Под куполом старого цирка
Смешная реклама!
Читать материалы о цирке в старых журналах всегда интересно: узнаешь много поучительного и при этом невольно смеешься над претенциозно наивной рекламой артистов.
Вот известный укротитель начала ХХ века Ричард Саваде оповещает о том, что он свободен от гастролей со своими львами, тиграми, черными и белыми медведями, английскими догами и другими всевозможными дикими животными.
Но, пожалуй, всех затмил своим объявлением некий последователь индусских браминов Аис-Турби (настоящий) из города Егорьевска. Он предлагает премию, «стоящую более 5000 рублей каждому», кто сможет проткнуть так же, как он, свое тело огромными иглами и гвоздями. Ясно, что таких желающих не нашлось.
Еще смешнее объявление в журнале «Театр-Варьете» мадемуазель Марри, «королевы цепей и престидижитаторши, загадки XX века». Ее загадка не столько в секрете фокуса, сколько в самом имени: под звучным иностранным именем скрывается русская артистка.
Эксцентрики Смит и Смот в отличие от других гастролеров своей судьбой довольны: они во второй раз уже реангажированы и пролонгированы в Одесском отеле «Норд». Об этом артисты сообщают читателям, поздравляя их с Новым годом.
Последняя фотография говорит о рекламе другого рода. Одна иностранная артистка стала носить вместо муфты живую обезьянку. Это начинание нашло многих последовательниц. Что и говорить, смешны и наивны рекламы в старых журналах.
История одного рассказа
Писатель Александр Иванович Куприн, как известно, был большим поклонником циркового искусства. В конце 1896 года он даже организовал в Киеве атлетическое общество и открыл от имени этого общества цирк, правда, просуществовавший недолго. Между прочим, на его манеже Куприн впервые познакомил публику с борцом И. М. Поддубным, будущим чемпионом мира.
О цирке Куприн как-то сказал: «Там человек, каков он есть на самом деле: сильный, смелый, подымает тяжести, прыгает, скачет на лошади, в каждом движении его — пение и красота жизни».
До конца жизни Куприн сохранил интерес к цирку, поддерживал тесную дружбу с артистами, написал много высокохудожественных увлекательных рассказов из их жизни. Он и поныне занимает первое место в мировой литературе по количеству произведений о цирке.
Сюжеты произведений Куприна — не плод творческой фантазии писателя, они взяты из действительной жизни, построены на достоверных фактах и случаях.
Очевидно, все помнят наивно-трогательный его рассказ «Слон» о заболевшей девочке, которая отказывалась от еды и лекарства, не интересовалась игрушками. Врачи затруднялись определить болезнь девочки и лишь рекомендовали ее родителям развлечь больную.
Как-то на вопрос матери, чего бы она хотела, девочка ответила: «Слона». Немедленно была куплена игрушка — слон, но девочка равнодушно взглянула на подарок и отвернулась. «Нет, это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а это мертвый».
В городе работал зверинец-цирк. Отец девочки немедленно отправился к владельцу зверинца и упросил его привести слона к больной.
Девочка обрадовалась «гостю», затеяла с ним игры, согласилась принимать еду и лекарства и в конце концов выздоровела.
Сюжетом этого рассказа послужил действительный случай из жизни знаменитого в свое время французского клоуна Медрано, кстати сказать, организатора демократического цирка в Париже.
Случай был описан на страницах издававшегося в России до революции журнала «Артист и сцена», в статье, посвященной памяти скончавшегося в 1912 году Медрано.
«Однажды какой-то незнакомец явился в цирк и спросил Медрано. Со слезами на глазах он рассказал, что его ребенок, как-то видевший в цирке Медрано, теперь умирает и положительно бредит великим клоуном. Мучимый лихорадкой, он отказывается от еды, от лекарств и молит, чтобы к нему пришел Медрано. Тогда у несчастного отца зародилась надежда, что присутствие клоуна поможет вырвать ребенка из цепких когтей смерти.
Медрано быстро переоделся, набросил на плечи пальто и в сопровождении благодарного отца отправился к своему поклоннику. Ребенок по-прежнему бредил.
— Ну вот, дитя мое, я пришел к тебе! Твой Бум-Бум (прозвище Медрано) пришел к тебе в гости и хочет поболтать с тобой!
Но ребенок не узнавал клоуна и отталкивал его от себя обеими руками. В этом прилично одетом господине он не мог признать того клоуна, который пленил его своими ужимками и шутками.
Медрано это понял. Он стремглав бросился в цирк, загримировался, одел свой клоунский костюм с погремушками и вернулся обратно. Когда больной увидел его, все лицо его осветилось счастливой улыбкой, его мечта осуществилась — он увидел своего любимого Бум-Бума, Под влиянием клоуна ребенок принял лекарство. После этого приступы лихорадки уменьшились и появилась надежда на выздоровление. В течение долгих дней еще Медрачо после представления, несмотря на усталость, проводил у изголовья больного несколько минут, принося ему радость и жизнь».
Мысль воплотить в художественную форму описанный случай с Медрано подсказал Куприну его близкий друг — выдающийся итальянский клоун Джакомо Чирени (Жакомино), многие годы выступавший в Петербургском цирке Чинизелли.
Р. Д.
По следам наших выступлений
«Мастерство без культуры», «А Волошина это не касается».
Так назывались статьи в журнале «Советский цирк» (№ 3 и № 9), отмечавшие недостатки в организации политико-воспитательной работы в Государственном училище циркового и эстрадного искусства.
Эти статьи обсуждались на бюро, а также на общем собрании партийной организации и на педагогическом совете училища. Намечены меры по устранению отмеченных недостатков.
Недавно редакция получила письмо директора училища А. М. Волошина, в котором он пишет, что «критический материал о деятельности ГУЦЭИ, помещенный в журнале, был встречен как важный фактор, направленный на улучшение работы училища».
Журнал "Советский цирк" Декабрь 1962г.