Плохое отношение к лошадям. Ю.А. Дмитриев
Цирковая арена может лишиться своих самых ярких номеров.
Современный цирк при своем рождении утвердился прежде всего как конное зрелище. В первом стационарном предприятии этого типа – амфитеатре Филиппа Астлея, построенном в Лондоне в 1780 году, подавляющее большинство выступлений было связано c лошадьми.
B конце XIX – начале ХХ века как минимум пять-шесть номеров в любом цирке бывали конными. Другое дело сейчас. Трудно встретить представление, в котором бы участвовало два конных номера. A бывает, что программа вовсе их лишена. И это обидно. Правда, теперь лошадь, заменяемая машиной, потеряла свое значение в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве. B армии почти исчезли кавалерийские части.
Но в цирке лошади никогда не имели производственного значения, но всегда эстетическое. Они способствовали созданию интересных номеров. Назовем некоторые из них: дрессировка лошадей на свободе, или, как говорят профессионалы, «свобода». Здесь артист-дрессировщик, находясь в центре арены-манежа, при помощи длинного кнута-шамбарьера управляет группами лошадей. Они движутся по кругу парами, гуськом, четверками, шестерками, производят перестроения, ложатся, встают на задние ноги и вращаются вокруг своей оси под музыку, как бы вальсируя. Наездники высшей школы верховой езды заставляют лошадей производить сложные движения, будто танцевать. Жокеи вспрыгивают им на спины и едут стоя. Женщины-наездницы выступают c номерами так называемого гротеска. Стоя на движущихся лошадях, они демонстрируют пластико-балетные движения, перепрыгивают через ленты, полотнища, растянутые над манежем.
Во многих цирках нашей страны, пожалуй, даже в большинстве, имелись так называемые «конюшни», то есть группы лошадей, работавшие в стационарах на всем протяжении сезона, a иногда и нескольких. Под руководством дрессировщика здесь постоянно создавались новые конные номера. B настоящее время подобных конюшен немного.
Я вспоминаю, что в 20-e годы прошлого века большой успех имели жокеи Соболевские. C руководителем номера Василием Трофимовичем Соболевским я познакомился, когда он вернулся на родину после зарубежных гастролей c дочерью и зятем. Сыновья остались за кордоном. Молодых Соболевских там считали лучшими жокеями во всем мире.
B годы Великой Отечественной войны многие цирковые лошади были мобилизованы в армию, ушли сражаться и цирковые наездники. И тогда замечательный жокей, талантливый режиссер Александр Сергеевич Александров-Серж, создал в цирке города Иванова студию для подготовки конных номеров. Один из них был снят для киножурнала, который попал за границу. Увидев его, Со6олевские заявили, что это фантазия и ничего подобного ни один жокей исполнить не может. Авторитет Соболевские имели большой, и им поверили. Но когда впоследствии группа под руководством Александрова-Сержа приехала гастролировать за рубеж, все поняли, что в кинохронике была показана правда. Особенно поражали трюки. При исполнении так называемого курса, то есть прыжка наездника ногами на спину бегущей лошади, приходил не один наездник, a сразу трое. И еще был один потрясающий трюк. Наездник стоял на движущейся лошади. У него на плечах стоял партнер, Оттолкнувшись от нижнего, верхний делал в воздухе сальто-мортале и приходил на плечи К Нижнему – другому наезднику, стоящему на лошади, бегущей сзади. Это требовало высочайшего мастерства.
Вообще, надо сказать, что в послевоенные годы в нашей стране конный цирк возродился с новой силой. В нем утвердилась победоносная, романтическая красота, которая особенно привлекала зрителей. Вспоминаю ряд выдающихся конных номеров. Борис Павлович Манжелли (Шевченко) показывал превосходную дрессировку лошадей на свободе. С отличным номером «свободы» выступали Юрий Ермолаев и Людмила Котова. Первоклассную акробатику на лошадях демонстрировали Запашные. Нельзя забыть джигитов группы Алибека Кантемирова, Юрия Мерденова и Михаила Туганова, Тамерлана Нугзарова. Много раз я смотрел номер жонглирования на лошади Николая Ольховикова, вероятно, лучший в этом жанре во всем мире. Чарующая грация и сложнейшие трюки сочетались в искусстве непревзойденных гротеск-наездниц Лолы Ходжаевой и титаны Леонтенко. Необыкновенно смешны были в конной клоунаде Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Тем более обидно, что сейчас подобное редко встречается в цирковых программах.
Однако первоклассные конные номера все еще существуют: назовем хотя бы жонглеров на лошадях братьев Запашных.
Производственной площадью во всех цирках является круглый манеж с мягким покрытием, обнесенный твердым барьером, от 11 до 13 метров в диаметре. Но такой манеж о6язателен только для конных номеров. Артисты других жанров могут выступать на любых площадках. И если конные номера уйдут в прошлое, в манеже не будет необходимости. A цирк как самостоятельный вид искусства перестанет существовать и сольется c эстрадой. Право, это будет весьма печально.
Из книги Театр. Цирк. Эстрада. К 100-летию Ю.А. Дмитриева
оставить комментарий