Огонь по врагу
Это произошло во время войны. В Новосибирский радиокомитет поступила телеграмма: «Боевым разведчикам Кузьме Ветеркову и Илье Шмелькову.
Мы, бойцы, командиры и политработники, находящиеся на излечении в госпитале, шлем вам свой братский привет с наилучшими пожеланиями. ТЧК. Вы как настоящие воины рубите врага своей песней. Мы под ваши песни вспоминаем боевые дни, боевые эпизоды, и они воодушевляют нас на боевые подвиги». Подобных телеграмм и писем в те годы от бойцов и командного состава Сибирского гвардейского корпуса, от раненых из эвакогоспиталей, от тружеников сельского хозяйства Алтая, шахтеров Кузбасса и рыбаков Нарына пришло более шестнадцати тысяч. В них советские люди выражали свою безграничную преданность и глубокую любовь к Родине.
С фронта в Новосибирск сообщали Ве-теркову и Шмелькову: «В самые тяжелые минуты для нашей Родины, когда враг был под Сталинградом, вы своей меткой сатирой вдохновляли наших бойцов.»
Труженики сибирского седа давали обязательства: «Посевную встретим во всеоружии. И на этом фронте не подкачаем».
Кто же они такие, Ветерков и Шмельков, которым адресованы были эти многочисленные послания?
...В воскресные дни в шесть часов тридцать минут вечера миллионы сибиряков не отрывались от репродукторов. Толпы народа собирались у каждого уличного радиорупора, чтобы послушать очередную передачу «Огонь по врагу».
«С боевой песней, это не впервой нам,
Бить врагов советской солнечной земли.
Боевую песню мы в былые войны
На штыке советском пронесли.
Эх ты песенка-душа,
Песенка-красавица,
Больно песня хороша,
А врагу не нравится».
Строчками этой песни под баян знаменитого музыканта Ивана Ивановича Маланина начиналась каждая передача «Огонь по врагу». А потом в выступлениях сибирских пареньков, разведчиков Ветеркова и Шмелькова, звучали задушевные песни, веселые шутки, частушки, сатирические сценки, репризы, насыщенные фронтовым юмором. Радиослушателей покоряли отвага и находчивость, остроумие и лихой задор однополчан-земляков Кузьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова.
В июле 1942 года Новосибирский исполком вынес специальное решение о награждении почетными грамотами областного Совета депутатов трудящихся — «За проявленную инициативу по созданию нового оборонно-патриотического антифашистского репертуара «Огонь по врагу» — артистов Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина, эвакуированного из Ленинграда в Сибирь: Борисова Александра Федоровича — Ветеркова (ныне народного артиста СССР) и Адашевского Константина Игнатьевича — Шмелькова (ныне заслуженного артиста РСФСР).
А через год Театр имени Пушкина направляет бригаду «Огонь по врагу» на передовую для обслуживания сибирских добровольческих частей. Казалось бы, совсем одинаковые не только внешне (в солдатской форме), но в своей находчивости и веселости, они предстают перед фронтовиками совсем разными: живой, с лукавой усмешкой, неожиданно лиричный в задушевных песнях Ветерков и степенный, коренастый Шмельков. На лесных опушках, в землянках и блиндажах звучат задорные голоса:
«Эх ты песенка-душа,
Песенка-красавица,
Больно песня хороша,
А врагу не нравится».
А там, где позволяла обстановка, перед традиционной песенкой показывали короткометражный кинофильм «Огонь по врагу». И едва он заканчивался, как из-за экрана, обняв слепого баяниста Маланина, выходили к зрителям оба солдата.
— По ва-го-нам! — голосисто командует Ветерков.
Шмельков имитирует свисток паровоза. И вот уже оба под звуки баяна изображают стук колес: разведчики отправляются на фронт. Потом перед зрителями возникают политические карикатуры на Гитлера. Геринга и Геббельса, на Муссолини и Антонеску, на Маннергейма, Петена и Лаваля. В приказе по одному из полков Сибирского гвардейского корпуса отмечалось:
«Личный состав полка ушел с концерта воодушевленным и готовым выполнить любой ценой наказ своих артистов-земляков: в решающем летнем сражении разгромить немецких захватчиков и вернуться домой».
Много подобных приказов было тогда издано. А когда артисты А. Борисов и К. Адашевский вернулись с фронта, театр направляет их обслуживать части и госпитали Сибирского военного округа, тружеников заводов и колхозов Сибири. Огромного размера достигла популярность Ветеркова и Шмелькова. В те дни кемеровская газета «Кузбасс» посвятила большую статью программам «Огня по врагу».
«Понимая, как необходима народу в дни войны веселая, злая сатира, — писала газета, — Адашевский, Борисов и Маланин, проявляя творческую оперативность, на обычных эстрадных приемах создали, по сути, новый номер злободневной музыкальной политической сатиры. Агитационно-пропагандистское значение «Огня по врагу» особенно велико, потому что Ветерков и Шмельков стали нарицательными, бытующими в народе образами советских бойцов с характерными для русского человека чертами».
Эти газетные строки, на мой взгляд, очень точно характеризуют идейно-творческое содержание замечательного эстрадного произведения времен Великой Отечественной войны. Борисов, показавший на сцене Театра имени Пушкина незабываемые портреты наших современников, Борисов — создатель в кино образов ученого Павлова и композитора Мусоргского — в своих актерских работах всегда выступает как художник акварельных красок, необычайно проникновенный и мягкий, рисующий глубоко психологические образы. А вот на эстраде в «Огне по врагу» тот же Борисов проявлял себя как актер лубочного плана. Порой беглыми гротесковыми мазками он изображал свои сатирические персонажи-карикатуры. Наряду с этим в положительных образах «Огня по врагу» актеру удавалось сохранить присущую ему задушевность и трогательную теплоту, особенно когда он пел лирическую песню фронтовика:
«Приходи, прошу тебя, к вокзалу,
Табаку в дорогу прихвати.
Приходи, а мальчика, пожалуй.
На вокзал с собой не приводи.
Пусть не знает он, что при разлуке
Мы с тобою горько промолчим,
Что мои испытанные руки
Могут дрогнуть при прощанье с ним.
Приходи и все скажи глазами,
Карточку в дорогу принеся:
Приходи: И от меня на память
Ничего на свете не прося.
Знай, что лучший памятью разлуки
Будет день, когда я невредим
Вновь вернусь и эти руки
Отеплю дыханием своим.
Я вернусь! И ты придешь к вокзалу
С ландышем, приколотым к груди...
Приходи! И мальчика, пожалуй,
На вокзал с собою приводи:»
За два года до окончания войны песня как бы предсказала майские дни Победы «с ландышем, приколотым к груди!». Номер «Огонь по врагу» был сделан, казалось бы, в архаичном плане, воскрешая лубочное искусство далекого прошлого. Но благодаря острому политическому содержанию и в силу того, что сами актерские средства отвечали духу времени, номер всегда звучал современно. Да и теперь, когда на творческих вечерах Борисова или Адашевского вы смотрите «Огонь по врагу», то невольно попадаете в плен общего зрительского восторга. И не только потому, что на эстраде как бы воскрешается памятная атмосфера Великой Отечественной войны с неиссякаемой верой советского народа в неминуемую победу над мрачными силами фашизма, но еще и потому, что Борисов и Адашевский в этой эстрадной работе достигли высоких художественных вершин.
Д. МЕЧИК
Журнал Советский цирк. Май 1968 г.
оставить комментарий