Все зависит от программы
Нe раз на страницах журнала поднимались проблемы стабильности цирковых программ, качества номеров, не раз обсуждался вопрос: почему пустуют залы, почему многие цирки не выпoлняют план?
Но когда анализируешь программы, которые присылают в наш Ташкентский цирк, то невольно задумываешься, как выполнить план? Кажется, мы не сндим, сложа руки. Мобилизуем всех сотрудников вплоть до охранника на распространение билетов. Наши представители продаю билеты y проходных предприятий, на базарах, в многолюдных местах города, выезжают в колхозы и совхозы. Рекламируем программы по телевидению, радио, в печати, устанавливаем рекламные щиты возле предприятий, школ, техникумов, ПТУ, вузов, распространяем летучки. Даем объявления по радио. Но все это, не наш взгляд, не решит проблему.
Невольно начинаем задумываться, в Чем дело, может быть, есть какие-то секреты? Кстати, и наши соседи, Алма-Атинский, Фрунзенский и другие цирки, как ни стараются, не могут выполнить план. Правда, нам говорят:, «Рекламировать программу широко бесполезно да и траты большие... Достаточно три дня живой рекламы: и от качества программы зависит выполнение плана». B этик словах — доля истины. Действительно, сколько ни рекламируй плохую программу, народ на нее не пойдет. Обратимся к примерам.
В марте прошлого года y нас в цирке выступал коллектив под руководством B. Пузакова — «Необыкновенная олимпиада». Представления шли c неизменным аншлагом, и мы благодаря этому смогли в первом квартале выполнить план. Из нашего города этот коллектив был направлен во Фрунзе, и там выступления проходили при полупустом зале. B Чем же секрeт? Оказывается, к нашим соседям программа попала значительно измененной и, к сожалению, не в лучшую сторону. Союзгосцирк забрал несколько хороших номеров и самое главное тех коверных, которые y нас провели представления блестяще. Во Фрунзе выступали другие клоуны, во многом слабее. И вот результат.
Мы постоянно ищем пути, как выйти из заколдованного круге. Были опрошены шестьдесят процентов зрителей. Ответы удручающе одинаковы. «На манеже вашего цирка — ничего нового, интересного. По телевизору можно увидеть действительно большой цирк». И зрители правы. Из программы в программу они видят однообразные номера акробатов, гимнастов, эквилибристов, жонглеров. А оригинальные выступления можно посмотреть лишь по телевизору, крупным планом, в цветном изображении, в удобном кресле, со всем домашним комфортом, бесплатно.
Возьмем еще примеры. B августе — сентябре 1984 года y нас работали туркменские джигиты под руководством T. Анаева. B сентябре — октябре — ноябре узбекские артиcты, канатоходцы Ташканбаевы, Ходжаевы, Резухождаева, Юсупова, Кадырова и другие. B зимние каникулы шла программа под руководством Дерябкина. Детский новогодний спектакль был слабым. Дети не получили настоящего праздника. Правда, зрительный зал был всегда полон — ведь билеты мы продали задолго до каникул.
В январе — феврале — снова джигиты, канатоходцы, только из Таджикистана. Хотя программа был неплохая и мы усиленно рекламировали ее, но пробудить интерес к ней y жителей города не могли, план не был выполнен.
Потом, как уже говорили, выступал коллектив под руководством В. Пузакова. B апреле и мае на манеже нашего цирка вновь демонстрировали свое искусство джигиты (коллектив «Эхо Азии») под руководством Д. Ходжабеева). B следующей программе работали тувинские эквилибристы на проволоке под руководством B. Оскал-Оола. Осенью — опять джигиты и опять канатоходцы. Таким образом, в течение года ташкентский зритель в восьми программах видел четыре раза джигитов и четыре раза канатоходцев.
A ведь каждую субботу и воскресенье на городском ипподроме можно увидеть джигитовку, всевозможные конные игpы, желающим предоставляется возможность самим покататься на лошадях и принять участие в состязаниях. Здесь же, на ипподроме, соревнуются местные канатоходцы (дорбозы) и демонстрируется национальное цирковое искусство. На манеже цирка зрителю хочется видеть не только то, что он привык видеть y себя дома, а нечто новое для себя. Это необычное, оригинальное предстало перед ними a программе коллектива под руководством B. Пузакова.
Возможно, сотрудники Союзгосцирка не знают об этом и хотят, чтобы наш зритель не забыл национальное искусство, так часто присылая к нам номера джигитов и канатоходцев. A хотелось бы, чтобы среднеазиатский зритель увидел Олега Попова, аттракционы Юрия Аверьино, Владимира и Людмилы Шевченко, номера других популярных артистов советского цирка.
Очень хотелось бы!
Б. Маджидов, директор Ташкентского цирка.
C. Кувалаки, главный администратор.
Журнал Советская эстрада и цирк. Февраль 1986 г.
оставить комментарий