Парторг цирка
Почетны и ответственны задачи секретаря партийной организации цирка или циркового коллектива.
Его фамилию не встретишь в официальных отчетах о производственно-творческой деятельности артистов и сотрудников цирка. Но в том, что предприятие работает ритмично, регулярно выполняет план, что на манеже появляются интересные, оригинальные представления — немалая заслуга и партийного руководителя, результат повседневной кропотливой работы парторга с людьми. Работа секретаря парторганизации нелегкая. Она ведется в специфичной и сложной обстановке, обусловленной особенностями жизни цирковых предприятий. Трудно, пожалуй, найти другой вид искусства, где бы происходили столь частые переезды работников из города в город, где бы так быстро создавались и также быстро расформировывались коллективы.
Дрессировщик заслуженный артист Армянской ССР С. Исаакян
У нас существует несколько видов цирковых предприятий. В каждом из них партийные руководители организуют работу по-разному. Ее формы и методы в стационарном цирке в основном те же, что и в обычном учреждении; здесь постоянный состав сотрудников. Кроме того, в его партийной организации находятся на временном партучете участники программ. Коммунисты этих коллективов по прибытии в город должны быть тотчас же включены в жизнь парторганизации. Более гибко и оперативно необходимо действовать партийному руководителю передвижного цирка, где за сезон несколько раз меняется состав артистов и поэтому почти всегда с участниками каждой из программ приходится начинать работу заново. Секретари партийных организаций коллективов «Цирк на сцене», национальных трупп и тематических представлений имеют дело с постоянным составом артистов. Но у них возникают дополнительные трудности в работе, связанные с частыми переездами. Например, артисты групп «Цирк на сцене» бывают в каждом городе всего один-два дня.
Но независимо от своеобразия условий деятельности партийных организаций различных цирковых предприятий их объединяет общее направление в работе. Как и во всяком советском учреждении, здесь главным является борьба за выполнение производственного плана и воспитание людей. Нужно умело сочетать то и другое. Неправы те отдельные секретари, которые смотрят на воспитание артистов как на второстепенное дело. Между тем от состояния идеологической работы в конечном счете зависит успешная производственно-творческая деятельность предприятия. В цирке эта работа приобретает особо важное значение, так как артисты — бойцы идеологического фронта, воспитатели масс. Поэтому каждый из них должен быть в первую очередь политически грамотным, а не только исполнителем трюков,
В воспитательной работе парторги цирков прежде всего руководствуются теми основными идеологическими задачами, которые четко определены XXII съездом партии и июньским Пленумом ЦК КПСС 1963 года. Разъяснение по¬литики партии и правительства, глубокое изучение осново-пологающих партийных документов — материалов XXII съезда и Программы КПСС и претворение их в жизнь — главное содержание воспитательной работы.
Акробаты-вольтижеры, заслуженные артисты РСФСР Р. Калачева и М. Птицын
Нет такого цирка где бы не действовала сеть партийного просвещения. Особенно хорошо она налажена в Саратовском, Московском цирках и в Ленинградской группе «Цирк на сцене». Занятия здесь проводятся систематически и на высоком идейно-теоретическом уровне. Партийной организации Ленинградской группы «Цирк на сцене» (секретарь партбюро Г. Шаров) удалось организовать политическую учебу во всех коллективах, несмотря на то, что они находятся почти все время в поездках. В парторганизации Ярославского цирка всегда, как правило, охвачены политучебой все участники программы. Например, когда в цирк прибыл армянский коллектив, выяснилось, что его артисты несколько отстали в изучении тем, предусмотренных планом политучебы. С ними своевременно были проведены специальные занятия. Отставание в учебе было ликвидировано.
К сожалению, есть еще цирки, в которых политучебе не уделяется должного внимания. Занятия проводятся не регулярно, от случая к случаю. Их посещают не все артисты участники программы. При организации политучебы часто бывают случаи, когда не учитывается общеобразовательная подготовка учащихся. Бывает так: артист, окончивший десятилетку, посещает кружок текущей политики, вместо того чтобы изучать проблемы строительства коммунизма. Существует в организации политучебы и другой недостаток. Некоторые секретари подменяют политзанятия лекциями на научно-популярные темы. Конечно, такие лекции нужны, когда они дополняют политзанятия. Так, например, поступают в Московском цирке (секретарь партбюро О. Молодых). Помимо изучения программы сети партпросвещения здесь регулярно читаются квалифицированными лекторами лекции по эстетике, литературе и искусству. Разумеется, одни политзанятия не исчерпывают всех форм воспитательной работы в цирках. Опытные секретари в своей пропагандистской деятельности широко используют коллективные беседы, политинформации, чтение газет. В Новосибирской группе «Цирк на сцене», например, в коллективах регулярно проводятся политинформации во время поездок артистов на гастроли.
Многие секретари партийных организаций цирков организовывают экскурсии на предприятия и в колхозы, проводят творческие встречи со старыми членами партии, участниками гражданской и Отечественной войн, членами бригад коммунистического труда, учеными и писателями. Это имеет большое воспитательное значение. Однако из всех многообразных средств воспитания главным из них остается индивидуальная работа с каждым членом циркового коллектива. Секретарь партийной организации должен хорошо изучить своих людей, отлично знать их творческие замыслы, семейное положение. Только при этих условиях он найдет верный путь к сердцу человека. Так поступают лучшие секретари парторганизаций цирков. Они всегда живут интересами артистов, заботятся о их нуждах, оказывают необходимую помощь.
Большую заботу секретарь партийной организации должен проявлять о молодежи. Молодые артисты — это будущее нашего советского циркового искусства. Партийному руководителю необходимо не выпускать из поля зрения вчерашних воспитанников ГУЦЭИ, помочь им быстрее войти в коллектив артистов, прививать им высокую идейность, коммунистическую нравственность, Такую работу с молодежью повседневно проводит секретарь парторганизации коллектива под руководством Э. Кио — Р. Немчинская. Она — друг молодых артистов, их наставник в творческих и житейских вопросах. В последнее время многие цирковые артисты начали учиться в вузах, техникумах, в вечерних школах рабочей молодежи, Но у нас еще работают на манеже молодые люди, которые не имеют среднего образования. Поэтому каждый парторг цирка и циркового коллектива должны заботиться о том, чтобы молодые артисты повышали свою общеобразовательную подготовку, чтобы была организована систематическая профессиональная учеба.
Сейчас в цирках проводится большая работа по подготовке молодых артистов к вступлению в партию. Особенно много сил этому отдает парторг коллектива «Пароход идет «Анюта» М. Демкина. Здесь уже подготовлены и приняты кандидатами в члены партии четыре человека и готовятся еще три молодых артиста. К сожалению, есть еще секретари, которые формально относятся к росту членов партии. Иногда рекомендуют для приема в ряды КПСС вместо передовых артистов людей неподготовленных, не проявивших себя на общественной работе. Воспитание людей в коллективе надо тесно увязывать с его производственно-творческой деятельностью. Вопросы трудовой дисциплины, культурного обслуживания зрителей, организации быта артистов всегда должны интересовать секретарей парторганизаций. Не подменяя директора цирка, оставаясь идейными руководителями, парторги не должны проходить мимо нарушений трудовой дисциплины, должны воспитывать коллектив на положительных примерах.
В настоящее время в цирках широко развернулось движение за достойную встречу 50-й годовщины Советской власти. Партийные организации Саратовского, Московского и Ленинградского цирков выступили инициаторами социалистического соревнования в честь славного юбилея. Многие коллективы обязались подготовить интересные спектакли и номера. Секретари партийных организаций должны возглавить эту работу, активно участвовать в местных смотровых комиссиях, оказывать артистам помощь в изготовлении реквизита, в представлении им режиссерской консультации. Бывают случаи, когда в цирке работают одновременно коллектив артистов и коллектив обслуживающего персонала. Иногда у каждого из них бывает своя партийная организация. Их секретари должны находить в работе деловой контакт, не держаться обособленно друг от друга.
Большую роль в работе партийных организаций цирков играет личный авторитет секретаря. Парторг должен быть для артистов образцом в творческой и личной жизни. Большинство секретарей партийных организаций цирков и коллективов пользуются заслуженным авторитетом у мастеров манежа. Нужно и впредь выдвигать на партийную работу авторитетных людей, способных вести за собой массы, развивать их творческую инициативу, активность.
Обложки. Журнал Советский цирк. Июнь 1965
Рисунок художника Н. Н. Захаржевского Ансамбль «Радуга» Московского Мюзик-холла.
оставить комментарий