Олег Сокол на манеже
Как известно, «дети цирка» чаще всего выбирают для себя не профессию, а жанр. Профессию им подсказывает обычно род занятий родителей. Дети редко покидают колдовской круг манежа, чтобы посвятить себя совсем не цирковой специальности. Бывают, однако, исключения.
На фото: Олег Сокол
Сын циркового гладиатора и, если так можно выразиться, «гладиаторши» надеть римскую тунику и блестящий шлем, чем-то напоминающий каску пожарного, не захотел. Он ушел во флот или, как говорят моряки, «на флот».
Со временем родители моряка сложили шлемы и туники в сундуки и создали новаторский иллюзионный аттракцион. Он демонстрировал достижения современной науки и техники — чудеса радио, кибернетики, электроники, хотя именовался довольно скромно — «Чудеса без чудес». На удивление публики, иллюзионист жарил на холодильнике яичницу, вызывал даже в самую тихую погоду яростные молнии, давал возможность зрителям поговорить со своими домашними по телефону при помощи... палки или бутылки!
А сын, став моряком дальнего плавания, бороздил моря и океаны. Но «жизнь в движении» присуща не только морякам... Однажды в канадском городе Галифаксе молодой моряк (сошедший на берег в штатском) стоял у витрины модного магазина. Облюбовав какую-то новинку, он вслух выразил свое мнение о ее цене... Стоявшая рядом невысокая блондинка вздрогнула и удивленно спросила:
— Вы русский?
— Да.
— Эмигрант?
— Нет.
Моряк «переключился» с витрины на девушку, стараясь припомнить, где он ее раньше видел... Но тут из магазина вышла известная танцовщица на проволоке Вера Ивановна Сербина и радостно воскликнула:
— Олег!!!
А потом пояснила блондинке, оказавшейся артисткой Евгенией Волжанской:
— Это же сын Розы и Анатолия Сокол!
В тот же вечер Олег вместе со своим начальством присутствовал на представлении советского цирка. С манежа лучился солнечный юмор Олега Попова, невероятные вещи вытворяли филатовские медведи, зал восхищался искусством канатоходцев Волжанских...
А вскоре Олег Сокол принимал артистов на своем судне. Потянуло ли в этот момент потомственного циркового человека на манеж? Не знаю... Рассказам о большой популярности родительского аттракциона Олег мог противопоставить и свои достижения. Окончив Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала С. О. Макарова, он стал инженером-судоводителем, штурманом дальнего плавания, радиооператором... Человека с таким длинным титулом можно считать нашедшим свое место в жизни, но... Мне уже приходилось однажды цитировать английского писателя Джакобса. Вот и сейчас не могу удержаться от того, чтобы не привести здесь одной его фразы: «Матрос может стать проповедником, пастух — министром, но циркач останется циркачом...»
Подошло время, когда перед супругами Розалией Марковной и заслуженным артистом РСФСР Анатолием Григорьевичем Сокол замаячила перспектива, как принято говорить, «заслуженного отдыха»... И тогда отец дает штурману выразительную телеграмму: «Гаси топки, возвращайся в цирк»... Освежение иллюзионных аттракционов подсказало само время. Дело Эмиля Федоровича Кио успешно продолжают его сыновья Игорь и Эмиль, аттракцион Анатолия Сергеевича Шага, перешедшего на режиссерскую работу,— молодой Юрий Аверино. Дошла очередь и до артистов Сокол.
— Сделаем так, — предложил Олег руководству Союзгосцирка, — если в течение трех месяцев станет ясно, что артиста из меня не получится, я вернусь на флот. Сжигать за собой мосты моряк не захотел. Но меньше всего он стремился к тому, чтобы, сменив отца, механически подражать ему. Отдавая должное его артистическому мастерству, Олег понимал, что копия всегда хуже оригинала. Технику аттракциона он постиг без особого труда — как-никак морской инженер, а вот освоение актерского ремесла пришлось начать с азов. В Туле он прилежно занимался с одной талантливой актрисой, являвшейся и опытным педагогом. Постановка голоса, работа над дикцией, обретение сценической свободы и в речи и в движении — вот с чего начал будущий артист, готовясь возглавить иллюзионный аттракцион. Конечно, природное обаяние и артистичность, неистребимое чувство юмора во многом ему помогли. Но без дотошности дисциплинированного трудового человека, воспитанного флотом, Олег вряд ли сумел бы за несколько месяцев научиться уверенно и четко «командовать парадом» на манеже.
И вот в Ялте я смотрю аттракцион, в котором видел несколько лет тому назад Анатолия Григорьевича. Так же на затемненный манеж выходят клоуны, и чемодан, поставленный ими на холодильник, сам с него слетает. Невесть откуда возникающие голоса пугают их, как и неожиданные световые сигналы. Клоуны начинают звать Олега. Вдруг его лицо возникает на двух круглых экранах под самым куполом. Оттуда артист тепло здоровается со зрителями, чтобы через какую-то долю секунды оказаться на манеже.
И с первых же его шагов, с первой реплики, обращенной к партнерам, а затем к зрителям, уже ясно, что молодой Сокол на правильном пути. В нем есть непринужденность, но не развязность, элегантность, но не пижонство. И вместе с тем нет в нем той «бытовщины», которой цирк по природе своей не терпит. Простой, но не простоватый, иронично-загадочный, но отнюдь не напускающий на себя этакую таинственность... Словом, артист обаятельный, умный и очень современный, под стать и новаторским трюкам аттракциона и его великолепному оформлению (художник А. Фальковский). Безусловно, свою «свежинку» в аттракцион молодой иллюзионист уже внес.
Однако наивно требовать, чтобы он за столь короткое время ввел много новых трюков. Но к этому молодой иллюзионист уже близок. О своих замыслах он рассказывает увлеченно, как человек творческий, и очень конкретно, как человек деловой. А применить свои знания, накопленные на морской службе, в частности, связанные с радиотехникой и многим другим, ему есть где, но он понимает, что техника не должна «забивать» артистизм. Многим покажется странным столь быстрое превращение моряка в артиста, но не следует забывать двух обстоятельств: место рождения Олега Сокола — цирк. Специальности флотская и цирковая в данном случае переплелись. Постичь все тонкости «электронного аттракциона» помогла Олегу долголетняя работа, непосредственно с электроникой связанная. В этом один из «секретов успеха».
Хочется высказать также некоторые замечания. Начать с афиши: «Единственный в СССР электронно-иллюзионный аттракцион с участием радиомеханического человека «Робот» под руководством Олега Сокола». Подумайте только — тринадцать слов!.. Если это допустимо для названия диссертации, то для цирковой афиши, которая должна быть броской, лаконичной, интригующей, это недопустимо. Есть просчеты и в сюжетной линии аттракциона. Почему-то безо всякого повода вдруг исчезает второй клоун, и зрители (особенно дети) вправе предположить, что он «залез» в робота. Кстати, делать из «робота» гвоздь аттракциона, столь широко его рекламируя, вряд ли стоит.
Новый руководитель творческого коллектива непременно должен вносить в него новое. Я не сомневаюсь, что Олег Сокол это новое найдет, применит и в трюках и в сценарном решении. Пока все мною виденное представляется только началом, но началом, безусловно, обнадеживающим. И от всей души хочется пожелать моряку, пришедшему на манеж, счастливого плавания по бескрайним цирковым просторам.
оставить комментарий
СЭЦ. 01 - 69