Песня слышится и не слышится
Игорь Шаферах — известный поэт-песенник. В своей статье о песне он уделяет основное внимание тексту, не подвергая глубокому анализу ее музыкальную часть. Редакция намерена продолжить разговор, начатый И. Шафераном, с тем, чтобы всесторонне осветить эту интересную проблему.
Что такое эстрадная песня? Проще всего ответить так: это песня, которая исполняется с эстрады. Но само понятие «эстрада», как известно, имеет разные толкования. Когда-то эстрада ассоциировалась у нас с небольшой концертной площадкой, окруженной стенами зрительного зала зимой и ничем не ограниченной — летом.
В наши дни у эстрады благодаря радио и телевидению многомиллионная аудитория. И то, что «сходило с рук» при сравнительно узком круге зрителей (банальность, безвкусица, а подчас откровенная пошлость), теперь не может остаться незамеченным. Короче говоря, требовательность к эстрадным произведениям такая же, как и к другим жанрам искусства.
Все сказанное об эстраде в целом касается и эстрадной песни. У эстрадной песни возможны две судьбы, два пути: один — это сойти с подмостков эстрады в массы и второй — взойти на нее, получив право на жизнь сперва в эфире или на экране. Известно много случаев, жогда песня, впервые прозвучавшая на эстрадной площадке, становилась массовой. Обычно успех этих песен связан с именами известных исполнителей и даже целых коллективов. Но не этот путь стал ныне решающим для эстрадной песни. Несравненно больше вокальных новинок приходит на эстраду после того, как они прозвучали по радио (особенно в передачах «С добрым утром», «Юность») и по телевидению. Вспомним песни А. Островского, О. Фельцмана, А. Петрова, А. Пахмутовой... Итак, та или иная песня стала популярной, ее поют на всех концертах, записывают на граммпластинки, печатают в многочисленных сборниках. Естественно авторам — композитору и поэту — хочется повторить успех. «Давай напишем еще что-нибудь в этом роде», — говорят они.
Вот тут-то происходит самое трудное и загадочное. Нет таких пророков-ясновидцев, таких способов и методов, которые могли бы определить, что именно эта, а не другая песня обретет крылья популярности. Казалось бы, песня — верный шлягер, а умирает через три с половиной дня, песня же, на которую «никто не ставил», живет и процветает. Видимо, даже в век кибернетики никто не сможет заранее запрограммировать удачу или неудачу новой песни. Но при всех других условиях наиболее долгая жизнь уготована песне, которая сделана на самом высоком уровне, в которой синхронно сливаются стихи и музыка, форма и содержание, где есть самое главное — обращение к сердцу человека.
Песенность — это профессиональный «секрет», которому нельзя научиться, как, скажем, арифметике или ботанике. Есть прекрасные поэты, не умеющие написать песню. И в то же время известно много случаев, когда композиторы писали отличную музыку на стихи, не предназначенные авторами для этой цели. Чудесным песенным даром обладает Михаил Исаковский. Многие его стихотворения, положенные на музыку, являются примером того, как следует работать поэтам-песенникам. Удивительным талантом песенника в полной мере обладал и Алексей Фатьянов.
Сейчас ежегодно появляется гораздо больше песен, чем десять-пятнадцать лет назад. Кем-то было подсчитано, что за прошлый год было исполнено несколько тысяч новых песен! Плохо это или хорошо? И хорошо, и плохо. Ведь из этого песенного потока в памяти осталось только несколько действительно хороших песен, а на каждую из них приходится огромное число ремесленных поделок. Вполне понятно, что требуется серьезная работа для того, чтобы эти поделки не проникали в репертуар исполнителей, чтобы зло, если его нельзя уж пресечь в самом начале, не распространялось все дальше и дальше.
Например, на сравнительно недавнем заключительном концерте международного конкурса «Дружба» способный певец Владимир Макаров исполнял совершенно безвкусную и нелепую, на мой взгляд, песню «Стены имеют уши». Просто стыдно было за этого артиста и неясно, какими соображениями он руководствовался, представляя нашу страну на солидном фестивале подобной макулатурой? И при всем при том нет необходимости скрупулезно планировать, сколько должно быть написано песен в этом или будущем году. Гораздо полезнее проявлять больше заботы о высоком качестве песен, о создании условий для их появления.
Считается, что одним из таких условий является проведение конкурсов. Что ж, с каждым годом их становится все больше. Проводятся конкурсы на лучшую песню, на лучшее ее исполнение. Но если вторые себя полностью оправдывают, помогают каждый раз открывать новые имена талантливых исполнителей (Чохели, Мулерман, Вуячич), то о первых (на лучшую песню) это вряд ли можно сказать. Трудно просто вспомнить, какая из песен, победивших на последних наших конкурсах, стала популярной, пошла в народ? В лучшем случае, их жизнь оканчивалась тем, что они несколько раз прозвучали в радиопередачах или были опубликованы в периодической печати.
Недаром говорится, что советская песня — это полпред нашего искусства за рубежом. Некоторые наши песни уже десятки лет с честью несут эту «полпредскую» службу. Вслед за «Катюшей» прочно утвердились «Подмосковные вечера». Знают и любят наши зарубежные друзья лучшие песни А. Островского, О. Фельцмана, Я. Френкеля. Но что-то за последнее время не появилось таких произведений, как «Гимн демократической молодежи» А. Новикова, как песня А. Островского «Пусть всегда будет солнце» (обе на стихи Л. Ошанина), которые триумфально прошли по многим странам.
Хуже того, мы стараемся почему-то привезти на международные фестивали не то, что от нас ждут. У некоторых музыкальных руководителей появилось стремление подогнать нашу песню под некую среднеевропейскую моду, под «уровень Сопота» или другого фестиваля. Эта боязнь прибыть «со своим уставом в чужой монастырь» приводит к тому, что чаще побеждает наш певец, чем наша песня. От нас ждут самобытного искусства, а мы привозим свой вариант модной зарубежной новинки. И нечего греха таить, что наш вариант подчас бывает гораздо хуже оригинала.
Бесспорно, любой конкурс стимулирует появление хороших песен. Но наиболее целесообразно, на мой взгляд, проводить конкурс на лучшую песню года. Редакция передачи «С добрым утром» не так давно делала подобную попытку, но от продолжения ее почему-то отказалась. А ведь в таком конкурсе мы имеем возможность с предельной справедливостью определить, какие песни являются лучшими. Важно, что судьбу песни и ее достоинства будут определять не только члены жюри, но и ее исполнители, ее слушатели.
Время — главный председатель всех жюри. В связи с подготовкой к празднованию 50-летия Октября многие исполнители и коллективы включили в свой репертуар песни из разряда «забытых». И каким огромным успехом пользовались эти произведения! Поэтому еще большая ответственность возлагается на творцов новых песен. Приходится сожалеть, что не все многоопытные мастера музыки и слова сейчас работают в песне столь же активно, как раньше. Чем это объяснить? Только ли тем, что они великодушно уступили дорогу молодым, новым силам? Скорее всего тем, что многие ветераны песни не смогли угнаться за быстролетящим веком, вовремя перевооружиться на современный лад. Это, конечно, обидно, так как молодым еще не всегда по плечу создание песен, отвечающих высокому требованию нашего времени.
Для современной советской песни, в отличие от зарубежных образцов, характерна большая смысловая нагрузка. Немыслимы без хороших стихов такие песни, как «Я люблю тебя жизнь», «Хотят ли русские войны», «На Безымянной высоте», «Бухенвальдский набат». Широк жанровый диапазон стихов: от лирико-философских до шуточных. Песня избавилась от ложной высокопарности, стала более человечной. Но, увы, исчезли одни штампы — их места заняли другие. Сколько, например, появилось песен с вариациями «романтики», «бригантин», «рюкзаков», «тайги». За этими атрибутами часто не видно главного героя песни — человека, его души.
Эстрадная песня в известной мере сродни песне шуточной. Всем памятны прекрасные лирико-шуточные песни на стихи М. Исаковского. К сожалению, таких песен сейчас почти нет. Зато на эстраде процветает пародия на «серьезные» песни. Бывает так: в первом отделении концерта певец исполнил, допустим, песню «Я работаю волшебником». Исполнил задушевно, с хорошим гражданских чувством. А во втором отделении на сцену выходит бойкий сатирик-пародист и в неуклюже зарифмованных строках пародирует эту же песню. Надо же обладать чувством меры!
Большего уважения требует труд поэтов-песенников. Даже те, в чьих интересах заботиться о людях, работающих в этом трудном жанре, проявляют подчас к авторам текста пренебрежительное равнодушие. Хотя поэт и композитор вкладывают в свое детище силы поровну, редакторы радио, телевидения, ведущие концертов сплошь да рядом забывают называть фамилии авторов стихов исполняемых песен. Может быть, несколько неуважительным отношением к поэтам-песенникам и объясняется тот факт, что «маститые» поэты обходят этот жанр стороной. Зато в песне охотно работает молодежь, часто «безымянная». Но именно песня сделала популярными такие поэтические имена, как К. Рыжов, М. Танич, Л. Куклин, Л. Дербенев, и многие другие.
Говоря об эстрадной песне, нельзя умолчать о так называемых «бардах и менестрелях». Не секрет, что все они пополняют сейчас эстрадно-песенный репертуар. Но если многие песни А. Галича, В. Окуджавы, Н. Матвеевой вполне заслуженно исполняются на эстраде, то некоторые произведения этого плана больше подходят для студенческих вечеринок и туристских походов. На эстраде они выглядят жалко из-за бедноты поэтических и музыкальных средств выражения. Здесь вкус не должен подводить исполнителей. Но само по себе это явление, конечно же, осуждения не заслуживает. Наоборот, оно еще раз подчеркивает, как нужны хорошие профессиональные песни, которые могли бы бороться за свое право, за свое место в сердцах наших людей.
Сделано много, но предстоит сделать еще больше. Песня — это богатство, а богатство надо умножать и беречь!
ИГОРЬ ШАФЕРАН
Журнал Советский цирк. Май 1968 г.
оставить комментарий