Он не отступил
«Что вас привело в театр? Что вас привело в цирк?» — на этот вопрос чаще всего молодые люди отвечают: «Я так люблю искусство, что без него не могу жить».
Но, смотришь, прошли годы, и многие, отдав дань увлечению театром и цирком, спокойно сидят в партере, избрав другую профессию, живут полно и счастливо. И это правильно: если у человека нет настоящей любви к сцене или манежу, нужно уйти. А вот о любви к искусству до самопожертвования мне и хочется рассказать. Как и у многих из нас, любовь к театру и цирку зародилась у Саши Аронова еще в детстве. Отец его был ударником производства. Тогда в Московском цирке была ложа для ударников, и он вместе с отцом ходил чуть не на все представления. Однажды он набрался храбрости, пошел за кулисы и «заболел» цирком на всю жизнь.
Незабываемые ощущения первых цирковых представлений, первых спектаклей, первых книг составляют мир мальчика. Он мечтает о героических приключениях, мечтает быть и Дуровым (дрессирует собаку и грача), и Лазаренко (стоит и ходит на руках), и Игорем Ильинским («представляет» в домашнем театре). В школе играет уже не каждый ученик. Но у Саши с годами все сильней звучит артистическая струна. Он играет во всех школьных спектаклях. «Я переиграл в «Женитьбе» Гоголя всех, кроме Агафьи Тихоновны и Дуняши», — вспоминает он. Но вот пришло испытание. Как раз после окончания десятилетки, когда выпускник Аронов сидел во дворе своего доме, готовясь к экзаменам в ГИТИС, неопытный шофер грузовика по неосмотрительности дал задний ход, юноша был буквально расплющен о стену. Долгий год он пролежал в параличе. Но ровно через год, на костылях, сплошь забинтованный, будто человек-невидимка, он явился на экзамен, выдержал его на режиссерский факультет и... не был принят.
Правильно ли поступили экзаменаторы? Правильно. Режиссер должен обладать чутким слухом, а у юноши одно ухо выбыло из строя. Режиссер должен обладать зорким взглядом — один глаз не видел. Режиссер должен показать актеру движение — перед ними был парализованный инвалид. Лицо его не двигалось, походило на застывшую маску. Правильно! Но нет правил без исключения, и Саша Аронов доказал это. В декабре 1940 года должен был состояться вечер, посвященный Дню Конституции. Аронов написал сценарий и с азартом автора и непризнанного режиссера поставил его с энтузиастами — студентами первого курса актерского факультета. Когда декан режиссерского факультета увидел работу Аронова, то сам предложил ему учиться на режиссерском факультете.
Так Александр Борисович Аронов победил в первом испытании и добился осуществления своей мечты. Началась учеба. И тут дало себя знать то, чего так опасались экзаменаторы. Не гладко и далеко не успешно учился на первом курсе (совместно с присланными на учебу артистами цирка Н. Барзиловичем, братьями В. и А. Макеевыми, С. Куреповым, К. Зайцевым, С. Рудифом) студент Аронов. Но неудачи не расстроили Аронова, а лишь ожесточили, заставили его еще больше работать. Он усиленно занимается, часами просиживает у зеркала, массируя свое парализованное лицо.
Началась война. На десятый ее день Саша Аронов, несмотря на протесты врачей, ушел добровольцем в комсомольский батальон Красной Пресни, но через полгода вернулся по приказу о возвращении студентов. Институт уже был в Саратове. Выехать туда не удалось. Судьба забросила Аронова в Омск. Состав театра драмы был переполнен. Саша поступает режиссером и актером в кукольный театр. Как передать зрительному залу средствами театра кукол мысли и чувства советского человека, желающего в тылу воевать с врагом? Аронов пишет пьесу «В последний час — (окна ТАСС)», сам ее ставит, и кукольный театр неожиданно становится агитатором, зовущим зрителя на подвиг победы.
Аронов подружился с режиссером Б. Шахетом, артистами Омского цирка. Шахет учит его цирковой режиссуре, привлекает к постановкам массовых городских представлений в фонд обороны. В 1943 году Аронов получил, наконец, возможность вернуться в ГИТИС. И тут произошло то, чего никто не ждал: из посредственного студента он стал отличником. На полях его работы народный артист республики В. Сахновский, бывший в ту пору художественным руководителем МХАТа, пишет: «Великолепно! Уверяю вас, вы будете тонким, вдумчивым, нужным режиссером!», он аплодирует ему на экзаменах.
«Я считаю Аронова очень способным человеком», — говорит его следующий преподаватель — народный артист СССР Ю. Завадский. Аронов жадно учится — и не только на режиссерском факультете у Ю. Завадского, но работает у него в театре имени Моссовета ассистентом режиссера, и не только ассистентом, но и актером, играя значительные эпизоды и небольшие роли. Но и этого мало! Он поступает на второй, актерский, факультет к народному артисту СССР В. Станицыну и делается его ассистентом по классу мастерства актера. Он бессменный режиссер «капустников» — пародийных самодеятельных вечеров ГИТИСа и театра имени Моссовета. Пришли силы, азарт и творческая жадность. ГИТИС успешно закончен. Дипломник Аронов выходит в жизнь. Местом своей работы он избрал Калининский областной театр.
— Мы сразу почувствовали в Аронове хорошие качества, редкие в начинающем режиссере, — говорит главный режиссер театра народный артист РСФСР С. Георгиевский. — У него была ясность замысла, умение довести его до актера, способность к решению пространственных задач и какая-то, казавшаяся врожденной, профессиональность. А главное — горячий творческий темперамент и настоящая любовь к искусству, к труду.
И не только к театральному, но и к цирковому. Аронов параллельно с работой в театре является художественным руководителем в Калининском цирке. Его первые работы — номер «Русские танцы на проволоке», а затем номер комических турнистов Сенечкиных — вызвали большой интерес. Красочными были парады-прологи, эпилоги и тематические спектакли, в которых по-новому раскрывались дарования артистов цирка. Так, например, ныне заслуженный артист РСФСР Владимир Довейко впервые в Калинине начал читать стихи и отлично играть в цирковых сценках. И в этом, как он и сам говорит, заслуга его первого режиссера Аронова, до встречи с которым Довейко был просто акробатом-прыгуном. Через несколько лет по приглашению Главного управления цирков Аронов переезжает в Москву и работает режиссером Московского цирка и Центральной студии циркового искусства. Он осуществляет ряд интересных постановок: иллюзионный аттракцион Ван Ю-ли, номер с масками (братья Чайковские), иллюзионный номер Галсанэ, ставит программы Карандашу, Антонио и Шлискевичу и другим замечательным клоунам; совместно с режиссером А. Арнольдом ведет большую постановочную работу, создает клоунскую группу «Семеро веселых».
Аронова приглашают в Московский драматический театр имени К. С. Станиславского. Он ставит спектакли в театре и в цирке. Но совмещать работу в двух местах становится все труднее. Надо сделать выбор. Аронов переходит в театр, ставит там такие значительные произведения, (которые до сих пор не сходят со сцены театра), как «Сейлемские ведьмы», «Первый день свободы», «Винтовка № 492116» и др. Он не только ставит, но и играет ответственные роли: фон Шратта («Дни Турбиных»), Крюгера («Домик у моря»), Тюремщика («Крошка Доррит») и др. В этих работах А. Аронов показал себя одаренным актером характерного плана.
Порывал ли А. Б. Аронов за десять лет работы в театре с цирком? Формально — да, в действительности — нет! Он выезжал в длительную командировку от Союзгосцирка в Польшу для оказания творческой помощи артистам цирка, осуществил там несколько интересных постановок. По-моему, самое главное — он написал две интересные повести: «Цирк приехал» и в соавторстве с народным артистом РСФСР Валентином Филатовым «Медвежий цирк». Сейчас он работает над большим романом об артисте цирка Льве Осинском, намереваясь завершить его в нынешнем году.
Время от времени он и в Москве осуществлял различные цирковые постановки. Последняя из них — цирковой спектакль «Трубка мира» в цирке на ВДНХ с участием Карандаша. В 1965 году Аронов снова вернулся на постоянную работу в цирк режиссером-постановщиком. Почему я написал о Саше Аронове? Потому, что знаю его двадцать лет и верю в него, как в художника.
Сергей Михалков
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1965 г.
оставить комментарий