По крутой дороге вверх
Вам, наверное, знакома горная дорога, которая, извиваясь, поднимается по склону? Крутой поворот, и, кажется, она приведет туда, откуда вы только что пришли; но нет, вы оказываетесь выше, ближе к вершине.
Таким непрестанным движением к новым высотам представляется мне развитие циркового искусства, создание новых номеров, в которых артисты не повторяют своих предшественников, а в чем-то непременно превосходят их.
Могут спросить: а плохо ли повторить большого артиста, его номер, пользовавшийся успехом?
Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу обратить внимание на следующее. Заслуги тех, кто внес свой вклад в развитие циркового искусства, неоспоримы. Мы справедливо чтим наших ветеранов манежа, выдающихся мастеров прошлого: первого исполнителя двойного сальто в партере, первого русского дрессировщика хищников и т. д. Но сейчас искусство цирка развивается стремительно и бурно. Хотя мы порой сетуем на диспропорции жанров, на однообразие некоторых номеров и многое другое, что нас огорчает, однако нельзя не признать роста мастерства и артистизма исполнителей. Те трюки, которые раньше были рекордными, стали ныне рядовыми, доступными многим исполнителям; появились трюки, о которых прежде и не помышляли. Вспомните, как всех поразило сальто с подкидной доски на двух ходулях! Затем мы увидели сальто на одной ходуле, а теперь Н. Жу-лев продемонстрировал двойное сальто на ходулях.
Возникли новые интересные направления в жанрах. Например, начались выступления на батуде. Сейчас в своих номерах артисты Абапаловы объединили батуд с трамплином, Салмины — с антиподными подушками, режиссер Н. Бауман — со стоячей ловиторкой, режиссер-педагог Л. Шляпин ввел батуд в номер акробатов-прыгу-нов и т. д. Возросли артистизм исполнителей, их культура, вкус, общая профессиональная подготовка. Я убежден: то, что для своего времени было шагом вперед, сейчас может выглядеть шагом назад.
Предвижу такие возражения: «А как же традиции? А как же преемственность поколений? Наконец, может ли каждый молодой исполнитель начинать свой путь в искусстве с создания нового?» Не раз и я, как режиссер-педагог ГУЦЭЙ, задумывался над этими вопросами. Да, свои первые шаги молодежь делает под опекой старших, она
немало черпает из всего того, что создано мастерами манежа до нее. Но в какой это должно происходить форме?
Мне вспоминается то время, когда я пришел в Училище циркового искусства рабочим пареньком вместе с товарищем — Сергеем Кавырзиным. В спорте мы с ним добились некоторых успехов. Но могли ли мы быть авторами, постановщиками номера? Нет. Сейчас Кавырзин считается опытным артистом, знатоком своего жанра, он участвовал в подготовке нескольких номеров. Автор этих строк преподает в училище. Но это теперь, а тогда нам требовалась помощь. Ее оказал нам режиссер-педагог Рудольф Александрович Грилье. Прежде он выступал на манеже с интересными номерами силовой акробатики и в других жанрах. Казалось бы, чего проще — передать молодым исполнителям свой номер: отточенный, проверенный на зрителях. Но Рудольф Александрович поставил нам оригинальный номер с эффектными трюками, учитывая наши индивидуальные способности. Конечно, в эту работу режиссер вложил накопленный опыт, свои творческие находки.
Мне представляется, что связь мастеров и начинающих должна носить именно такой характер — передача старшими младшим своего опыта, знаний, идей, замыслов. Могут спросить — неужели не было раньше такого, что теперь незаслуженно забыто? Было, конечно. Я, например, помню эффектный перекрестный полет под руководством В. Галагана. Сейчас такого номера у нас нет, и стоит, по-моему, его восстановить.
Или, например, мы с Кавырзиным демонстрировали эффектный трюк: нижний держал верхнего на киях (двухметровых палках) в стойке на руках, затем резким движением отбрасывал кии и ловил партнера «руки в руки». Сейчас, насколько мне известно, никто из силовых акробатов ничего подобного не исполняет. Этот трюк, на мой взгляд, тоже стоило бы вспомнить.
Меня могут обвинить в противоречии: сначала я утверждаю, что не нужно возвращаться к старому, а затем сожалею, что исчез интересный трюк или номер. Однако никакого противоречия тут нет. Да, я считаю, что надо восстановить некоторые номера, но обязательно обогащенные новыми трюками, более полно и интересно используя возможности оригинальной аппаратуры.
Сам я стараюсь готовить номера, исходя из каких-то новых принципов. Например, репетируя в училище акробатический номер, который сейчас возглавляет В. Петунов, я ввел лопинг, позволивший исполнять интересные трюки и комбинации, затем включил его в воздушный полет (руководитель О. Лозовик).
Можно, правда, идти иным путем — брать за основу ранее существовавший номер или аттракцион. Я видел «Гигантские шаги» в исполнении Павловых. На моих глазах создавался такой же номер в училище. Бесспорно, постановщиков новых «Гигантских шагов» вдохновило выступление Павловых, демонстрировавших акробатическую сценку, решенную в русском духе в виде картинки народных гуляний. Заслуга Павловых в том, что они принесли на манеж новый аппарат. Постановщики номера в училище — заслуженный деятель искусств РСФСР А. Волошин, талантливый режиссер-педагог ныне уже покойный Г. Третьяков и режиссер-педагог В. Акимов — с самого начала поставили перед собой задачу не воссоздавать прежний номер. Они взяли лишь его идею, общий замысел. Менялись трюки, композиция, да и сама аппаратура. У Павловых гигантские шаги крепились на столбе посреди манежа. В новом номере аппарат подвешивается, а на освободившемся манеже устанавливаются перекрестные подкидные доски, позволяющие исполнять интересные трюки. Вот такой подход к возрождению существовавшего ранее номера наиболее творческий, а потому и наиболее верный.
Я знаю, что коронный трюк заслуженного артиста республики Арзуманова — спуск в стойке на голове по наклонному канату — унаследовал артист Фоменко. Бесспорно, что этот сложный, интересный трюк не должен сойти с манежа, но хотелось бы увидеть не просто повторение номера Арзуманова, а нечто новое — номер Фоменко, включающий необычный трюк, которым прославился известный эквилибрист.
На мой взгляд, напрасно забыт номер «классических» канатоходцев, такой, каким был он у Свириных, Хиби-ных. Но если возрождать пользовавшийся в свое время заслуженной популярностью номер Свириных или Хиби-ных, то непременно надо модернизировать его, придать исполнению трюков иной характер, изменить, наконец, и сам трюковой репертуар.
Бывает так: молодой исполнитель унаследовал номер большого мастера. И вскоре мы слышим: «Знаете ли. было лучше, сейчас уже не то...» А ведь трюки остались те же! Мне кажется, что дело как раз в том, что трюки-то остались абсолютно те же, но от нового исполнителя мы с полным основанием ждали чего-то большего. И если ожидание не оправдалось, то естественно появляется разочарование.
Конечно, мы обязаны развивать все ценное, что создано творческими работниками цирка, но не слепо копировать старые номера. Иногда имя большого мастера как бы гипнотизирует нас и мы к его номеру начинаем относиться как к чему-то раз навсегда данному, застывшему. При этом мы забываем, что мастер манежа, передающий молодежи сложившийся, «обкатанный» номер, в свое время сам никогда не довольствовался достигнутым, отказывался от успешно идущего аттракциона, чтоб подготовить новый. Он переходил из одного жанра в другой и уж во всяком случае обязательно постоянно обогащал свои выступления свежими трюками. Примером тут может служить творческая биография, пожалуй, любого известного артиста — Б. Эдера (акробат, воздушный гимнаст, создатель нескольких очень разных номеров дрессуры хищников), А. Александрова-Федотова (наездник, гимнаст, сверхметкий стрелок, дрессировщик леопардов, затем тигров), М. Егорова (силовой акробат, воздушный гимнаст, выдающийся эквилибрист), П. Маяцкого (силовой акробат, акробат-эксцентрик, эквилибрист, создатель номеров «Ренское колесо на шесте», «Мотогонки», наконец, «Шар смелости») и многих других.
Убежден: следовать традициям советского цирка — значит прежде всего искать и открывать новое. Ведь самое ценное у больших мастеров манежа, чьи имена мы всегда произносим с уважением, не тот или иной блестящий трюк, а непрерывное творческое горение, упорное стремление к созданию необычного, своеобразного.
Путь артиста к своему номеру нелегок, он подобен непрерывному восхождению в гору. Но как бы ни была извилиста и крута дорога, нельзя возвращаться назад, — каждый шаг должен приближать нас к намеченной цели. Обращаясь к образцам прошлого, учась у мастеров, мы призваны постоянно создавать новое и тем самым двигать наше любимое искусство вперед.
Ю. МАНДЫЧ, заслуженный артист РСФСР
оставить комментарий