«По московскому времени» в Париже
В Париже закончились гастроли большой группы эстрадных артистов, с неизменным успехом выступавших в театре «Олимпия».
Советские эстрадные артисты пришли на автомобильный завод «Рено», чтобы познакомить французских рабочих со своим искусством. Фото актера Н. Озерного
Поразить Париж эстрадой — мюзик-холлом, как называют эстраду за границей, дело нелегкое. Однако замечательное искусство советских артистов покорило взыскательных французских зрителей. «Хор похвал в адрес московского мюзик-холла» — так озаглавливает заметку о триумфальном выступлении советских артистов в «Олимпии» «Юманите Диманш». Приведем заголовок другой рецензии: «Москва обновляет наконец-то искусство мюзик-холла». Так пишет «Пари Жур». К восторженному хору похвал присоединяются «Франс Суар», «Орор», «Монд» и другие газеты. Если соединить воедино все похвалы московским артистам, то окажется, что в общем парижские критики восторженно перечислили все 25 номеров программы.
Журналистка Николь Санд уже после первых представлений советовала читателям газеты «Монд»: «Идите смотреть. Это единственный совет, который можно дать об этом самом удивительном, самом безупречном, самом веселом зрелище, когда-либо виденном на сцене, и все эпитеты в превосходной степени не могут выразить то несказанное наслаждение, которое испытывает зритель Большого московского мюзик-холла, привезенного нам в «Олимпию» Брюно Кокатриксом. Дело идет о 25 номерах, подводящих итог всем популярным жанрам искусства эстрады и цирка, отобранных во всех советских социалистических республиках, и не знаешь — какому из них отдать предпочтение...
Открываешь рот от удивления, аплодируешь до боли в руках эквилибристу Геннадию Попову, танцорам с деревянными ложками, певице Людмиле Зыкиной и украинскому певцу Юрию Гуляеву...» и критик упоминает далее еще многие номера. И все это идет «галопом» в течение трех часов, обаятельно, жизнерадостно, скромно и вызывает восхищение. Без «провалов», без «накладок». Нет отдельных «звезд» в этом представлении, где быстро под музыку номера сменяют один другой и всех их с безупречным вкусом и по-французски объявляют Натали (быть может, ее зовут так в честь песенки Жильбера Беко) и Белов (куплетист с рыжими волосами и удивленными глазами)». Вот выдержки из статьи одного из французских критиков, Ги Леклерка: «Скажем сразу: первое выступление московского мюзик-холла в Париже было подлинным триумфом. Общая атмосфера спектакля, его ритм, оформление, качество всех номеров таковы, что критик просто не знает, с чего начать.
Рискуя показаться не слишком серьезным (но надо ли быть очень серьезным, говоря о мюзик-холле?), я должен признаться, что меня более всего поразили 26 танцовщиц из ансамбля «Радуга», самые красивые, самые грациозные из всех «гёрлс» мира. К тому же они прекрасно танцуют. Их костюмы очаровательны: сверкают красками, дышат юностью. О двух конферансье можно говорить только с похвалой, и все парижские критики единогласно признали Натали самой красивой девушкой (и лучше всех одетой), какую когда-либо видели на сцене театра «Олимпия», и что Афанасий Белов — самый симпатичный и остроумный куплетист, когда-либо приезжавший сюда... Что же касается остальных номеров, то они просто сногсшибательны. Все международного класса и даже выше! Есть прямо-таки из ряда вон выходящие номера, например, акробатический этюд братьев Ворониных, требующий гибкости и исполняющийся в замедленном темпе; старички (Марченко и Фролов), скрывающие под внешностью выживающих из ума почтенных докторов стальные мускулы. А Геннадий Попов — это феномен, весь в черном, умудряющийся подняться на одной руке на двухметровый шест, держа в другой двадцатипятикилограммовую гирю. Очаровательна Валентина Суркова, блондинка с движениями пантеры, работающая на свободном канате с такой виртуозностью, что не знаешь, то ли канат обвивается вокруг нее, то ли она вокруг каната.
Надеюсь, я ничего не забыл из виденного на этом ошеломляющем вечере. Сила и гармония, ритм и поэзия, очарование, красота и сверх всего самые неожиданные находки и выдумки, эта простота, непосредственность, к которой мы совсем не привыкли. Таков Московский мюзик-холл». «Следует воздать должное Александру Конникову и Брюно Кокатриксу, которые сумели отобрать номера безупречные по мастерству, но и сумели создать представление; в нынешнем его виде оно было «обкатано» в Москве и по сути дела является обзором этого вида искусства, одновременно интернациональным и национальным», — пишет «Леттр Франсэз». Самые разные газеты приходят к выводу — парижанам следует обязательно посмотреть представления московской эстрады в «Олимпии». «В стране космонавтов артисты противостоят законам земного притяжения, и, если именам Геннадия Попова и Валентины Сурковой предшествуют слова «один из самых больших номеров в мире», мы полностью с этим согласны», — пишет в «Либерасьон» Жаклин Фабр. Подробно описывая феноменальный номер Г. Попова с гирей, она добавляет: «Шарль Азнавур, сидящий в первом ряду, безуспешно пытался поднять эту гирю». «Либерасьон» подчеркивает и неожиданную для зрителей подачу номера жонглеров Савельевых (по «Сотворению мира»): «Светящиеся дьявол и ангелочки Жана Эффеля, подобно персонажам мультфильма, перебрасываются звездами и полумесяцами, тогда как сцена погружена во мрак».
Не жалея похвал, перечисляет критик номера представления — В. Суркову, М. Магомедова, трио «Косинус», танцоров, певцов национальных республик Советской страны. Особо восхищается ленинградскими куклами «тигром-меломаном, кокетливой обезьянкой». «Мы не в обиде на льва, сожравшего художника-абстракциониста, нарисовавшего его портрет». Критик называет Афанасия Белова «московским Бурвилем» (известный французский актер театра и кино). Так, высокое искусство советской эстрады снова по достоинству оценено за рубежом.
Журнал Советский цирк. Август 1964 г.
оставить комментарий