Нет образа, нет и искусства. О том, как создается образ, написаны наверно тысячи книг. На многих языках. Но нас интересует сейчас особый случай: как помогает (а иногда и мешает!) созданию образа так называемая «маска».
Что такое маска?
Маска — это чисто внешнее, причем предельно обобщенное и порой довольно условное выражение данного образа, его внутренней сущности. Маска более или менее постоянна. Она рассчитана, что называется, на много раз. Лучшие маски запоминаются зрителями моментально. Они сразу и индивидуальны и социальны. Весь мир знает гениальную маску Чарли Чаплина. Широко известны во многих странах мира и маски знаменитого французского мима Марселя Марсо и ничуть не менее знаменитого советского «солнечного клоуна» Олега Попова. Артисты цирка особенно любят маски. Чаще всего маски принадлежат клоунам. Но, разумеется, не только им. Маску может иметь и комик-акробат, и музыкальный эксцентрик, и даже дрессировщик. Как правило, маски в цирке преимущественно комические. Такова уже сама природа цирка, искусства мажорного, ярко жизнерадостного. Но бывают маски и другого типа — трагические и трагикомические. Каждая удачная маска — плод величайших творческих усилий, исканий, размышлений над жизнью.
КАК СОЗДАЕТСЯ МАСКА
Известно, что Чарли Чаплин далеко не сразу нашел свою маску. В самых первых фильмах Чаплина даже трудно узнать. На нем щегольской сюртук и высокий цилиндр. Большие, свисающие усы, И лишь в фильме-импровизации «Детские автомобильные гонки» мы впервые видим будущего знаменитого Чарли: поношенный, явно с чужого плеча костюм — слишком узкий пиджачок и слишком широкие брюки, нелепые стоптанные башмаки с задранными носами — и при всем этом явная претензия на «аристократизм» — усики щеточкой, тросточка и котелок. Исследователи творчества Чаплина досконально выяснили, у кого что было взято: у кого из артистов Чаплин взял для «Детских автомобильных гонок» брюки, у кого — башмаки, у кого скопировал грим. Но лучше всех объяснил происхождение маски Чарли сам артист: «Мой «тип» представляет собой синтез внешнего облика значительного числа англичан, которых мне пришлось видеть за время моей жизни в Лондоне... Я подумал обо всех маленьких англичанах с маленькими черненькими усиками, с бамбуковыми тросточками, и я решился взять их себе за образец». Это свидетельство артиста крайне важно. Вот, оказывается, как родилась маска «маленького человека». В нищих кварталах Лондона, где много лет жил молодой Чаплин, подсмотрел он и костюм своего героя, и его усики, и его беспросветно печальные глаза.
Как бы ни ухищрялись иные формалисты, доказывая что маска непременно алогична, в хорошей маске всегда есть своя логика. Хорошая маска всегда подсмотрена (пусть даже по мелочам!) в реальной жизни. Лишь тогда маска приобретет настоящую популярность, когда она будет легко узнаваться зрителями. Никакой иной путь создания маски не принесет ее творцу подлинного успеха. Примеров тому великое множество. Сколько, скажем, разных «чаплинов» было в свое время на цирковых манежах — и у нас и за рубежом! А что осталось? Многие ли их помнят? А ведь были и талантливые подражатели. И маску Чарли точно копировали и ногами семенили очень похоже. Но не было самого главного. За взятой напрокат маской не стояло собственное открытие жизни, не чувствовалась чаплиновская боль за беззащитного человека. Не было образа! Маска была сама по себе. Она напоминала денежную купюру, не обеспеченную золотым запасом. Особенно ненужной была маска Чарли в советском цирке. Она не имела соответствий в нашей жизни, не рождала у зрителей необходимых ассоциаций. Мало этого, она даже мешала росту наших артистов. Вот, как вспоминает, например, о своем творческом пути Карандаш: «Я делал упорные усилия, чтобы овладеть покроем и «душой» чаплиновского одеяния... Меня не покидала мысль сделать совершенно новый, «свой» костюм. Хотелось чего-то интересного, свежего, а не повторять то, что уже сделано, не жить на проценты Чаплина... Брался я за выработку собственной маски. Бродил по базарам, по толкучкам, по пивным, рассчитывая в готовом виде встретить такой «типаж», который можно было бы скопировать и перенести на арену цирка».
Конечно, готовый типаж не так-то просто встретить в жизни. Маска — всегда синтез длительных наблюдений и размышлений. Но сам по себе путь молодого комика был единственно правильным. От готовой чужой маски к поискам собственной. Причем искать в повседневной жизни, внимательно приглядываясь к множеству самых разных людей. И результаты сказались буквально тут же: «Чаплиновский котелок заменился мягкой шляпой, чаплиновский кургузый фрак сменился простым пиджаком, бамбуковая трость обменялась на простую... Походка моя изменилась — ноги я стал ставить свободно, как мне нужно. Моя фигура приобрела возможность свободно двигаться своими, индивидуальными движениями. Тогда я принялся вырабатывать свою маску (в отношении грима), а также вырабатывать отдельные мелочи своего костюма... Когда я освободился от рамок Чаплина, передо мною открылся свободный путь. Я стал пользоваться речью, музыкой, появились новые формы работы. Теперь я не ограничивался одним материалом цирковой действительности, но заимствовал материал и из обыденной жизни, обрабатывая его, внося его в цирк извне». И успех не заставил себя ждать. Из неудачника-подражателя молодой артист с головокружительной быстротой становится ведущим комиком советского цирка, любимейшим, популярнейшим Карандашом! Трудно придумать более поучительный пример — и не только для молодежи...
В наши дни, когда на цирковой арене то и дело появляются некие «клоуны вообще» — в лохматых париках, в нескладной «потешной» одежде, с нелепыми носами, — многие, не понимая, зачем все это, весьма просто объясняют себе и другим то, что видят; «Клоуны — они и есть клоуны. У них так и должно быть. Это такая традиция». Удивительное заблуждение! Традиции советского цирка совсем не в том, чтобы закреплять закрепленное — да еще и отжившее! — а в том, чтобы постоянно обращаться к живой действительности, к злобе дня, искать и открывать новое, быть чутким современником зрителя. Очень хорошо писал об этом еще в 1937 году один из основоположников советской клоунады, замечательный клоун нашего цирка Л. К. Танти: «Даже взяв необходимую в этом случае поправку на шарж, утрировку, пародию... все «рыжие» все же должны быть людьми: это хитрецы, наивные ротозеи, прохвосты, весельчаки, задиры, флегматики, пустозвоны, бестолковые путаники, но все же это люди, это сколки живой действительности, которые еще не перевелись в окружающей жизни... Почему коверные советского цирка (а в этой области мы имеем успехи) ближе зрителю своим юмором?.. Потому что они — смешные люди: их забавные, но характерные и типичные манеры напоминают многих Иванов Ивановичей и Иванов Петровичей, потому что зритель узнает в них и своего сослуживца-чудака, и соседа по трамваю, и партнера по спортивной игре». Тут все точно сказано.
Маски должны подсказываться жизнью, а не браться готовенькими — «традиционными».
МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ!
Гастроли цирка «Ереван» в Москве. Никакой экзотической мишуры. Строгие современные костюмы. Даже униформисты все как один в ослепительно белых рубашках и в модных черных брюках. На арене наши современники, чаша отличная молодежь — веселая, ловкая, праздничная. Весь спектакль — гимн нашему времени! Но что это? В паузах на манеже Леонид Енгибаров. Недавний выпускник Государственного училища циркового искусства. Один из наиболее талантливых молодых комиков. Но как он одет? На голове старорежимный котелок, на ногах невозможные ботинки с подчеркнуто квадратными носами — такие, каких и в цирке теперь не увидишь! А маска? Трагическое лицо, напоминающее лица комиков из итальянских неореалистических фильмов. И хотя все, что делал Енгибаров, было интересно, свежо, умно, все равно смотреть на него было неловко. Настолько выпадал он из общего стиля представления. Настолько весь его облик был не сегодняшним, не нашим. Маска жестоко подвела молодого клоуна. Ему бы получше всмотреться в нашу жизнь, а не заимствовать чужое. Ведь в сегодняшней жизни столько еще не открытых искусством типов, они так и просятся в клоунаду! Трудно даже сказать, почему на наших аренах то и дело появляются старинные маски. Не очень давно москвичи в цирковом представлении «Новое в цирке» (?) наблюдали «уморительную» сценку. Некий, очень бравый, очень самоуверенный господин, типичный буржуа конца XIX века в обязательном по тем временам котелке, упорно хотел сесть на строптивого мула. Мул брыкался. В результате у господина... лопались брюки. Пошлость так и била от этого номера. Смеяться над лопнувшими штанами?! Не будем спорить, возможно, лет 60—70 назад этот номер и имел право на существование. И публика тогда была не та, и высмеять чванливых господ лишний раз отнюдь не метало. Но в наши дни кому нужен этот «традиционный» номер? Неужели у нас нет своих объектов для высмеивания...
Или Константин Берман. Весьма популярный коверный. Вот он выходит на арену и видит, что инспектор манежа что-то кладет себе в рот.
— Что это вы пробуете? — спрашивает Берман.
— Витамины.
— А мне можно попробовать?
— Пожалуйста!
Берман пробует и... на глазах у зрителей начинает раздуваться. За одну-две минуты его живот достигает чудовищных размеров. Конечно, подобный живот смешон. Однако напрасно мы стали бы допытываться, к чему все это? Что не надо есть витамины, иначе раздует живот? Что огромные животы появляются от неумеренного потребления витаминов?.. А ведь трюк с растущим на глазах у зрителей животом таит богатейшие возможности для сатирического осмеяния всякого рода засидевшихся бюрократов, заевшихся бездельников и тому подобных «героев». Но трюк этот требует не только осмысления, но и другой маски. Маска Бермана — маска весьма неопределенная. Маска клоуна вообще. Маска без всяких социальных и индивидуальных отличий. Такие маски, да простится каламбур, маскируют отсутствие образа! Но зато сколько истинной радости приносят зрителям осмысленные, удачно найденные маски, подкрепленные, а лучше сказать «обеспеченные» цирковыми образами.
Олег Попов! О нем написано уже довольно много. Это действительно солнечный клоун. Ловкий, веселый и... чуть-чуть наивный. Удивляющийся самому себе: до чего же у него ловко порой получается! И право жаль, что когда от жонглирования и номера на проволоке артист переходит к отдельным сценкам, его солнечный образ заметно меркнет. Маска остается, а образа уже словно нет. Ибо то, что разыгрывает артист с партнерами, почти не продолжает его образ.
Юрий Никулин. Неповторимая маска! Изумленные глаза, наивно разинутый рот. Безошибочный образ ошеломленного простака. Помните, как внимательно разглядывает он кувшин с молоком, с трудом веря, что перед ним действительно молоко! Зрители стонут от восторга. Не смеяться невозможно. А с каким трогательным простодушием сообщает он хохочущим зрителям о своем потрясающем открытии: «Коровячье!» Это бесспорно одна из лучших реприз Никулина. Актер предельно верен своей маске, маска и образ нерасторжимы. Хотелось бы только, чтобы новые номера Никулина были еще злее, сатиричней, социальней.
ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ!
На арену выбегают клоуны. Сколько их, трудно сказать. Может быть, пять, а может быть, и десять. Цирковая программка утверждает, что восемь. Вполне возможно. Во всяком случае, несколькими больше, несколькими меньше — решительно безразлично. Все они суетятся, мельтешат перед глазами. И не запоминаются. Настолько безлики. Нет масок, нет характеров и даже нет цирка. Все, что делают клоуны, по силам любой заурядной самодеятельности. В самом деле, вот один из главных их номеров. У одного клоуна сегодня первая в жизни получка. Друзья предлагают ее «обмыть». Новичок сначала отказывается, затем поддается на уговоры, выпивает и начинает хулиганить. Друзья разбегаются, боясь, как бы им не пришлось отвечать за пьяного. Все цирковые трюки сводятся к тому, что у одного клоуна при убегании с арены с головы сваливается парик! Второй номер еще хуже. Два абстракциониста (один художник, другой скульптор) демонстрируют остальным клоунам свои «шедевры». В общем «шедевры» как «шедевры». В действительности творения абстракционистов и уродливее и нелепее и смешнее. Никакого настоящего сатирического приговора, да еще средствами цирка, абстрактному искусству в этом номере нет. И как бы понимая, что задача ими не выполнена, клоуны-абстракционисты начинают кривляться в дурацком танце, пока один из них не падает замертво и его не уносят с арены. Ну что же дурацкие западные танцы высмеяны, а абстрактное искусство? Его клоуны не сумели высмеять. А кажется, трудно найти что-нибудь более подходящее для буффонного издевательства, чем модные «абстракции»! К сожалению, этого не сделали ни автор репризы поэт Ю. Благов, ни даже такой опытный режиссер, как М. Местечкин.
Называется это цирковое представление «Эстафета поколений». И невольно возникает тревожный вопрос: неужели же вот эти беспомощные, безликие, абсолютно нецирковые клоунады и есть — эстафета поколений? Неужели прославленным клоунам, мастерам нашего цирка, нечего было передать своей смене? Да неправда же... Русские клоуны всегда были яркими индивидуальностями, они отлично знали своих героев и не щадили их. В умении своими собственными средствами изображать действительность, в умении создавать неотразимо запоминающиеся типичные маски и славны мастера клоунады. Их традиции, как эстафету и должна принять наша молодежь.
Н. ХАЛАТОВ
Журнал Советский цирк. Август 1964 г.
оставить комментарий