Осмелюсь доложить
30 апреля 1963 г. исполнилось 80 лет со дня рождения Ярослава Гашека, автора бессмертного романа «Похождения бравого солдата Швейка во, время мировой войны».
Великий чешский юморист был большим любителем цирка. Об отношении писателя к цирковому искусству и рассказывает в своей статье заместитель председателя Общества друзей Ярослава Гашека инженер П. М. Матко, многие годы собирающий материалы о его жизни и творчестве. Вместе со статьей публикуются рисунки друга писателя народного художника Йозефа Лады. Они взяты из вышедшей в Праге в конце прошлого года книги художника «Картинки похождений бравого солдата Швейка по роману Ярослава Гашека».
«Осмелюсь доложить: аналогичный случай произошел в цирке Шимека...» Читатель, наверное, узнает это характерное выражение бравого солдата Швейка. Но прежде чем привести рассказ Швейка о его очередном аналогичном, случае, несколько слое о самом создателе Швейка — писателе-юмористе Ярославе Гашеке — и его отношении к цирку. Юмор — одна из самых выразительных черт трудолюбивого и мужественного народа Чехословакии. «Веселые мысли — залог здоровья», — гласит народная мудрость. Вот почему Чехословацкий Цирк, имеющий более чем 150-летнюю историю, был и остается любимым искусством чехов и словаков. Еще в молодости Ярослав Гашек много скитался по родной стране, изучая быт и характер простого люда. Встречал на своем пути и кочующих цирковых артистов-одиночек и маленькие, убогие балаганы, различные аттракционы, которых в те годы было много в Чехии. Не удивительно, что в дальнейшем тема цирка нашла свое отражение в творчестве писателя. В ряде своих рассказов и в «Похождениях бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек говорит об укротителях змей, владельцах блошиного цирка и о ярмарочных павильонах.
Эта тема стала настолько органичной для юмориста, что иногда он, чтобы ярче изобразить портрет героя, сравнивает его с внешностью артистов цирка. Вот как, например, Гашек изображает Швейка, следующего из гарнизонной тюрьмы к фельд-курату Отто Кацу: «...Громадная грязная и засаленная гимнастерка с заплатами на локтях болталась на Швейке, как кафтан на огородном чучеле. Штаны висели, как у клоуна в цирке. Форменная фуражка, которую ему также подменили в гарнизонной тюрьме, сползала на уши…». Порой писатель использует цирковые термины при описании комического положения, в какое попадают его персонажи. Этот прием мы встречаем в истории с подпоручиком Дубом. Сей незадачливый вояка как-то решил продемонстрировать поручику Лукашу свое умение ездить на коне. В результате Дуба нашли завязшим в болоте, откуда его вытащили с помощью аркана. Позже, на пирушке, устроенной по случаю того, что закололи свинью, подвыпившие офицеры кричали Дубу, намекая на его искусство верховой езды:
«Без шталмейстера не обойдется!», «Испуганный мустанг!», «Мастер вольтижировки!» Но послушаем, наконец, что рассказывает о цирке Швейк. В споре с солдатом Бречкой, который настаивал на том, что «лучше, если бы государи дрались между собою одни и оставляли своих подданных в покое. Они могли бы просто устроить французскую борьбу или борьбу вольным стилем, как наши борцы Шмейкаль и Фриштенский», — Швейк чистосердечно ответил: «Нет, брат, это не годится. Если государи затеяли между собою склоку, то она может быть разрешена только в честном бою, в котором нельзя жульничать и в котором должно принимать участие столько людей, чтобы они не смогли сговориться ни в одном мошенничестве». В подкрепление своего утверждения Швейк, как всегда, рассказал очередной, аналогичный случай, который он слышал от некого Пети Шкура, салонного куплетиста и артиста бродячего цирка. «Пети Шкура — рассказывал Швейк, — умел делать изумительные фокусы с картами, глотал шпаги, ел горящую паклю, забивал себе в рот шестидюймовые гвозди, но... лучше всего он умел воровать, помимо всего, он был еще борцом по французской борьбе».
Пети Шкура попал однажды в Боузове в цирк Шимека, куда был принят в труппу на должность «неуязвимого индийского факира, укротителя тигров и короля джунглей». Но дела шли плохо, цирк пустовал, так как у Шимека были только две лошади, дрессированная коза и собака, которых «король джунглей» Шкура ничему не мог обучить, Тогда хозяин цирка решил поправить дело проведением чемпионата французской борьбы. Вот как об этом извещали афиши: «Сегодня и ежедневно в цирке чемпионат французской борьбы на звание чемпиона мира и на приз в десять тысяч крон. Борьба продолжается до окончательного результата». Утром расклеили афиши, а в обед приехали из Праги три господина, которые никому не назвали своих фамилий. Это были «чемпионы» Германии, России и Португалии. Вечером состоялась борьба, и Пети Шкура изображал четвертого, «Черную маску», а тем временем директор цирка Шимек рассказывал по секрету в трактире, что «Черная маска» — один гражданин из Боузова, пожелавший остаться неизвестным.
Далее Швейк сообщает, как проходил чемпионат: «Вечером цирк был битком набит, так что чуть парусина не лопнула, и по окончании программы состоялась борьба. Конечно, дружище, у нас наперед было уговорено, на какой минуте и кто кого положит на лопатки, но эти негодяи швыряли меня, как тряпку, так что в тот вечер я уложил на обе лопатки только чемпиона Португалии, а чемпионы Германии и России так и не поддались. На другой день тот, который изображал чемпиона России, тоже дал себя победить, и цирк ревел от восторга. На третий день Шимек объявил — с барабанным боем, как полагается, — что съехавшиеся на состязание чемпионы вызывают сильнейших людей из Боузова и его окрестностей бороться с ними на приз в пятьдесят крон. Вот на вечернее представление приехали даже те, кто жил в трех часах езды от города, и мне пришлось заложить чемпиону Германии такой галстук, что он полетел вверх тормашками. А после представления все три чемпиона напились в трактире, пьяными избили директора за то, что он слишком мало им заплатил, и в ту же ночь взяли да и уехали… ...Утром ко мне подходит незнакомый господин и говорит: «Позвольте представиться: Тухичек, здешний мясник. Мне очень хотелось бы, господин чемпион, попробовать, какая такая у меня есть сила». У меня даже в глазах потемнело.
Еще бы! Мужчина — здоровый как бык. Ручищи — что лопаты, ножищи — что бревна. Взялся я это за ручку двери и говорю: «Что ж, очень приятно. Но застрахованы ли вы на случай смерти, господин Тухичек? Позаботились ли вы о жене и детях? Видите ли, я принципиально не употребляю опасных приемов в борьбе с любителями, но никогда нельзя знать, что может случиться!» Господин Тухичек опечалился, а директор подмигивает мне, чтобы я вышел вместе с ним. И вот за фургоном господин Тухичек конфузливо начинает: «Дело в том, господин чемпион, что силы у меня достаточно, но я не знаю ваших приемов и трюков... Послушайте, дайте мне положить вас». Я, конечно, страшно оскорблен и говорю: «Да что вы себе думаете, милостивый государь? Я чемпион Европы и должен позволить вам положить меня на обе лопатки?
Мне приходилось бороться со Шмейкалем, с Фриштенским, Штейнбахом, Цыганевичем и негром Ципсом, и всех их я отделал, что надо. Что ж, по-вашему, слава далась мне даром, что я ее ни за что ни про что могу уступить вам?» А он даже руки сложил. «Господин чемпион, — говорит, — вы только то поймите: вы отсюда уедете, и в газетах об этом не напишут, а я ведь здешний, и меня засмеют до смерти — вы наших боузовцев не знаете. Ну, прошу вас, дайте мне положить вас, и я вам еще добавлю пятьдесят крон и заплачу за вас в трактире за все время, что вы здесь пробудете». Он тут же пригласил меня позавтракать с ним, так что я в конце концов согласился на поражение, но выговорил себе, что оно последует только на шестнадцатой минуте...
Дорогой мой, за всю жизнь мне не пришлось испытать того, что в тот вечер. Цирк, несмотря на утроенные цены, был битком набит, и господин Тухичек обращал со мной, ну, прямо как сорокопут с майским жуком! Он давил меня так, что я задыхался и швырял меня на песок, как несчастную лягушку; я за него только цеплялся, чтобы не упасть от слабости. Наконец, я ему шепчу: «Ну, теперь!» — и он навалился на меня всею тяжестью и надавил мне коленом на грудь, а потом наступил мне ногой на живот и начал раскланиваться перед публикой. Поднялся такой рев, что жители выскочили в одних рубашках на улицу, а звонарь полез на колокольню бить в набат, будто город заняли пруссаки. А потом директорше всю неделю пришлось растирать меня — до того я был весь в синяках и подтеках!» «Поэтому, братцы, — закончил Швейк свой рассказ, — нельзя было бы и государям поверить, что они не условятся как-нибудь сжульничать, даже если бы они решили покончить дело между собою дуэлью или французской борьбой...».
Более яркого и остроумного разоблачения «международных» чемпионатов французской борьбы, устраиваемых в начале века предприимчивыми дельцами из цирка, пожалуй, мы не найдем ни у одного писателя-юмориста. Однако это разоблачение не служит самоцелью для Гашека. Рассказывая устами Швейка о борьбе в цирке Шимека, писатель достигает большого сатирического обобщения, сравнивая схватку империалистов с мошеннической борьбой на цирковой арене. Этот гротеск сродни цирковому скетчу В. Маяковского «Всемирный чемпионат классовой борьбы». Целый ряд рассказов и фельетонов Ярослава Гашека и особенно его роман о похождениях бравого солдата Швейка не утратили своей актуальности и сегодня. Швейк, обеспечив себе бессмертие в литературе, сошел со страниц романа и смело шагнул в искусство. Еще в тридцатых годах «Бравый солдат Швейк» шел на эстраде в постановке заслуженного деятеля искусств РСФСР Г. С. Венецианова. В те же годы герой Гашека проник и в цирк. На многих аренах страны исполнялся тогда скетч «Бравый солдат Швейк». Он был поставлен П. Н. Маяцким (ныне заслуженный артист РСФСР), который играл в скетче роль поручика Лукаша. Роль Швейка исполнял П. Д. Помазков.
Известны многочисленные экранизации и театрализации романа, оперные постановки и даже участие бравого солдата... в балете. Теперь очередь за цирком. Если оценить «данные» Швейка — можно заметить, что некоторые из них отвечают специфике циркового искусства. Внешне — он клоун, «гражданская специальность» — дрессировщик собак. Но главное в этих данных — Швейк в совершенстве владеет искусством в острой гротесковой форме изображать рассматриваемые явления и своими неожиданными и разнообразными сопоставлениями с «аналогичными случаями» всегда достигает цели — уничтожающего осмеяния. Умудренный опытом двух мировых войн, бравый солдат продолжает успешно нести службу. Искрящимся смехом и острым словом он по-прежнему борется с войной и с теми, кто пытается ее развязать. Выражаясь словами Ярослава Гашека, ждем «вторжения» героя его романа Швейка на арену советского цирка.
П. МАТКО
Журнал Советский цирк. Апрель 1963 г.
оставить комментарий