Осмелюсь доложить - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Осмелюсь доложить

Ярослав Гашек30 апреля 1963  г. исполнилось 80 лет со дня рождения Ярослава Гашека, автора бессмертного романа «По­хождения бравого солдата Швейка во, время мировой войны».

Великий чешский юморист был большим любителем цирка. Об отношении писа­теля к цирковому искусству и рассказывает в своей статье заместитель председателя Общества друзей Ярослава Гашека инженер П. М. Матко, многие годы собирающий материалы о его жизни и творчестве. Вместе со статьей публикуются ри­сунки друга писателя народ­ного художника Йозефа Ла­ды. Они взяты из вышедшей в Праге в конце прошлого года книги художника «Кар­тинки похождений бравого солдата Швейка по роману Ярослава Гашека».

«Осмелюсь доложить: аналогичный слу­чай  произошел  в   цирке Шимека...» Читатель, наверное, узнает это характер­ное  выражение  бравого  солдата  Швейка. Но прежде чем привести рассказ Швейка о его очередном аналогичном, случае, не­сколько слое о самом создателе Швейка — писателе-юмористе Ярославе Гашеке — и его отношении    к    цирку. Юмор — одна из самых выразительных черт трудолюбивого и мужественного наро­да   Чехословакии. «Веселые мысли — залог здоровья», — гласит    народная    мудрость. Вот почему Чехословацкий Цирк, имею­щий более чем 150-летнюю историю, был и остается любимым искусством чехов и сло­ваков. Еще в молодости Ярослав Гашек много скитался по родной стране, изучая быт и характер простого люда. Встречал на своем пути и кочующих цирковых артистов-одино­чек и маленькие, убогие балаганы, различ­ные аттракционы, которых в те годы было много в Чехии. Не удивительно, что в даль­нейшем тема цирка нашла свое отражение в творчестве писателя. В ряде своих расска­зов и в «Похождениях бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек говорит об укроти­телях змей, владельцах блошиного цирка и о  ярмарочных  павильонах.

Эта тема стала настолько органичной для юмориста, что иногда он, чтобы ярче изоб­разить портрет героя, сравнивает его с внешностью артистов цирка. Вот как, на­пример, Гашек изображает Швейка, следу­ющего из гарнизонной тюрьмы к фельд-курату   Отто   Кацу: «...Громадная грязная и засаленная гимна­стерка с заплатами на локтях болталась на Швейке, как кафтан на огородном чучеле. Штаны висели, как у клоуна в цирке. Фор­менная фуражка, которую ему также под­менили в гарнизонной тюрьме, сползала на уши…». Порой писатель использует цирковые тер­мины при описании комического положения, в какое попадают его персонажи. Этот при­ем мы встречаем в истории с подпоручиком Дубом. Сей незадачливый вояка как-то решил продемонстрировать поручику Лукашу свое умение ездить на коне. В резуль­тате Дуба нашли завязшим в болоте, откуда его вытащили с помощью аркана. Позже, на пирушке, устроенной по случаю того, что закололи свинью, подвыпившие офицеры кричали Дубу, намекая на его искусство верховой   езды:

«Без шталмейстера не обойдется!», «Ис­пуганный мустанг!», «Мастер вольтижи­ровки!» Но послушаем, наконец, что рассказывает о   цирке   Швейк. В споре с солдатом Бречкой, который настаивал на том, что «лучше, если бы государи дрались между собою одни и остав­ляли своих подданных в покое. Они могли бы просто устроить французскую борьбу или борьбу вольным стилем, как наши борцы Шмейкаль и Фриштенский», — Швейк чистосердечно ответил: «Нет, брат, это не годится. Если государи затеяли меж­ду собою склоку, то она может быть раз­решена только в честном бою, в котором нельзя жульничать и в котором должно принимать участие столько людей, чтобы они не смогли сговориться ни в одном мошенничестве». В подкрепление своего утверждения Швейк, как всегда, рассказал очередной, аналогичный случай, который он слышал от некого Пети Шкура, салонного куплетиста и артиста бродячего цирка. «Пети Шкура — рассказывал Швейк, — умел делать изуми­тельные фокусы с картами, глотал шпаги, ел горящую паклю, забивал себе в рот шести­дюймовые гвозди, но... лучше всего он умел воровать, помимо всего, он был еще бор­цом по французской борьбе».

Пети Шкура попал однажды в Боузове в цирк Шимека, куда был принят в труппу на должность «неуязвимого индийского факира, укротителя тигров и короля джунг­лей». Но дела шли плохо, цирк пустовал, так как у Шимека были только две лошади, дрессированная коза и собака, которых «король джунглей» Шкура ничему не мог обучить, Тогда хозяин цирка решил попра­вить дело проведением чемпионата фран­цузской борьбы. Вот как об этом извещали афиши: «Сегодня и ежедневно в цирке чемпионат французской борьбы на звание чемпиона мира и на приз в десять тысяч крон. Борьба продолжается до окончатель­ного   результата». Утром расклеили афиши, а в обед при­ехали из Праги три господина, которые никому не назвали своих фамилий. Это были «чемпионы» Германии, России и Пор­тугалии. Вечером состоялась борьба, и Пети Шкура изображал четвертого, «Черную мас­ку», а тем временем директор цирка Шимек рассказывал по секрету в трактире, что «Черная маска» — один гражданин из Боузова, пожелавший остаться неизвестным.

Далее Швейк сообщает, как проходил чемпионат: «Вечером цирк был битком набит, так что чуть парусина не лопнула, и по оконча­нии программы состоялась борьба. Конеч­но, дружище, у нас наперед было уговоре­но, на какой минуте и кто кого положит на лопатки, но эти негодяи швыряли меня, как тряпку, так что в тот вечер я уложил на обе лопатки только чемпиона Португалии, а чемпионы Германии и России так и не под­дались. На другой день тот, который изоб­ражал чемпиона России, тоже дал себя по­бедить, и цирк ревел от восторга. На третий день Шимек объявил — с барабанным боем, как полагается, — что съехавшиеся на состязание чемпионы вызывают сильнейших людей из Боузова и его окрестностей бороться с ними на приз в пятьдесят крон. Вот на вечернее представление приехали даже те, кто жил в трех часах езды от горо­да, и мне пришлось заложить чемпиону Гер­мании такой галстук, что он полетел вверх тормашками. А после представления все три чемпиона напились в трактире, пьяными избили директора за то, что он слишком мало им заплатил, и в ту же ночь взяли да и   уехали… ...Утром ко мне подходит незнакомый господин и говорит: «Позвольте предста­виться: Тухичек, здешний мясник. Мне очень хотелось бы, господин чемпион, по­пробовать, какая такая у меня есть сила». У меня даже в глазах потемнело.

Еще бы! Мужчина — здоровый как бык. Ручищи — что лопаты, ножищи — что бревна. Взялся я это за ручку двери и говорю: «Что ж, очень приятно. Но застрахованы ли вы на случай смерти, господин Тухичек? Позаботились ли вы о жене и детях? Видите ли, я принципиально не употребляю опас­ных приемов в борьбе с любителями, но никогда нельзя знать, что может случиться!» Господин Тухичек опечалился, а директор подмигивает мне, чтобы я вышел вместе с ним. И вот за фургоном господин Тухичек конфузливо начинает: «Дело в том, госпо­дин чемпион, что силы у меня достаточно, но я не знаю ваших приемов и трюков... Послушайте, дайте мне положить вас». Я, конечно, страшно оскорблен и говорю: «Да что вы себе думаете, милостивый госу­дарь? Я чемпион Европы и должен позво­лить вам положить меня на обе лопатки?

Мне приходилось бороться со Шмейкалем, с Фриштенским, Штейнбахом, Цыганевичем и негром Ципсом, и всех их я от­делал, что надо. Что ж, по-вашему, слава далась мне даром, что я ее ни за что ни про   что   могу   уступить   вам?» А он даже руки сложил. «Господин чем­пион, — говорит, — вы только то поймите: вы отсюда уедете, и в газетах об этом не напишут, а я ведь здешний, и меня засмеют до смерти — вы наших боузовцев не знаете. Ну, прошу вас, дайте мне положить вас, и я вам еще добавлю пятьдесят крон и запла­чу за вас в трактире за все время, что вы здесь   пробудете». Он тут же пригласил меня позавтракать с ним, так что я в конце концов согласился на поражение, но выговорил себе, что оно последует только на шестнадцатой минуте...

Дорогой мой, за всю жизнь мне не при­шлось    испытать    того,    что    в тот    вечер. Цирк,   несмотря   на   утроенные   цены,   был битком набит, и господин Тухичек обращал со мной, ну, прямо как сорокопут с майским жуком! Он давил меня так, что я задыхал­ся и швырял меня на песок, как несчастную лягушку; я за него только цеплялся, чтобы не упасть от слабости. Наконец, я ему шеп­чу: «Ну, теперь!» — и он навалился на меня всею тяжестью и надавил мне коленом на грудь, а потом наступил мне ногой на живот и начал раскланиваться перед публикой. Поднялся такой рев, что жители выскочили в одних рубашках на улицу, а звонарь полез на колокольню бить в набат, будто город заняли пруссаки. А потом директорше всю неделю пришлось растирать меня — до того я был весь в синяках и подтеках!» «Поэтому, братцы, — закончил Швейк свой рассказ, — нельзя было бы и государям поверить, что они не условятся как-нибудь сжульничать, даже если бы они решили покончить дело между собою дуэлью или французской борьбой...».

Более яркого и остроумного разоблаче­ния «международных» чемпионатов фран­цузской борьбы, устраиваемых в начале века предприимчивыми дельцами из цирка, пожалуй, мы не найдем ни у одного писа­теля-юмориста. Однако это разоблачение не служит самоцелью для Гашека. Рассказы­вая устами Швейка о борьбе в цирке Шимека, писатель достигает большого сатири­ческого обобщения, сравнивая схватку им­периалистов с мошеннической борьбой на цирковой арене. Этот гротеск сродни цир­ковому скетчу В. Маяковского «Всемирный чемпионат классовой борьбы». Целый ряд рассказов и фельетонов Ярос­лава Гашека и особенно его роман о похож­дениях бравого солдата Швейка не утрати­ли своей актуальности и сегодня. Швейк, обеспечив себе бессмертие в литературе, сошел со страниц романа и смело шагнул в искусство. Еще в тридцатых годах «Бравый солдат Швейк» шел на эстраде в постанов­ке заслуженного деятеля искусств РСФСР Г. С. Венецианова. В те же годы герой Гашека проник и в цирк. На многих аренах страны исполнялся тогда скетч «Бравый сол­дат Швейк». Он был поставлен П. Н. Маяцким (ныне заслуженный артист РСФСР), который играл в скетче роль поручика Лукаша. Роль Швейка исполнял П. Д. По­мазков.

Известны многочисленные экранизации и театрализации романа, оперные постановки и даже участие бравого солдата... в балете. Теперь очередь за цирком. Если оце­нить «данные» Швейка — можно заметить, что некоторые из них отвечают специфике циркового искусства. Внешне — он клоун, «гражданская специальность» — дрессиров­щик собак. Но главное в этих данных — Швейк в совершенстве владеет искусством в острой гротесковой форме изображать рассматриваемые явления и своими неожи­данными и разнообразными сопоставления­ми с «аналогичными случаями» всегда до­стигает цели — уничтожающего осмеяния. Умудренный опытом двух мировых войн, бравый солдат продолжает успешно нести службу. Искрящимся смехом и острым сло­вом он по-прежнему борется с войной и с теми, кто пытается ее развязать. Выражаясь словами Ярослава Гашека, ждем «вторжения» героя его романа Швейка на арену советского цирка.
 

П. МАТКО

Журнал Советский цирк. Апрель 1963 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования